|
Северный комсомолец
17 ноября 2006 (45)
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.
Реставратор Ольга Жаренова сделала "пластические операции" великим землякам
Епископу Архангельскому Иосафу
Во вторник, 21-го ноября, в День Архангела Михаила, святого покровителя
Архангельска, открывается выставка "Наследие Соловецкого монастыря в музеях
Архангельской области". Зрители увидят 550 уникальных экспонатов. Но чтобы
показать всю эту роскошь, надо было собрать, научно доказать причастность к
Соловкам, а главное, отреставрировать. Полутора сотне предметов реставрация
потребовалась серьезная. На работы нужно было бы найти 1,5 миллиона рублей. Но
24 реставратора - и наши, и столичные - сделали все бесплатно. За деньги
реставрировали только серебряные оклады. Министерство культуры выделило на эти
цели 200 тысяч рублей.
Очень много проблем было с восстановлением футляров для митр. Состав вещи
сложен: дерево, кожа, металлическая оплетка, слюда. Для каждого материала
требуется свой реставратор, а пришлось работать одному. Нательные кипарисовые
кресты со слюдой нельзя было привести в порядок без свежей слюды. Хорошо, что
монашьи слюдяные прииски в Карелии до сих пор функ-ционируют. За слюдой туда
ездили специально.
Самой "тяжелой" живописью стал образ архимандрита Иосафа, епископа
Архангельского (1761-1769), работы 18 века. Сам епископ нашел покой на погосте
Преображенского собора в Холмогорах. А вот его образу выпали тяжкие испытания.
Послереволюционные скитания полотна и камню трудно выдержать, а тут холст и
масло. Из азеровского скита он попал в лагерную зону. В 20-е годы его вывезли в
Москву, в Центральный антирелигиозный музей, в 50-е - в Ленинград, в Музей
истории религии, потом снова на Соловки. Круг замкнулся, но в этой конечной
точке образ архимандрита оказался в ужасном состоянии, со страшными рваными
ранами, заклеенными обыкновенным скотчем.
Оживление образа и пластическую операцию доверили Ольге Жареновой, реставратору
Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного
центра имени Грабаря (ВХНРЦ). После осмотра Ольга поставила диагноз: холст очень
старый и очень рваный. Лечение - дубляж, наклеивание на новый прочный холст.
Ученые повалились в обморок. Ведь на тыльной стороне холста древняя аннотация -
ни в коем случае не дублировать. И подрамник ветхий менять нельзя. Можно из него
сделать подвижный, чтобы холст изменения влажности мог легко переживать, но не
более.
Тут пришла очередь реставратору падать в обморок от неисполнимости желаемого. Но
она взяла себя в руки и склонилась над холстом. Много дней клеила раны стык в
стык специальным осетровым клеем, смешанным с растрепанными до состояния ваты
частичками холста, и скрепляла все это нитями холста. Ювелирная работа, но
получилось. Снизу на шов наложили тончайшую газовую ткань в цвет. И теперь это
место почти невозможно обнаружить. А по маслу сделали тонировку. И только
специалист может найти бывшие разрывы.
А неспециалисты смогут увидеть обновленного архимандрита Иосафа на выставке уже
во вторник.
и Михайло Ломоносову
Вчера реставратор Ольга Жаренова закончила работу над портретом Михайлы
Ломоносова. Его решили привести в порядок к Ломоносовским чтениям. Раньше денег
никак найти не могли. В последний момент, в цейтноте, видимо, отыскали. Без
портрета и чтения - не чтения. А он в таком виде, что ужас брал.
Огромный эллипс - 3, 25 м на 2,45 м - был покрыт толстым слоем цементной пыли.
Хранение в ремонтируемом областном театре драмы и не могло не сказаться. Когда
Ольга во вторник наполовину отмыла лицо академика, ужаснулась сама и испугала
окружающих. Кто-то тихо сказал, "лучше бы ты этого не делала". На отмытой
половине проявилось столько пробоин, что за три отведенных дня привести лицо в
божеский вид казалось невозможным. Ольга ходит вокруг с кисточкой в волосах и с
разными инструментами в руках, отчищая, отглаживая, отскребая и совмещая.
Невозможно, но отступать-то некуда. Чтения не отменишь, а это визитная карточка.
Надо некоторый макияж навести. Портрет создан в 70-х или 80-х неизвестным
театральным художником, который, не мудрствуя лукаво, скопировал образ с
известного изображения, предварительно расчертив холст на квадратики. Квадратики
проступают даже через масло. Дыры на портрете просто страшные, некоторые в
несколько дециметров. Видимо, роняли тяжеленную картину много раз, и на нее
что-то падало. Некоторые лоскуты просто приклеивались к основе и прибивались
гвоздями, что создавало вокруг страшную деформацию.
Само лицо, к счастью, пострадало не очень сильно. Глубокая царапина на лбу и
рваные губы. С царапиной проблем не много, Ольга укрепляет и тонирует. А вот
губы. Я все думала прежде, что это у Михайлы на этом портрете губы как-то
странно, неестественно поджаты? Оказалось, огромный крестообразный разрыв тоже
приклеили к изнаночной оргалитовой плите. В результате они и вышли поджатыми.
Ольга отклеила, но обработать разрыв снизу нельзя, а реставрация сверху уже
сродни маленькому чуду. Да и реставрация огромного полотна за три дня тоже из
разряда невыполнимых задач. И все же наш великий земляк к своему дню рождения
очень помолодел.
| |