|
Северный комсомолец
13 октября 2006 (40)
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.
Архангельские графики не забыли Баринова. А Позднышеву места не нашли
Музей ИЗО на этой неделе принял в своих стенах крохотную выставку архангельских
графиков. Выставка эта предполагалась итогом многолетнего цикла "Архангельские
художники" и, как все предыдущие, венчалась каталогом.
Каталог неожиданно открывает... Алексей Баринов. Добрыми словами и напутствием,
правильной и лирической оценкой черно-белого неброского творчества, созвучного с
северной природой.
Это благодарность художников за помощь. И надо отдать им должное - не стали
искать замену автору вступительного слова, когда он попал за решетку. Но чтобы
быть последовательными, надо и каталог отослать в Матросскую тишину. Художники
задумались и над этим.
Само открытие ажиотажным не стало. Всего лишь пара десятков человек вкупе с
авторами работ и журналистами, вот и все. А посмотреть есть на что. Тут все
любимые и известные, а некоторые просто баловни, да и по праву. Мне ближе
Зимирев и Сюхин. Разные, но одинаково притягательные. В одном такая утонченность
философии, что прикоснуться страшно, у другого народная мудрость и юмор через
край. Всегда просто застываешь у знакомых много лет работ и наслаждаешься, почти
не дыша.
Алексей Григорьев, тоже любимец интеллектуальной публики. Есть над чем
задуматься. В фантастических деталях спрятана мысль. И искать ее интересно.
Заметки театрала, корабела, энтомолога, путешественника. Это похоже на
собственную школьную промокашку, отрытую через много десятилетий. Мысль уносит
в те времена и дали, в те чувства и переживания.
Братья Трубины - особая талантливая статья. В их разности еле заметная
похожесть, способность уловить тончайшее и передать в собственной интерпретации
так, что дух захватывает. Все время думаю над тем, как повезло писателям,
произведения которых они иллюстрируют. С их образами соглашаешься, даже если
минуту назад представлял их совершенно другими. Уж точно иллюстрации Дмитрия
Трубина к "Барону Мюнхгаузену" и "Кандиду" книги не просто оживили, произведения
с ними берут совсем другую планку. А художественная эротика и мифология Сергея в
представлении вообще никогда не нуждались. У его работ всегда толпа поклонников.
Невозможно не упомянуть об Иване Архипове. Он открывает новейший каталог, но о
выставке ему почему-то сообщили лишь накануне открытия. Архипов успел повесить
лишь одну работу. А жаль. Его детальная графика всегда успешна у зрителя. Хотя,
и для наслаждения только одной его картиной "Двинские зори" (те, кто постарше,
помнят этот ресторан) потребуется немало времени. Пока разглядишь всех танцующих
и ужинающих, официантов и блюда на столе. Одних действующих лиц там несколько
десятков. Год написания - 1970. Ну, страшно интересно! Как и все его работы.
Бумага, тушь и перо. А перед глазами та история, из которой мы вышли.
В зале еще работы... и много известных авторов. Среди них и то, чем
наслаждаешься, и то, над чем недоумеваешь, не понимая, зачем все это. Но я вдруг
ловлю себя на мысли, что кого-то явно не хватает мне в этом собрании. Думаю над
этим, свесившись с перил второго этажа, и вдруг вижу Александра Позднышева,
известнейшего архангельского графика.
Его работ нет ни на выставке, ни в каталоге. Спускаюсь к нему. На мой вопрос
"Почему?!" он пожимает плечами, и начинает объяснять это так, чтобы никого не
обидеть. Но что бы ни происходило в творческой среде, нельзя лишать художника
его места на стене, в каталоге, в душах поклонников. От этого беднеют и меркнут
все, в том числе и те, кому место досталось. Всего лишь потому, что одного нет...
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.
| |