|
Северный комсомолец
17 марта 2006 (10)
Светлана ЛОЙЧЕНКО
Ангел на вечер
В прошедшие выходные в Архангельском областном театре драмы прошла премьера
спектакля "Божьи одуванчики", которую поставил московский режиссер Петр Орлов.
Жанр постановки обозначен как "грустная комедия".
Пьесу "Божьи одуванчики" написал красноярский режиссер и драматург Андрей
Иванов. Признаюсь, не могла избавиться от ощущения, что он ее писал немного
"левой ногой". Это типичная комедия положений - ну, когда слесаря принимают за
жениха. Ему - о невесте, а он - о протекающей трубе. Пошловато, зато смешно.
Потом, разумеется, падают штаны... И это бы ладно - многим нравится юмор типа
"мордой в салат". А вот во втором действии автор вдруг решает заняться
морализаторством, что так не вписывается в обозначенный жанр.
Но... Две наши актрисы, Ольга Зубкова и Людмила Бынова, сделали невозможное. Эту,
в общем-то, банальную и примитивную пьесу они неожиданно подняли до высокого
драматического звучания, сохранив "смешную" фабулу.
Особенно хотелось сказать об Ольге Зубковой. Она, в отличие, от Людмилы Быновой,
давно не появлялась в главных ролях. И кажется, выйдя на сцену, выплеснула все,
что накопилось за эти годы - всю неизрасходованную энергию, весь актерский пыл.
А еще, глядя на игру обеих актрис, понимаешь, что такое настоящая актерская
школа.
Сюжет прост. Героиня Зубковой - Анастасия Михайловна, бывшая актриса, -
собралась помирать. Но не может оставить без присмотра свою младшую сестру
Мальвину, которую как раз играет Бынова. И решает ее выдать замуж, с этой целью
и обращается в брачное агентство. А дальше начинается уже упомянутая цепочка
нелепостей и недоразумений.
В этой явно небрежно написанной пьесе есть вообще рискованные сцены. Например,
когда Анастасия Михайловна, приняв одного из женихов за почитателя своего
таланта, предлагает разыграть с ним сцену, где Джульетта и Ромео объясняются в
любви.
Этого мнимого поклонника играет Николай Кузнецов. Кстати, только он появился на
сцене - в зале уже раздались аплодисменты. Что говорить, характерный актер!
Герой Кузнецова - несчастный одинокий старик, которого зовут Шелест
Вениаминович. Живет он в общежитии, где не может завести даже кота. И вот он
попадает в иной мир, с иным ценностями. Принимает их мигом всем сердцем. И не
боится быть комичным, играя юного возлюбленного. Он искренен и честен во всем.
Может быть, впервые в жизни. В сегодняшний вечер он - ангел!
И не важно, что на него надели нечто с оборками (видимо, как раз для смеху). А
старая, седая, слегка полоумная актриса, облачившись в пышное розовое платье с
розами, в венок и накидку, взбирается на стол, на котором стоит стул,
изо-бражающий балкон.
Ошибись здесь актеры хоть на йоту, спектакль просто бы погиб, вернее, он стал бы
одной из пошлых антреприз петросяновского пошиба. Но Ольга Зубкова совершила
чудо - она настолько убедительна, что невозможно не признать в ней Джульетту,
как и в старике с трясущимися руками - Ромео. Ведь у них тоже все в первый и в
последний раз. И впереди тоже смерть. И какая разница, сколько длится любовь -
вечность или пять минут, - если это любовь?
Слесаря играют в очередь Валерий Колосов и Евгений Гусев. Я попала на Гусева.
Вот он, по-моему, как раз честно играл "комедию положений". Очень мастерски,
кстати. Поэтому вписывался в драматизм спектакля органично.
Тяжелее всего пришлось, в общем-то, интересному молодому актеру Евгению
Нифантьеву, который играл брачного агента. Его Гриша фальшив изначально, но не
"по жизни", а по воле автора пьесы. Недаром актер многие реплики проговаривает
скороговоркой - по-другому этот текст говорить сложно.
Настоящий жених Алексей Ковтун внешне точен, а внутренне там и играть нечего -
поэтому достаточно того, что он меряет шагами жил-площадь.
Есть в спектакле весьма приятные находки. Оформление, которое начинается с афиши
и программок в виде старой газеты "Советская культура". На стенах квартиры -
подлинные снимки красавицы Ольги Зубковой в разных ролях. Здесь она буквально
сливается со своей героиней, что придает особый трогательный оттенок всему
действию. "Вечный Путин" на экране черно-белого телевизора, кивком
приветствующий хозяйку - так пойман момент его выступления. Квартира,
превращающаяся в Верону во время той самой рискованной сценки, а также в конце
спектакля. В эту виртуальную Верону уходят все, даже Гриша Выхухолев. Перед
мечтой о прекрасном все равны. Многие зрители искренне вытирают слезы.
Комедия-то грустная и нелепая. Точно, как наша жизнь...
Стоит ли удивляться, что все билеты проданы уже на несколько спектаклей вперед?
| |