|
Северный комсомолец
13 октября 2006 (40)
Михаил АНДРЕЕВ.
Жилье: не в службу, а в дружбу
Архангельская мэрия подготовила документ о порядке предоставления служебных
жилых помещений в муниципальном жилфонде. Если проект документа будет одобрен
депутатами горсовета, то распоряжаться служебными квартирами будет исключительно
мэр. Это не хорошо и не плохо. Это просто не соответствует духу и букве
федерального жилищного законодательства.
Сам порядок так или иначе должен был появиться. Еще в июле было принято
Постановление федерального правительства, котором определяется порядок
предоставления служебного жилья. Причем определен очень жестко. Во-первых,
основой для получения служебного жилья является наличие трудовых отношений с
местными органами власти или с муниципальными учреждениями. Во-вторых, сами эти
квартиры должны быть зарегистрированы в органах госрегистрации именно как
служебное жилье. Понятно, зачем это сделано - чтобы исключить какие-либо
манипуляции со служебными жильем. Например, приватизацию квартиры, полученной в
качестве именно служебной на время работы в органе местного самоуправления, или
в муниципальном учреждении, или предприятии.
Мэрия же Архангельска, если судить по проекту документа, допустила ряд
характерных ошибок.
Скажем, сначала в документе говорится о том, что служебные помещения
предоставляются лицам, проходящим муниципальную службу, или лицам, которые
работают в муниципальной милиции. Но в приложении конкретизируется этот
перечень. И там речь идет уже немного об ином - упоминаются люди, которые не
являются муниципальными служащими - например, работники муниципальных
учреждений, работники служб, которые также не являются органами местного
самоуправления. Какие могут ждать город последствия, если документ будет
одобрен, поясняет заместитель председателя горсовета Александр Иванов:
- Такой легкий подход дает возможность вселять в служебные квартиры лиц, которые
не состоят в трудовых отношениях с органами местного самоуправления, а состоят,
например, с муниципальными учреждениями, но это неправильно. В этом случае
сначала надо передать во владение муниципальному учреждению служебный жилой
фонд. То есть отдать, скажем, школе определенные квартиры, предварительно
закрепив их в органах регистрации именно как служебное жилье. И только после
этого уже сама школа на основе трудового договора, который заключен с учителем,
решает вопрос о предоставлении ему квартиры - строго на пе-риод действия этого
самого договора. Вот только в проекте Порядка ничего этого не прописано.
Казалось бы, сплошная юридическая казуистика. Но только на первый взгляд. На
самом деле, этот облегченный подход, который лежит в основе документа, по сути,
позволит легитимизировать уже существующий порядок вещей, который, в общем-то,
порочен. Рано или поздно мэр, который по проекту сам решает вопросы со служебным
жильем, не удержится - ну как не порадеть хорошему человечку - и предоставит
квартиру лицу, которое не находится в трудовых отношениях с мэрией. И человечек
спокойно отсудит квартиру у города. К сожалению, в нашей стране закон пока не
стал неким "абсолютом". И именно подзаконные акты и должны обеспечить исполнение
закона. А вот разработанный в мэрии проект преследует совсем иные цели.
Думаю, что мы должны либо привести все в полное соответствие с федеральным
законом, либо немного ограничить полномочия мэра в этой части. И сделать более
прозрачной и коллегиальной саму процедуру действий.
Михаил АНДРЕЕВ.
| |