|
Северный комсомолец
7 октября 2005 (8)
Александр КОЖЕВНИКОВ
На сцене "химичили" "Три О" и звучал саксофон Резицкого
Festival
От латинского Festivus - праздничный
"Фестиваль - музыкальный, театральный или другой смотр лучших достижений
искусства. Обычно фестиваль является соревнованием, участники которого
выделяются специальными жюри в результате предварительных отборочных
просмотров".
Так в толковом словаре нам расшифровывают значение этого слова. "Соревнование",
"жюри", "праздничный" - слова замечательные, но, к сожалению, не имеющие уже к
архангельскому джазовому фестивалю никакого отношения. С уходом Резицкого эта
самая "фестивальность" куда-то сгинула, а график интересности провалился в
тартарары... Что же нам предлагают взамен?
Приоритеты сменились, и архангельскому джазовому слушателю сейчас приходится в
невесть какой раз "наслаждаться" Сергеем Манукяном, который скоро, видимо,
навсегда переберется в Архангельск. Действительно, зачем тратить деньги на
разъезды, он ведь все равно не слезает со сцены "лучшего джазового клуба
планеты" - "Амадея"?! Ну а когда Манукян щедро приправлен таким "джазовым"
коллективом, как Северный русский народный хор (!), не пойти на фест просто
невозможно...
Смотришь на красиво напечатанную программу фестиваля, и не покидает ощущение,
что Владимир Туров судорожно затыкал в ней дыры - архангельские музыканты и
спасающие положение редкие гости: очень известный трубач, живущий ныне в
Америке, Александр Сипягин, которого нашли, похоже, только за две недели до
начала фестиваля, Сергей Летов и "Три О"...
Не Туров ли некогда утверждал в приватной беседе с одним знакомым, что ноги
ансамбля Валентина Зеленова "Arkhangelsk Jazz Friends" на фестивале не будет,
потому что это "не фестивальная музыка, а кабак"?! Что мы видим в итоге - дырка
в первом фестивальном дне "Дней джаза-2005" удачно заткнута.
Лидером первого фестивального дня стал, конечно же, квартет Александра Сипягина.
Это трубач из разряда тех музыкантов, которые не натужно пытаются поразить
слушателя техническими наворотами, а просто играют музыку. Причем отменно
вкусно. Его соло - от экспрессивных, пробивающих пространство, пассажей до
задумчивых мелодичных линий - держат зал в постоянном напряжении...
День второй - это "интуитивная" музыка от "Три О" и Сергея Летова.
"Концептуальное" мышление Владимира Турова предложило в этот день для начала
насладиться Северным хором, но пришли все именно на Летова и московский квартет
Тимофеева и Круглова. В этот день со сцены снова звучал саксофон Владимира
Резицкого - молодой московский гость, музыкант Александр Круглов, был удостоен
чести играть на инструменте основателя архангельского фестиваля.
"Три О" - заслуженный ансамбль с давней историей. В этом году ему исполняется
двадцать лет, и концерт на Днях джаза - первый в серии юбилейных концертов.
Летов - в прошлом, кстати, химик - сотоварищи не очень любят, когда то, что они
делают, называют джазовой музыкой. Плоскость их музыкальных интересов - это, по
большей части, некие околомузыкальные образы, авангард, исследование звука и
того, откуда берется музыка... Пьеса "Владимир Ильич Ленин в Цюрихе" -
нагромождение звуков или, скорее, звукообразов может поставить в тупик. Зато хит
ансамбля - архаичный блюз, очень любопытное произведение, своеобразная попытка
выяснить, из чего взялось это музыкальное направление...
Ну а завершала фестивальную программу на третий день джазовая московская
молодежь - джаз-оркестр "Академик-бэнд" под управлением Анатолия Кролла.
| |