Северный комсомолец
20 октября 2006 (41)
Михаил АНДРЕЕВ.
Когда деньги пойдут за учеником, малокомплектные школы могут потеряться по дороге
"Деньги идут следом за учеником" - в этом суть поправок в областной закон "Об
образовании", предложенных областным департаментом образования. Эти поправки
выносились еще на прошлую сессию облсобрания, но тогда вопрос был снят с
обсуждения. Сейчас предложения вновь вынесены на рассмотрение депутатского
корпуса.
Чтобы разобраться, что кроется за красивыми словами о "прозрачном и объективном
способе распределения финансовых ресурсов", и были проведены парламентские
слушания. Как и ожидалось, не обошлось без заявления чиновников о возможности
модернизации сети образовательных учреждений. Проще говоря, одним из результатов
нововведения может стать закрытие малокомплектных школ. Это один из главных
аргументов "против". Аргумент "за" - финансирование системы образования при
новой методике увеличится почти на 300 миллионов рублей.
Понятно, что с самой системой финансирования школ надо что-то делать. Ситуация
складывается почти парадоксальная. С одной стороны, уменьшается количество
учащихся - как следствие демографической ситуации. Если еще в 2000 году на
одного педагога приходилось 13 учеников, то в 2006-ом - уже 10. При этом общее
число работников образования также выросло - почти на две тысячи человек. Это
официальные данные областного департамента образования.
Соответственно, растут и расходы - за последние годы содержание бюджетной статьи
"образование" увеличилось с 4,9 до 7,9 миллиардов рублей. Вот только этот рост
вызван преимущественно индексацией окладов работников образования и практически
не влияет на рост качества образования. Ведь в общем объеме расходов на
образование доля заработной платы превышает 68 процентов. То есть, на содержание
школ остаются слезы. Что уж говорить о модернизации учебного процесса.
Даже в относительно благополучном Архангельске директора школ плачутся. Так, по
словам Олега Коноплева, директора 10-ой средней школы, в этом году город смог
выделить на учебные расходы только шесть миллионов рублей. В следующем, 2007-ом,
и того меньше - два миллиона. Все остальные средства из областной
"образовательной субвенции" пошли на выплаты зар-плат, которые, между тем, все
равно остаются очень скромными.
Суть новации, предложенной департаментом образования, проста - предлагается с
2007 года финансировать все же не школы, а оплачивать бюджетную услугу в расчете
на одного ученика. Справедливости ради отметим, что идея родилась не в
администрации области, а в федеральном Министерстве образования и науки. То
есть, сколько учеников в школе - столько и денег. И уже из этtytvtvой суммы
рассчитываются и содержание школы, и зарплаты...
Большие школы останутся в выигрыше. А вот так называемые малокомплектные,
которых в области почти четыре сотни, окажутся под угрозой закрытия.
Общую обеспокоенность депутатского корпуса выразила в ходе слушаний Людмила
Кононова, председатель комитета по социальным вопросам, образованию,
здравоохранению и культуре.
- Вот об этих малокомплектных школах и болит душа, - говорит она. - Сможем ли мы
их сохранить в ходе реформы? Может быть, мы слишком торопимся, может быть,
сначала опробовать новую методику на пилотных регионах? Я уважаю министра
Фурсенко, но стоит ли нам бежать впереди паровоза?
Татьяна Спиричева, заместитель директора департамента образования, в защиту
новации привела свои аргументы. Так, по ее утверждению, областные чиновники не
стали слепо копировать предложенную Минобрнауки методику, а ввели свои
поправочные, адаптационные коэффициенты в расчеты, которые и должны в какой-то
степени защитить малокомплектные школы.
- Мы в любом случае должны думать о рациональном расходовании средств для
развития образования, - поясняет она. - Конечно, ничего идеального не бывает.
Часть школ придется закрыть. Но в любом случае к каждой школе будем подходить
индивидуально. Обещаю, что возить детей через "две переправы" мы не будем.
Очевидно, именно необходимостью рационального расходования средств и объясняется
настойчивость чиновников. Как остроумно заметил в ходе парламентских слушаний
"социальный" вице-губернатор Михаил Ситкин, "думать мы должны с учетом
возможностей нашего бюджета, наш кошелек или кошелек Татарстана - разница
все-таки есть".
Татарстан в устах Михаила Николаевича возник не случайно. Там к "подушевой"
методике финансирования школ уже перешли. Правда, там и география другая, и
бюджет действительно посолиднее выглядит.
Результатом парламентских слушаний стала рекомендация депутатам все же принять
новую методику расчетов финансирования образования. По итогам стартовавшей
вчера сессии областного Собрания станет ясно - прислушались депутаты к этой
рекомендации или нет.
Михаил АНДРЕЕВ.
МНЕНИЯ:
Валентин Малейко, начальник управления образования мэрии Северодвинска:
- У нас в городе всего две малокомплектных школы, поэтому нам ситуация на кажется столь трагичной. Новая методика состояние наших школ не ухудшит. Другое дело, что сейчас мы фонд заработной платы напрямую привязываем к количеству учеников. Но чем больше учеников, тем больше здание школы, значит, больше сил нужно для его обслуживания. Поэтому мы предлагаем оплату техперсонала вести все же по отдельному нормативу. Смущает и другой момент. Как бы через 5-6 лет наши школы не оказались в ситуации, аналогичной той, в которую сейчас попали детские садики. Конечно, все плюсы и минусы новой методики будут видны только после того, как мы ее запустим.
Галина Крюкова, директор Приморской средней школы:
- У меня в школе 250 учащихся, при новой методике мы даже выигрываем - получаем на два миллиона рублей больше. Поэтому думаю, что рациональное зерно в этом предложении есть. По крайней мере, с точки зрения нашего учреждения. Но закрыть школу намного легче, чем потом ее открывать. А если демографическая ситуация изменится? Думаю, новую методику было бы уместно вводить поэтапно.
Пока верстался номер
Вчера вечером депутаты областного Собрания прислушались к рекомендациям
парламентских слушаний и практически единогласно поддержали поправки в закон,
внесенные областным департаментом образования. Таким образом, уже с нового года
начнется "подушевое финансирование" школ региона.
|