|
Северный комсомолец
10 ноября 2006 (44)
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.
На Соловках шили портфели, собирали ружья и клеймили кирпичи
Дом Плотниковой открывает практически отреставрированный первый этаж невиданной
выставкой "Наследие Соловецкого монастыря". Большинство из 550 представляемых
предметов не показывалось еще никогда и нигде. Над наследием два с половиной
года трудились десятки людей, 17 музеев ради него расстались на время с
редкостями.
В 20-е годы, когда Соловецкий монастырь закрылся, столичные музейщики приехали и
поделили все, что там было, на три категории. Высшую, золото-бриллианты увезли к
себе. Теперь эти раритеты украшают Оружейную палату, музей-усадьбу
"Коломенское", Русский музей. Остальное разбрелось по стране. Но что-то
сохранилось на Соловках, и довольно большая часть попала в наш Краеведческий
музей. Это и стало основой выставки.
Вывезенные в столицы драгоценности архангельские музейщики не захотели даже
трогать. Они решили показать землякам саму соль земли соловецкой, те ремесла,
которыми жила святая земля, насельники которой умели все и богатели день ото
дня, пока советская власть не уничтожила этот маленький талантливый мир до
основания. И показать есть что. Кроме того, что монахи делали церковную утварь
собственными руками, даже из золота и серебра с самоцветами, так они еще быт
обеспечивали полностью.
Кузнечное и скобяное ремесла были просто на высочайшем уровне. Соловецкие замки
и ключи к ним - уникальны, произведения искусств - не меньше. Решетки строгие,
но, как бы сейчас сказали, стильные. А топоры узорные. И оружие на Соловках
было свое, и холодное и огнестрельное. Мастера имелись талантливые. Про
керамический промысел давно забыли. А ведь кроме посуды монастырь плитку половую
делал, изразцы, набалдашники для оград и даже ролики для электростанции. А
каждый кирпич клейменный и надежный до зависти. Проверяли партию так: с высокой
башни скидывали сотню оптом, если хотя бы один ломался, партию браковали.
Процветал и кожевенный завод. На выставке будет даже портфель местного
изготовления, принадлежавший настоятелю Соловецкого монастыря. Отдельная тема -
ложки. Они разные, резные и расписные, на ручках двуперстия, чайки и селедка.
Одна ложка уникальна своей парадоксальностью, на черенке молитвенно сложенные
пальцы, на нижней части серп и молот. Граница эпох стерлась в этой бытовой вещи.
Церковная утварь, которую выставят в музее, тоже необычна. На одном серебряном
сосуде монахи написали: "А кто украдет, наказан будет". Кипарисовые кресты на
подложке из слюды делали только здесь. Соловки имели слюдяное производство на
территории нынешней Карелии и снабжали слюдой всю Россию. Сам царь был вынужден
слезно молить монахов о её поставках. Кстати, будет на выставке и царский
подарок монастырю, полное архиерейское облачение. Парчовые наряды, расписанные
розами послал на Соловки Александр Второй. Особенно поразило музейщиков
пасхальное страусиное яйцо второй половины 17 века, в металлической оплетке с
камнями.
Но Соловки не только производили. Они еще и завозили. Панорамы святых мест на
фарфоровой и глиняной посуде, на стеклянных бутылочках для святой воды. Бабульки
с Летнего берега рассказывали музейщикам в прошлом веке, как по несколько раз на
лодочке ходили до островов за фарфоровыми сервизами.
Это лишь малая часть тех ремесел, что будут представлены на выставке,
открывающейся 21-го ноября. И за всем этим огромная научная и реставрационная
работа. Один масляный портрет собирали буквально из осколков. А историю и
происхождение многих экспонатов восстанавливали буквально по крупицам, по
фотографиям интерьеров и архивам, вплоть до ФСБ-эшного. Особенно гордятся
музейщики обретенными портретами и фотографиями монахов и церковных служителей
со всей страны. Облик многих был просто потерян в веках.
| |