Северный комсомолец
20 января 2006 (2)
Олег ГРИГОРАШ
Птичка оказалась "уткой"
"Налогоплательщики имеют право знать, чем занимается избранный ими мэр".
(Директор департамента информации мэрии Е.Удалкин).
Газету мэрии "Архангельский обозреватель" к СМИ можно отнести с большой долей
условности. Скорее, это средство зомбирования населения. Впрочем, "зомбирование"
- еще мягко сказано. На самом деле речь идет о глупой, до безобразия топорной
лжи, адресованной каждому из нас. 91-тысячный тираж - это все почтовые ящики
города, регулярно наполняемые макулатурой горадминистрации. Читайте и
наслаждайтесь!
МОРДОДЕЛЫ
Всем известно - мэр Донской чрезвычайно любит правду. Про свободу слова он
говорил не десять и не двадцать раз. Его нынешний пропагандист Удалкин выступал
гораздо реже, но в канун Нового года заявил: "Мэрия как орган власти не
занимается покупкой позиции того или иного издания".
Интервью с Удалкиным было опубликовано 28 декабря. А пять дней спустя, 3 января,
город получил очередной номер "Архангельского обозревателя".
Центральное место праздничного выпуска, подводящего итоги 2005 года, занимает
полоса "Лица года, лица города": полновесный блиц-опрос архангелогородцев, в
едином порыве назвавших Донского "самым главным человеком". В смысле лучшим.
Остальные "люди года" (самые плохие) разместились на соседней полосе.
Для антуража в реестре "лиц" встречаются и прочие фамилии. Заслуженный врач
Волосевич, художник Трубин, пловец Лагунов попали в этот список по определению
"в народе их уважают". Из политиков присутствует губернатор Киселев (потому что
губернатор), депутат областного Собрания Барашков (потому что настоящий патриот
Архангельска), а также Гармашов и Харин (потому что ЛДПР-цы, а к этой партии
Донской не равнодушен).
Блиц охватил 16 человек - от "моряка Антона" до "пенсионера Сергея Евгеньевича".
Слова каждого сопровождает фотография.
Как нам стало известно, по меньшей мере семеро из участников опроса в опросе не
участвовали, а трое из них вообще вряд ли слышали, кто такой мэр Донской. Ни под
Новый год, ни ранее в Архангельске они не появлялись. Эти люди живут в другом
регионе России. Зато четверо - действительно здесь.
ВЫЛЕТЕЛА - НЕ ПОЙМАЕШЬ
На представленном снимке - сотрудники компании Endi'sign Ирина Зиновьева,
Дмитрий Рябчиков, Людмила Братишко и Виктория Анциферова. Их предприятие активно
занимается рекламной и архитектурно-дизайнерской деятельностью. Посетителей
приходит много, поэтому когда в офис "на минутку забежал" общий (хотя и не
близкий) знакомый, этому никто не удивился. Почти с порога гость начал козырять
навороченной трубкой ("последняя модель!"), и тут же предложил присутствующим
убедиться в неограниченных возможностях фотокамеры мобильника. "Отщелкав"
хозяев, поведал, что прямо сейчас может отправить их изображения по электронной
почте. Выяснилось, что у одной из девушек есть фотографии родных, которые она
как раз планировала им выслать. Так в обойме визитера оказались еще три снимка.
На этом фотосессия закончилась. Ни о Донском, ни об "Обозе" речь не шла.
Теперь представьте реакцию людей, увидевших себя в газете. Как рассказала одна
из "опрошенных", "праздники были изрядно испорчены. Звонили родные, коллеги,
друзья. Кто-то удивлялся, кто-то возмущался. Многие не сразу верили, что ничего
подобного я не говорила".
Перед вами цитаты, размещенные в газете мэра от имени этих людей, плюс их
дословные комментарии, которые они сделали для нас.
"Ирина, секретарь: "Ой, сразу так и не скажешь, много у нас хороших людей,
интересных. Ну, в первую очередь это Донской, конечно, наш мэр".
Комментарий Ирины:
"Я живу в Новодвинске, мэр нашего города - Юрьев. И людей хороших у нас много.
Но причем тут Донской?".
"Виктория, маркетолог: "Я бы выбрала Донского. По-моему, в 2005 году он самый
заметный человек в Архангельске. Я, как маркетолог, понимаю, что Донской привык
в бизнесе к жесткой конкуренции. Можно даже сказать, что конкуренция делает его
сильнее, и чем больше будут сопротивляться его начинаниям, тем активнее будет
действовать этот человек".
Комментарий Виктории:
"В самом деле, куда уж активнее!.. Могу сказать, что после этого подлога мое
собственное мнение о мэре изменилось".
"Людмила, дизайнер: "Конечно, в 2005 году человеком года стал для меня наш мэр
Александр Донской. Он просто молодец. На окраины ездит, жизнью людей
интересуется, для детей много делает. Собирается в Маймаксе детский парк
построить".
Комментарий Людмилы:
"В выборах мэра я не участ-вовала. Но, конечно, даже если бы пошла, за Донского
бы не голосовала".
"Дмитрий, менеджер: "Во время выборов, не скрою, я работал против Донского. Но
честно уважаю Александра Викторовича за упорство и волю к победе. И хотя наш
штаб проиграл, я назову Донского человеком года. Есть за что его уважать".
Комментарий Дмитрия:
"Правда только то, что я работал в предвыборном штабе его оппонента. Конечно,
после этой публикации у меня возникли проблемы. Самое же возмутительное - газета
сверстана таким образом, что многие мои знакомые решили: антирейтинг - "Люди
года" - составлялся также по нашим высказываниям".
"ПИПЛ ХАВАЕТ"
Заголовок этой главки из жаргона ресторанных музыкантов, рассуждающих о вкусах
публики. Судя по всему, создатели "Обоза" руководствуются тем же принципом.
Мы не будем разводить сентенции об элементарном уважении к читателю. Интереснее
другое - о чем думали авторы, на что надеялись? На то, что в очередной раз
"никто ничего не заметит"? Или в преддверии праздников времени думать уже не
осталось, и вступила в силу установка: "Нам не нужно, чтобы это было хорошо. Нам
нужно, чтобы это было в четверг"?
Теперь сотрудники Endi'sign справедливо требуют опровержения. В их коллективном
обращении на имя учредителя газеты "Архангельский обозреватель", в частности,
сказано:
"Требуем, чтобы опровержение было набрано тем же шрифтом и помещено под
заголовком "ОПРОВЕРЖЕНИЕ" на том же месте полосы, что и опровергаемые сообщения
в ближайшем планируемом выпуске газеты. В противном случае, оставляем за собой
право добиваться восстановления своих прав в соответствии с гражданским и
гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации".
Отметим, газета обязана разместить не одно сообщение, набранное нечитаемым
шрифтом в "подвале", а ЧЕТЫРЕ информации на тех же лобовых местах. С теми же
фотографиями. Текст следующий:
"В предыдущем номере "Архангельского обозревателя" был опубликован опрос
горожан, которых редакция якобы попросила назвать "человека года". Подавляющее
большинст-во назвало имя мэра Александра Донского. В число "опрошенных" попал(а)
и я. Заявляю, что ни ко мне, ни к моим коллегам никто с подобными вопросами не
обращался. И выход номера газеты за 3 января стал для всех нас "обманом года".
Считаю, что в таком же положении оказались и читатели "Архангельского
обозревателя".
Допустим, опровержение, к тому же на таких условиях, не напечатают. Тогда все
четверо, конечно, обратятся в суд. И дело выиграют.
Возможно, после этого пропагандисты мэрии начнут работать осторожнее. Но
отразится ли это на качестве? Вряд ли. Недаром рядом с "Лицами города" в
"Обозревателе" соседствует вопрос: "Чего станет меньше: правды или лжи?", по
поводу пиара горсовета.
Лжи меньше не станет. Появятся новые "блицы" с участием новых людей. Отбоя от
желающих не будет - вспомните предвыборные митинги (если верить слухам, с
оплатой каждому участнику проблем не возникало).
Только "пипл", он тоже не дурак. Особенно когда фальшивят.
Олег ГРИГОРАШ,
Фонд "Перспектива"
www.arhperspectiva.ru
|