Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
16 декабря 2005 (18)
Елена МАЛЫШЕВА

Последний бастион нелюбви

Не хотела верить, когда узнала: богатая, как считается, Коряжма осталась единственным в области местом, где муниципальные чиновники не получают надбавки к пенсиям. По федеральному закону - положено, по областному - положено, а местные депутаты подобного решения не принимают и деньги на доплаты в бюджет не закладывают. Аргументы звучат примерно так: не заслужили, дорого, у города есть другие нужды.

Вопрос с пенсиями чиновников, конечно, интересный. С одной стороны, на госслужбе они некоторым образом поражены в правах: не могут, например, зарабатывать где-то еще. С другой стороны, знали ведь, куда шли. Опять же, с первой стороны, хороших специалистов в ту же мэрию калачом не заманишь, на производстве получат больше. Опять же, со второй стороны, многие идут в чиновники не за льготными пенсиями, а за привилегиями, статусом, которые порой дороже денег.

Но я не о чиновниках сегодня. Будь у всех остальных солидное обеспечение в старости, вряд ли бы они стали голову ломать голову - а сколько получает сосед? У нас ломают. Была недавно с депутатом Госдумы Мальчихиным на встречах в Котласе и Вычегодском. Самые активные "встречающие" - пенсионеры. И потому, что время им позволяет, и потому еще, что каждый раз старики надеются услышать что-нибудь обнадеживающее про свои пенсии. А порадовать их нечем. Тарифы по-прежнему будут расти, пенсии - несомненно! - индексироваться. В общем, сколько добавят, столько и отберут.

Разговорились со старушкой. Она назвалась. Но мне неловко писать фамилию женщины, два месяца вынужденной ходить в туалет в ведро, потому что унитаз сломался, а на новый пришлось копить. Ее соседка, однако, одернула товарку: "Мы лучше уже живем. Вот при Ельцине я несколько лет молока не пила, а сейчас все кушаем. Мало только немножко..."

Именно в Вычегодском я впервые обратила внимание на своеобразный перекос в сознании. Увидев у меня диктофон в руках, на разговор потянулись и другие пенсионеры. И выяснилось: практически все бывшие работники железной дороги чувствуют сегодня себя особенно обиженными. В свое время и получали неплохо, и в своей больнице лечились, и всякими льготами пользовались. А теперь - на тебе, стали, как все. "Я всю жизнь пахала, а Танька получает больше меня!" Кем, спрашиваю, вы работали? "Да стрелочницей! И в жару, и в мороз на улице". А Танька? "А Танька в белом халате в больнице 30 лет просидела. Врачихой". Стрелочница считает неправильным это.

Мне тоже не кажется справедливым оказаться на пенсии в одном социальном слое с бедняками. А туда входят сейчас практически все пенсионеры, за исключением разве что тех самых чиновников и "белых воротничков", накопивших на старость заранее. Но что самое удивительное, в зоне бедности, согласно исследованию Института общественного проектирования и компании "Ромир-Мониторинг", сегодня оказываются и работающие. Воспитатели, медсестры, все работники сельского хозяйства, часть служащих, как это ни странно.

Однако людей обижает даже не это. В конце концов, у всех разные способности и возможности получить образование и сделать карьеру. Обижает другое: если в развитых странах человек практически навсегда остается в социальном слое, которого достиг в работоспособном возрасте, то наши старики уже в 50-60 лет скатываются из зоны благополучия в ту самую зону бедности. И плевать правительство хотело на то, как ты и сколько пахал еще несколько лет назад.

Именно эта несправедливость в оценках при начислении пенсий больше всего злит людей. Но из социсследования (оно публиковалось в этом году в журнале "Эксперт") я с удивлением узнала, что правительство в выстраивании своей политики и не должно ориентироваться на пенсионеров. Потому что пенсионеры - единственный социальный слой, который не принял капитализм, и ориентиры которого входят в противоречие с ориентирами успешных граждан.

Так ведь и не примет! И так и будет голосовать не умом, а тем местом, которое приходится пристраивать порой не на унитаз, а в ведро.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя