Северный комсомолец
3 февраля 2006 (4)
Олег ГРИГОРАШ
Морской бой
"Мы никогда не соглашались с теми параметрами, которые в одностороннем порядке
установила норвежская сторона" (министр иностранных дел России С. Лавров).
Холодная зима-2006 наглядно демонстрирует: труба с природным газом - важнейший
институт российско-европейских связей. Дело тут не столько в интересах "высших
сфер": Архангельскую область магистраль затрагивает напрямую. Мы все - участники
регаты международного уровня.
ЖМИ НА ГАЗ
"Большая Европа" против "Большой России": пространства борьбы" - так называлась
серия эксперт-ных семинаров, проведенных в 2005 году Институтом национальной
стратегии. Эпицентром обсуждений стало "общее энергетическое простран-ство",
формировать которое в ближайшей перспективе уготовано участникам освоения и
эксплуатации шельфа Баренцева моря в целом и Штокмановского газоконденсатного
месторождения в частности.
Арктический шельф - это как минимум треть мировых запасов газа. У Европы таковых
лишь 3 процента. По мере роста экономик стран Евросоюза (ЕС) значение российских
поставок стремительно растет. Эксперты видят в этом не залог гармонии, но фактор
растущей напряженности отношений.
Хрупкий баланс невмешательства в сфере контроля над месторождениями нарушается
на глазах. С одной стороны, все попытки "Газпрома" поучаствовать в приватизации
восточно-европейских газораспределительных сетей были решительно пресечены
комиссией ЕС. С другой - внутри России "Газпром" утрачивает статус монополиста
газодобычи. Такова наша цена за вступление в ВТО. Например, в ходе
соответствующих переговоров Норвегия, формально не входящая в ЕС, потребовала
контроля над российской трубопроводной структурой. Сегодня две крупнейшие
норвежские компании, "Statoil" и "Hydro", допущены к освоению Штокмановского
месторождения. И речь уже идет о "совместном управлении нефтегазовыми ресурсами
в Баренцевом море".
Читатель вправе возразить - не надо путать интегра-цию с экспансией. Мы и не
путаем. Просто считаем, что процесс не должен быть односторонним. А в случае со
Штокманом, хотя контрольный пакет акций остается у "Газпрома", "Statoil"
претендует на 25 процентов проекта (от добычи до сбыта), "Hydro" - на 20
процентов. Итого почти половина.
Что до Архангельской области, территориально расположенной к "проекту века"
ближе всех, - пока что ее дивиденды сводятся к невнятным меморандумам.
БОЛЬШИЕ ГОНКИ
"Участие Норвегии в освоении шельфа России должно зависеть от решения во-проса о
Шпицбергене" - с такими заявлениями выступали многие российские политики вскоре
после охоты норвежцев за российским траулером "Электрон".
Эпопею "Электрона" пересказывать не будем. Погоня за ним велась с использованием
военных кораблей, осветительных ракет и телевидения, детали смаковались в
интернете. Затем волна негодований со стороны "цивилизованного человечества" в
адрес российских "браконьеров" сошла "на нет", подразумевая полный штиль в
международных рыбных спорах.
Тем не менее, вопрос двойных стандартов здесь столь же очевиден, как и в истории
с шельфом. Звенья разные, а цепь одна.
Вот факты, которые не слишком популярны у норвежской стороны. До февраля 1920
года Шпицберген, вблизи которого и состоялась атака на "Электрон", считался
"ничейной землей". В ходе Парижской конференции был заключен Договор о
Шпицбергене, предоставивший Норвегии суверенитет над архипелагом и одновременно
давший государствам-участникам Договора одинаковый свободный доступ к ведению
там хозяйственной деятельности на условиях полного равенства. В 1977 году
Норвегия в одностороннем порядке "обо-значила" вокруг острова 200-мильную
рыбоохранную зону. По прошествии трех десятков лет ее признали лишь Канада и
Финляндия, которые не ведут там рыбный промысел.
Комментируя самоуправ-ство соседей, губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов
заявил: "Я думаю, сыграло свою роль вступление в завершающую стадию процесса
разграничения исключительных экономических зон и континентального шельфа в
Баренцевом море. Норвежцы пытаются распространить свою юрисдикцию на участки
морского пространства, прилегающие к Шпицбергену".
Здесь ключевое слово - "шельф". Конъюнктура для нас такова, что мы вправе
рассчитывать на пересмотр условий в свою пользу. На деле происходит с точностью
до наоборот. Команде россий-ского траулера изначально предъявлялись обвинения,
основанные на норвежских законах. И даже в этом случае нарушения лова тянули
максимум на административное взыскание.
Иное дело - крупные штрафные санкции. Опыт по их наложению у норвежцев богатый.
С начала 90-х годов в районе Шпицбергена были задержаны 13 российских судов.
Капитан "Электрона" Валерий Яранцев стал первым, кто не сдался.
Ныне ему грозит до пяти лет лишения свободы в отечест-венной "зоне". Причина -
апелляции норвежской стороны о "похищении норвежских инспекторов", хотя Яранцев
несколько раз официально предлагал им пересесть на норвежское судно.
Тем временем собственник траулера, ЗАО "Корс", решил переименовать "Электрон",
дабы "не дразнить норвежцев".
С таким подходом "Викинг" - оптимальный вариант.
КУРС ЕВРО
Среди судов, задержанных в районе острова, - "Капитан Горбачев" Архангельского
тралового флота и "Дмитрий Пакрамович", приписанный к Мурманску. С ними дело
было так: с одного судна на другое перегружалась рыба. Норвежцы сочли, что им
нужно "быть в курсе". На предложение идти в норвежский порт капитаны ответили
отказом. В итоге - задержание. Пришлось вставать на якорь.
Вопрос решался на Мор-ской коллегии РФ, где было подчеркнуто: "Никакого протеста
от нашего правительства не последовало". В итоге пришлось платить штрафы. Даром,
что Архангельский траловый флот - одно из крупнейших государственных предприятий
региона, "хранитель поморских традиций", как говорится в рекламе.
"Норвежская сторона вытесняет наших рыбаков из района Шпицбергена. Впереди -
серьезные переговоры. Надеюсь, мы найдем совместное решение", - предварял глава
федерального агентства по рыболовству Станислав Ильясов начало работы совместной
российско-норвежской комиссии в Калининграде.
Прошло три месяца. Не изменилось ничего. Воды Баренцева моря открыто называются
"Экономической зоной Норвегии", кусок норвежского шельфа - "Норвежским", а
россий-ский шельф - "Евро-Арктическим".
Олег ГРИГОРАШ, фонд "Перспектива"www.arhperspectiva.ru
P. S. В июне нынешнего года Архангельск станет местом проведения очередного
нефтегазового форума. Прибудут представители около 100 скандинавских компаний.
Мероприятие финанси-руется Норвежским Баренц-секретариатом, шведским агентством
"Алми", а также администрациями норвежских губерний Тромсе, Финн-марк и Нурланд.
|