|
Северный комсомолец
2 сентября 2005 (3)
Оксана БОННЕ
В школу: с соской
Восемь лет назад Оксана вышла замуж за француза, родила двоих мальчишек. Они уже
школьники. И их мама, окончившая, кстати, Архангельский педуниверситет, с
особым пристрастием наблюдает за тем, как и чему ее французские коллеги учат
сейчас ее Ивана и Матье.
Благодаря тому, что школа во Франции начинается с трехлетнего возраста, дети
здесь гораздо раньше, чем в России, вливаются в "общественные ряды".
Сюда можно приходить с соской, не разрешаются лишь памперсы. Только не надо
думать, что для французских малышей трех-шести лет школа - это просто аналог
русского детского сада.
Здесь есть настоящий класс с настоящей учительницей, в помощь которой
отряжается нянечка, которая до уборки не унижается и зарплату получает от мэрии.
Даже в самом младшем классе есть парты. Есть доска, много учебного материала,
только вот после обеда для трех- и четырехлетних малышей наступает время
"тихого часа". Спальни нет, дети укладываются на матрасиках, разложенных прямо
на полу спортзала или игровой комнаты.
Чем же ребенок должен овладеть к концу обучения в подготовительной школе, то
есть к пяти-шести годам? Прежде всего, устной речью. Затем ему даются начала
чтения как такового - правильное пользование школьной библиотечкой, ориентация
в детском зале муниципальной библиотеки.
За ними следуют начала письма - определение право- или левописания, умение
правильно держать карандаш, ручку, фломастер.
Математика для малышей - это нумерация (счет предметов, сравнение разных цифр и
количеств), а также простейшее сложение. Есть и другие предметы.
Но еще маленького ученика учат уважать правила распорядка школы, взрослых,
работающих в ней. Различать опасность и принимать меры безопасности, уметь брать
на себя инициативу.
Домашних заданий трем-шестилеткам, конечно, не задают. Но учитель придерживается
учебной программы, спущенной "сверху" Министерством образования, а также
педагогического проекта. В конце каждого полугодия школа выдает родителям
ведомость ученика с великим множеством граф, где учитель помечает, освоил ли
ребенок тот или иной жест, навык, движение, операцию, влился ли органично в
классный коллектив.
С шести лет для ребенка начинается начальная, "серьезная" школа с домашними
заданиями, уроками чтения, письма и математики.
И все-таки для некоторых детей переход к начальной школе оказывается шоком. Во
Франции многие родители поощряют "затяжное младенчество". До пяти лет детей
могут возить в коляске с соской во рту и драным зайцем в обнимку. Некоторые не
приучены засыпать без молока или сладкой водички из бутылочки для грудничков.
Все это несовместимо с "серьезной" начальной школой.
Не меньшей проблемой оборачивается для многих детей школьная столовая. Меню в
ней рассчитано по дням в зависимости от количества нужных детям калорий,
включает много фруктов, овощей, рыбы. Все это полезно, но детьми не очень-то
любимо. При этом столовая обходится достаточно дорого, особенно в частной школе,
где цена одного обеда превышает 4 евро.
Впрочем, жаловаться все же не приходится. Образование (кроме частных школ) во
Франции бесплатное - от трех до восемнадцати лет, а потом и высшее, если учиться
в обычном университете. Профессия учителя здесь престижна, пройти
государственный конкурс на нее очень и очень непросто - конкуренция огромная. У
учителей хорошая зарплата, весомые социальные гарантии, льготная страховка,
длительный отпуск, у многих среда - выходной день, потому что дети до 11 лет по
средам здесь не учатся.
Между тем, учителя во Франции всегда чем-то недовольны: их не устраивает ни
нынешнее положение вещей в сфере образования, ни предлагаемые правительством
реформы. Однако никто из них со своим рабочим местом расставаться не спешит...
| |