|
Северный комсомолец
20 января 2006 (2)
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.
Святую воду разливали ковшами женщины в белых халатах
Крещение - самый веселый православный праздник. О нем не забывали даже в
советские времена. Во многих архангельских семьях он наравне с Пасхой почитался
и отмечался. А в нашем доме особенно, потому что бабушка с тетушкой умудрились
родиться в этот день. С утра на столе пироги и разная вкуснятина. А потом
разговоры про гадания, колядки и святую воду. И всегда хотелось посмотреть, как
воду в храмах на Крещение освящают. Но пугало столпотворение.
Много лет Крещение сопровождается давками в храмах. Даже обязательное
милицейское оцепление порой не в силах помочь. Народ, возросший на очередях за
колбасой, не в силах остановиться, когда что-то дают. Причем большинству хочется
по привычке взять больше, чем положено в одни руки. Изумленные стражи порядка
каждый год наблюдают, как люди с горящими глазами волокут из церкви святую воду
двуручными баками. Крещенским утром толпа набивается в храм и стоит в
многочасовой очереди в духоте. Дело до обмороков доходит. И обещания батюшек,
что на всех хватит, и их проповеди о том, что с 18 по 20 января вся вода, во
всех источниках, и даже в кранах - святая, никого не вразумляют.
Поэтому мы отправились взглянуть на водосвятие в сочельник. В этот день тоже
освящают воду, сразу после службы. Свято-Ильинский собор заполнен, но не забит.
Видно, что пришла лишь постоянная паства, только самые стойкие. На дворе-то
почти - 40. Службу ведет епископ. Посреди храма стоят четыре огромных чана,
наполненных водой и накрытых чистым полотном. Еще несколько больших емкостей
ожидают в другом пределе.
Перед самым перевоплощением простой воды в святую над чанами зажигают свечи.
Владыка Архангельский и Холмогорский Тихон с батюшками, служками и церковным
хором начинают обряд. Над водой огни, молитвы, теплые голоса и кадильный аромат.
Все действие под присмотром икон. В кульминации обращение к Создателю с просьбой
сделать воду святой. А попросту... совершить чудо. Потом песнопения и троекратное
погружение серебряных крестов в воду. Епископ работает над своим сосудом,
настоятель храма берет на себя все другие.
В конце владыка разъясняет собравшимся суть праздника, говорит о том, что теперь
вода стала великой святыней и обращаться с ней нужно соответственно. Она лечит,
спасает от нечисти, освящает дома. У настоятеля более прозаичная и прикладная
проповедь: воды много, мы завтра еще освятим, на всех хватит, не надо давки,
ведите себя разумно.
Дальнейшее действие до боли напоминает советский магазин. Женщины в белых
халатах черпают ковшами из чанов и через воронки разливают святыню по
пластиковым бутылкам, майонезным ведеркам и трехлитровым банкам. Да и атмосфера...
На меня несколько раз шикнули, оттолкнули, дернули за рукав и отчитали. Так и
обдало реализмом и атеизмом, помноженным на ностальгию. Даже в храме, при
обретении чуда мы остаемся самими собой.
Может быть четырехмесячная Оленька, которую родители привезли крестить в храм в
этот лютый мороз, будет другой.
| |