|
Северный комсомолец
20 октября 2006 (41)
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.
Художник оставил нам себя, в масле и серебре
В Гостином дворе открылась выставка архангельского художника Николая Федорова.
Недавно его не стало, но художники бывшими не бывают. Тем более, такие
талантливые. Живопись, графика, ювелирные украшения, мелкая скульптура - все
было по силам Федорову. У всего свои зрители и поклонники.
Выставка получилась похожей на мастера, тихой и милой. В мрачноватом масле
творческое одиночество, в графике пластика ювелира. В женских портретах - глаза
и жизнь. Не красавица-кукла, а неземное существо с тонким и непонятным мужскому
сознанию внутренним миром. Женщин Федоров по-своему боготворил. Видимо, от этого
и ювелирное искусство. Оно же по сути своей женское.
Были, наверное, и просто серьги и броши, которые не для кого. Но наверняка
мастер всегда имел в виду конкретную женщину, это чувствуется. Но вообще, дамы,
ставшие счастливыми обладательницами украшений от Федорова, неизменно намекали,
что выбранные ювелиром форма и камни всегда точно совпадали с их внутренним
самоощущением. И расставаться даже ненадолго с федоровским серебром, созданным
"под тебя", сложно. Оно будто продолжение тебя, как цвет глаз или выражение
лица. Видимо поэтому серебряных украшений на выставке немного.
То, что собрано в зале под стеклом, поражает естественностью и природной
самостийностью. Неровность, ассиметрия, изломанность линий, даже некоторая
дикость металла, усеянная броскими самоцветами, позволяет представить тихого
Федорова изнутри. Видимо, спрятанный там буйный нрав, мощь и неуемность именно
здесь вырываются наружу.
А маленькие ювелирные композиции совсем другие, теплые, юморные и домашние.
Смотришь на них и вспоминаешь самого Колю Федорова, с неизменной доброй улыбкой
и прищуренным глазом. Морж с моржихой и яблоком - просто звериные аналоги
беззаботных Адама и Евы в райском саду. Хоккеист забивает оранжевый мяч в
ворота аж двумя клюшками. Мне всегда поднимают настроение серебряные ежи. На
развалившихся фигурках все половые признаки, а морды такие умильные, что от
улыбки не удержаться.
Только настоящим мастерам дан такой дар: уходя, оставлять нам свою эмоцию.
| |