Пресса Архангельской области
 


Северный комсомолец
20 октября 2006 (41)
Михаил АНДРЕЕВ.

Когда деньги пойдут за учеником, малокомплектные школы могут потеряться по дороге

"Деньги идут следом за учеником" - в этом суть поправок в областной закон "Об образовании", предложенных областным департаментом образования. Эти поправки выносились еще на прошлую сессию облсобрания, но тогда вопрос был снят с обсуждения. Сейчас предложения вновь вынесены на рассмотрение депутатского корпуса.

Чтобы разобраться, что кроется за красивыми словами о "прозрачном и объективном способе распределения финансовых ресурсов", и были проведены парламентские слушания. Как и ожидалось, не обошлось без заявления чиновников о возможности модернизации сети образовательных учреждений. Проще говоря, одним из результатов нововведения может стать закрытие малокомплектных школ. Это один из главных аргументов "против". Аргумент "за" - финансирование системы образования при новой методике увеличится почти на 300 миллионов рублей.

Понятно, что с самой системой финансирования школ надо что-то делать. Ситуация складывается почти парадоксальная. С одной стороны, уменьшается количество учащихся - как следствие демографической ситуации. Если еще в 2000 году на одного педагога приходилось 13 учеников, то в 2006-ом - уже 10. При этом общее число работников образования также выросло - почти на две тысячи человек. Это официальные данные областного департамента образования.

Соответственно, растут и расходы - за последние годы содержание бюджетной статьи "образование" увеличилось с 4,9 до 7,9 миллиардов рублей. Вот только этот рост вызван преимущественно индексацией окладов работников образования и практически не влияет на рост качества образования. Ведь в общем объеме расходов на образование доля заработной платы превышает 68 процентов. То есть, на содержание школ остаются слезы. Что уж говорить о модернизации учебного процесса.

Даже в относительно благополучном Архангельске директора школ плачутся. Так, по словам Олега Коноплева, директора 10-ой средней школы, в этом году город смог выделить на учебные расходы только шесть миллионов рублей. В следующем, 2007-ом, и того меньше - два миллиона. Все остальные средства из областной "образовательной субвенции" пошли на выплаты зар-плат, которые, между тем, все равно остаются очень скромными.

Суть новации, предложенной департаментом образования, проста - предлагается с 2007 года финансировать все же не школы, а оплачивать бюджетную услугу в расчете на одного ученика. Справедливости ради отметим, что идея родилась не в администрации области, а в федеральном Министерстве образования и науки. То есть, сколько учеников в школе - столько и денег. И уже из этtytvtvой суммы рассчитываются и содержание школы, и зарплаты...

Большие школы останутся в выигрыше. А вот так называемые малокомплектные, которых в области почти четыре сотни, окажутся под угрозой закрытия.

Общую обеспокоенность депутатского корпуса выразила в ходе слушаний Людмила Кононова, председатель комитета по социальным вопросам, образованию, здравоохранению и культуре.

- Вот об этих малокомплектных школах и болит душа, - говорит она. - Сможем ли мы их сохранить в ходе реформы? Может быть, мы слишком торопимся, может быть, сначала опробовать новую методику на пилотных регионах? Я уважаю министра Фурсенко, но стоит ли нам бежать впереди паровоза?

Татьяна Спиричева, заместитель директора департамента образования, в защиту новации привела свои аргументы. Так, по ее утверждению, областные чиновники не стали слепо копировать предложенную Минобрнауки методику, а ввели свои поправочные, адаптационные коэффициенты в расчеты, которые и должны в какой-то степени защитить малокомплектные школы.

- Мы в любом случае должны думать о рациональном расходовании средств для развития образования, - поясняет она. - Конечно, ничего идеального не бывает. Часть школ придется закрыть. Но в любом случае к каждой школе будем подходить индивидуально. Обещаю, что возить детей через "две переправы" мы не будем.

Очевидно, именно необходимостью рационального расходования средств и объясняется настойчивость чиновников. Как остроумно заметил в ходе парламентских слушаний "социальный" вице-губернатор Михаил Ситкин, "думать мы должны с учетом возможностей нашего бюджета, наш кошелек или кошелек Татарстана - разница все-таки есть".

Татарстан в устах Михаила Николаевича возник не случайно. Там к "подушевой" методике финансирования школ уже перешли. Правда, там и география другая, и бюджет действительно посолиднее выглядит.

Результатом парламентских слушаний стала рекомендация депутатам все же принять новую методику расчетов финансирования образования. По итогам стартовавшей вчера сессии областного Собрания станет ясно - прислушались депутаты к этой рекомендации или нет.

Михаил АНДРЕЕВ.

МНЕНИЯ:

Валентин Малейко, начальник управления образования мэрии Северодвинска:

- У нас в городе всего две малокомплектных школы, поэтому нам ситуация на кажется столь трагичной. Новая методика состояние наших школ не ухудшит. Другое дело, что сейчас мы фонд заработной платы напрямую привязываем к количеству учеников. Но чем больше учеников, тем больше здание школы, значит, больше сил нужно для его обслуживания. Поэтому мы предлагаем оплату техперсонала вести все же по отдельному нормативу. Смущает и другой момент. Как бы через 5-6 лет наши школы не оказались в ситуации, аналогичной той, в которую сейчас попали детские садики. Конечно, все плюсы и минусы новой методики будут видны только после того, как мы ее запустим.

Галина Крюкова, директор Приморской средней школы:

- У меня в школе 250 учащихся, при новой методике мы даже выигрываем - получаем на два миллиона рублей больше. Поэтому думаю, что рациональное зерно в этом предложении есть. По крайней мере, с точки зрения нашего учреждения. Но закрыть школу намного легче, чем потом ее открывать. А если демографическая ситуация изменится? Думаю, новую методику было бы уместно вводить поэтапно.

Пока верстался номер

Вчера вечером депутаты областного Собрания прислушались к рекомендациям парламентских слушаний и практически единогласно поддержали поправки в закон, внесенные областным департаментом образования. Таким образом, уже с нового года начнется "подушевое финансирование" школ региона.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя