Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
3 февраля 2006 (4)
Олег ГРИГОРАШ

Морской бой

"Мы никогда не соглашались с теми параметрами, которые в одностороннем порядке установила норвежская сторона" (министр иностранных дел России С. Лавров).

Холодная зима-2006 наглядно демонстрирует: труба с природным газом - важнейший институт российско-европейских связей. Дело тут не столько в интересах "высших сфер": Архангельскую область магистраль затрагивает напрямую. Мы все - участники регаты международного уровня.

ЖМИ НА ГАЗ

"Большая Европа" против "Большой России": пространства борьбы" - так называлась серия эксперт-ных семинаров, проведенных в 2005 году Институтом национальной стратегии. Эпицентром обсуждений стало "общее энергетическое простран-ство", формировать которое в ближайшей перспективе уготовано участникам освоения и эксплуатации шельфа Баренцева моря в целом и Штокмановского газоконденсатного месторождения в частности.

Арктический шельф - это как минимум треть мировых запасов газа. У Европы таковых лишь 3 процента. По мере роста экономик стран Евросоюза (ЕС) значение российских поставок стремительно растет. Эксперты видят в этом не залог гармонии, но фактор растущей напряженности отношений.

Хрупкий баланс невмешательства в сфере контроля над месторождениями нарушается на глазах. С одной стороны, все попытки "Газпрома" поучаствовать в приватизации восточно-европейских газораспределительных сетей были решительно пресечены комиссией ЕС. С другой - внутри России "Газпром" утрачивает статус монополиста газодобычи. Такова наша цена за вступление в ВТО. Например, в ходе соответствующих переговоров Норвегия, формально не входящая в ЕС, потребовала контроля над российской трубопроводной структурой. Сегодня две крупнейшие норвежские компании, "Statoil" и "Hydro", допущены к освоению Штокмановского месторождения. И речь уже идет о "совместном управлении нефтегазовыми ресурсами в Баренцевом море".

Читатель вправе возразить - не надо путать интегра-цию с экспансией. Мы и не путаем. Просто считаем, что процесс не должен быть односторонним. А в случае со Штокманом, хотя контрольный пакет акций остается у "Газпрома", "Statoil" претендует на 25 процентов проекта (от добычи до сбыта), "Hydro" - на 20 процентов. Итого почти половина.

Что до Архангельской области, территориально расположенной к "проекту века" ближе всех, - пока что ее дивиденды сводятся к невнятным меморандумам.

БОЛЬШИЕ ГОНКИ

"Участие Норвегии в освоении шельфа России должно зависеть от решения во-проса о Шпицбергене" - с такими заявлениями выступали многие российские политики вскоре после охоты норвежцев за российским траулером "Электрон".

Эпопею "Электрона" пересказывать не будем. Погоня за ним велась с использованием военных кораблей, осветительных ракет и телевидения, детали смаковались в интернете. Затем волна негодований со стороны "цивилизованного человечества" в адрес российских "браконьеров" сошла "на нет", подразумевая полный штиль в международных рыбных спорах.

Тем не менее, вопрос двойных стандартов здесь столь же очевиден, как и в истории с шельфом. Звенья разные, а цепь одна.

Вот факты, которые не слишком популярны у норвежской стороны. До февраля 1920 года Шпицберген, вблизи которого и состоялась атака на "Электрон", считался "ничейной землей". В ходе Парижской конференции был заключен Договор о Шпицбергене, предоставивший Норвегии суверенитет над архипелагом и одновременно давший государствам-участникам Договора одинаковый свободный доступ к ведению там хозяйственной деятельности на условиях полного равенства. В 1977 году Норвегия в одностороннем порядке "обо-значила" вокруг острова 200-мильную рыбоохранную зону. По прошествии трех десятков лет ее признали лишь Канада и Финляндия, которые не ведут там рыбный промысел.

Комментируя самоуправ-ство соседей, губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов заявил: "Я думаю, сыграло свою роль вступление в завершающую стадию процесса разграничения исключительных экономических зон и континентального шельфа в Баренцевом море. Норвежцы пытаются распространить свою юрисдикцию на участки морского пространства, прилегающие к Шпицбергену".

Здесь ключевое слово - "шельф". Конъюнктура для нас такова, что мы вправе рассчитывать на пересмотр условий в свою пользу. На деле происходит с точностью до наоборот. Команде россий-ского траулера изначально предъявлялись обвинения, основанные на норвежских законах. И даже в этом случае нарушения лова тянули максимум на административное взыскание.

Иное дело - крупные штрафные санкции. Опыт по их наложению у норвежцев богатый. С начала 90-х годов в районе Шпицбергена были задержаны 13 российских судов. Капитан "Электрона" Валерий Яранцев стал первым, кто не сдался.

Ныне ему грозит до пяти лет лишения свободы в отечест-венной "зоне". Причина - апелляции норвежской стороны о "похищении норвежских инспекторов", хотя Яранцев несколько раз официально предлагал им пересесть на норвежское судно.

Тем временем собственник траулера, ЗАО "Корс", решил переименовать "Электрон", дабы "не дразнить норвежцев".

С таким подходом "Викинг" - оптимальный вариант.

КУРС ЕВРО

Среди судов, задержанных в районе острова, - "Капитан Горбачев" Архангельского тралового флота и "Дмитрий Пакрамович", приписанный к Мурманску. С ними дело было так: с одного судна на другое перегружалась рыба. Норвежцы сочли, что им нужно "быть в курсе". На предложение идти в норвежский порт капитаны ответили отказом. В итоге - задержание. Пришлось вставать на якорь.

Вопрос решался на Мор-ской коллегии РФ, где было подчеркнуто: "Никакого протеста от нашего правительства не последовало". В итоге пришлось платить штрафы. Даром, что Архангельский траловый флот - одно из крупнейших государственных предприятий региона, "хранитель поморских традиций", как говорится в рекламе.

"Норвежская сторона вытесняет наших рыбаков из района Шпицбергена. Впереди - серьезные переговоры. Надеюсь, мы найдем совместное решение", - предварял глава федерального агентства по рыболовству Станислав Ильясов начало работы совместной российско-норвежской комиссии в Калининграде.

Прошло три месяца. Не изменилось ничего. Воды Баренцева моря открыто называются "Экономической зоной Норвегии", кусок норвежского шельфа - "Норвежским", а россий-ский шельф - "Евро-Арктическим".

Олег ГРИГОРАШ, фонд "Перспектива"www.arhperspectiva.ru

P. S. В июне нынешнего года Архангельск станет местом проведения очередного нефтегазового форума. Прибудут представители около 100 скандинавских компаний. Мероприятие финанси-руется Норвежским Баренц-секретариатом, шведским агентством "Алми", а также администрациями норвежских губерний Тромсе, Финн-марк и Нурланд.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя