|
Северный комсомолец
15 августа 2005 (2)
Александр КОЖЕВНИКОВ
Наша узкоколейка - самый верный путь в будущее:
Сегодня бойцы ССО строят узкоколейку - как Павка Корчагин и другие их
героические предшественники, комсомольцы двадцатых и тридцатых... Двадцатый век
минул, двадцать первый на дворе, а узкоколейка все зовет и зовет в неизъяснимо
светлое будущее:
А началось это долгое двухмесячное кормление комаров в тайге под Котласом для
студенческого строительного отряда "Эксперт" с обычного заполнения анкет. Хотя
вряд ли обычного! Студент любую формальную процедуру может превратить в прикол,
а тут еще и анкеты развеселые - что-то вроде: "На каких музыкальных инструментах
играете? На гитаре, на баяне, на гармошке, на нервах: (нужное подчеркнуть)". Вот
ребята и развлекались.
Я перебирал в руках пачку этих "документов" с наклеенными в уголках фотографиями
"бойцов-строителей" (физиономии у всех серьезные до невозможности:), которую мне
дал командир отряда Сергей Караваев, то и дело сгибаясь от смеха. АГТУшники,
медики, студенты ПГУ - девятнадцать человек, и все не без юмора. Один пишет в
графе "Сколько хотите заработать?" - "На обратную дорогу:", другой - планирует
получить не меньше тридцати тысяч "уев". Но, что интересно, кроме желания
заработать, стоящем обычно на первом месте, многие указывают и другие причины,
может быть, даже более важные - новые друзья, ощущения, тот самый "запах тайги",
короче - романтика:
...Когда я раз в третий проснулся, ударившись лбом о спинку сиденья перед собой,
автобус, натужно хрипя, полз на первой передаче куда-то вверх, к ржавой вывеске
"Харитоново", видневшейся в окно. Все бы хорошо, но вроде бы закончившееся
путешествие на самом деле только начиналось. Сергей Караваев, командир
"Эксперта", уже ждал нас.
- Теплые вещи есть? - Сергей обводит нас взглядом, не обещающим ничего хорошего.
- Советую надеть! Идемте быстрее - опаздываем!
На рельсах узкоколейки, ремонтом которой и занимаются ребята из "Эксперта",
прямо за домиком диспетчера стояло некое "чудо технической мысли". К тепловозу
странной формы, важно попыхивающему МАЗовским движком, прицепили вагончик, чья
престарелая жизнь, по логике, уже давно должна была закончиться где-нибудь на
местной свалке. Из окон свешивались веселые студенты:
- Здрасьте! Забирай-тесь - отправляемся!
Под веселый свисток тепловоза вагон-пенсионер нехотя заскрипел в сторону леса:
- Ну что, смертнички, поехали!
Что происходило с вагоном! Он скрипел, визжал, стучал, раскачивался, а студентам
- хоть бы что. Этот "пассажирский состав" ходит по узкоколейке два раза в неделю
- кроме студентов, возит жителей лесных поселков Кваша, Слободской. Скорость в
тридцать км. для него уже критическая, поэтому, чтобы добраться до заветного 57-
го километра, где находится база ССО, он ползет часов пять.
- Это в лучшем случае, - "успокаивает" меня Сергей. - Если с рельсов не слетим.
Мы в первый раз сюда одиннадцать часов добирались - четыре раза вагоны сходили!
"Полное Жопово". Название гордо выведено на табличке, прибитой к столбу. Так,
любя, отряд называет свой состоящий из трех вагончиков и навеса-столовой
поселок, до которого мы добрались спустя четыре часа. "Неудивительно, что
"полное:" - ни электричества, ни дорог, вокруг тайга, и только нитка узкоколейки
пробегает мимо. В каждом вагончике - "буржуйка" и двухэтажные нары со скудными
пожитками бойцов.
Вторая бригада, пригласившая нас "пожить" к себе, по сравнению с другими двумя
богаче - на столе стояла похищенная из заброшенной школы соседнего поселка Кваша
спиртовка и здоровенная гипсовая ваза-муляж, в которой полагалось тушить окурки.
И даже имелось небольшое развлечение - мобильный телефон с десятком мелодий,
которые ребята слушали по кругу уже целый месяц.
На еду бойцы не жалуются, хотя признают, что после очередных макарон с тушенкой
хочется разнообразия. Повар - единственная в отряде девушка Света Верещагина.
Кормила нас на завтрак вкуснейшей овсянкой. Постоянные подопечные ее кашу
ковыряли нехотя, а потом делили конфеты - по две на брата.
Ребята до поздней ночи рассказывали нам о том, какие медведи у них бродят по
округе, какие летают комары и как им, при всей здешней романтике, хочется в
город. Все-таки второй месяц в тайге - совсем одичали.
Рабочий день отряда начинается в восемь часов. Тепловоз отвозит их к участку в
десяти километрах от лагеря, а вечером забирает. Дневная норма - шестьдесят
пролетов рельсов. Каждый пролет - восемь метров, значит, почти полкилометра пути
в день. Подгоняют подъемник, зацепляют им рельсы, снимают старые шпалы и крепят
новые.
За первый месяц работы каждый боец получил по семь с половиной тысяч рублей, до
дня отъезда, 26-го августа, планируют заработать еще столько же. А работа
тяжелая. Пожалуй, тяжелее, чем в каком-либо другом стройотряде. Но бойцы не
жалуются - уже втянулись. Зато эти деньги не будут оттягивать карман - они
пахнут потом настоящего труженика.
Александр КОЖЕВНИКОВ
| |