|
Северный комсомолец
3 февраля 2006 (4)
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА
Пищу в школе разбирают на молекулы, дети пишут повару стихи
О том, что здоровье нации с каждым годом все хуже, в газете уже и говорить
неудобно. Ведь это давно не только не новость, это... фундаментальная данность. С
одной стороны - страшно. А с другой - совсем не безысходно. По крайней мере, так
считают специалисты. Все знают, где и когда наступает слом в организмах и,
главное, от чего. Результаты различных исследований указывают на школу как на
начало отсчета потери здоровья.
А раз источник и первопричины известны, можно искать пути решения и коренным
образом менять ситуацию. Об этом говорили доктора, педагоги, юристы и стражи
порядка на закончившейся вчера научно-практической конференции "Современные
научные подходы и практика управления здоровьем и безопасностью людей в
образовательном учреждении".
Первые протокольные выступления надежды, правда, не вселили. В целом по стране и
в области в частности - динамическое ухудшение здоровья учеников, увеличение
числа хронических заболеваний. Уже пора принимать меры по сохранению здоровья
детей в школе. А у нас рядом со школами подворотни, автомойки, дороги, склады,
гаражи. И все в том же духе лозунгов и сказок.
Владимир Мигунов, глава областного образования, рассказал, что видел новую школу
в Москве, там пропускная система не только в само здание, но и на огороженную
территорию.
Здорово, кто же спорит. Только это пока не для нас. А нам надо исходить из
предложенных реалий. Они таковы, что школы неремонтированные, мебель старая и
ветхая, освещение никуда не годится, температурный режим выдержать невозможно,
наглядности никакой, а учителя из-за низкой зарплаты вымотаны лишними часами,
поэтому атмосфера в школе нервная. Но, как оказалось, и в таких условиях учителя
- которые учителя от Бога, - способны создать такой уют и атмосферу, что
заболеваемость начинает резко идти на убыль. Конечно, это пока только отдельные
школы, но лиха беда начало.
Особенно приятно, что положительным опытом делились в основном молодые педагоги.
Значит, у педагогики есть счастливое будущее. Ну что, кроме призвания, могло
бросить этих красивых, словно специально подбирали, девушек в безденежную,
непо-пулярную и тяжелую профессию? И они не просто часы отрабатывают. Они любят
детей. Они хотят изменить систему.
Директор 19-й школы Северодвинска против напряженной, бедной и неряшливой школы
перестроечного типа. Темпераментная молодая женщина делает все, чтобы дети в
стенах ее заведения были здоровы и счаст-ливы. Витамины пьют, питание специально
разработано для детей. Гимнастика для глаз на каждом уроке обязательно, это
кроме обычной гимнастики. Кроме того, по оздоровлению с каждым ребенком работают
индивидуально, по специальной программе. Но больше всего поразило, что в этой
школе несколько раз на дню моют туалеты и коридоры.
В Павловской школе Каргополя привлекли к оздоровлению норвежские и финские
деньги, средства соцстрахования и отправляют детей в санатории, устроили для них
массажный и физиокабинет. Дерматолог в штате школы. Физкультминутки, прогулки,
зарядка по утрам. Пятилетняя работа уже дала положительные результаты.
Профилактические осмотры показывают улучшение здоровья.
Учитель химии и биологии Северодвинской школы N6 устроила для учеников
факультатив, который пользуется огромной популярностью. Это факультатив о
питании со всех сторон. С пищей знакомятся на молекулярном уровне, анализируют
ее особенности, говорят о вреде и пользе. Нашли формулу и сами приготовили
суповой концентрат (творог, мускатный орех, соляная кислота...) и дружно решили
больше этого никогда не покупать и не есть. А еще они книги поваренные
составляют - каждый свою, из оригинальных рецептов.
Питанием и гигиеной всерьез занялись во многих школах. Потому что
желудочно-кишечные заболевания - главный бич учебных заведений. В одной из школ
аж блюда времен Пушкина вспомнили и детям приготовили. А вот в Новодвинской
школе N6 просто культ кухни - в хорошем смысле этого слова. Заместитель
директора лично занимается обедами несколько лет, да и коллектив поваров
активный подо-брался. Шеф-повар на перемене выходит выслушать пожелания и
замечания школьников. А дети пишут ей стихи.
Но это первый этап возрождения школы. Наверняка скоро придут сюда энтузиасты,
которые не только горячее питание, но и атмосферу доброжелательную наладят.
Тогда дети избавятся от стрессов и перестанут ненавидеть школу и бояться ее.
Тогда и труд учителя снова оценят. А может, и школы оборудуют не чем попало, а
так, как положено для безопасного воспитания и обучения собственного здорового
будущего.
| |