Северный комсомолец
24 марта 2006 (11)
Светлана ЛОЙЧЕНКО
"Это как в самолете - пристегнул ремни и полетел!"
В понедельник - День театра, еще один весенний праздник. Наш театр драмы готовит
капустник, в котором, как нам сказали, будет много сатиры и узнаваемых ситуаций.
А сегодня наш собеседник - директор Архангельского театра драмы Александр
Дунаев.
- Александр, можно определенно сказать, что же произошло, почему зритель пошел в
театр?
- Думаю, что произошел встречный порыв театра и зрителя. Было время, когда
казалось, что ни до кого не достучишься. Наверное, появилась некая стабильность,
люди не хотят сидеть дома, им требуются иные эмоции. Их как раз может дать
театр.
- Но и театр это ведь ко многому обязывает.
- Любая наша ошибка дорого стоит. На протяжении последних пяти лет мы методично
говорили зрителям: приходите к нам, мы вас не обманем. И, как видим, зритель нам
поверил.
- Одно время были востребованы комедии. Многие театры ничего другого и не
ставили. Сейчас на что в первую очередь идет зритель?
- Понятно, что люди хотят отдохнуть, посмеяться. За этим тоже идут в театр. Но
мы должны показать, что театр - это всегда потрясение, и повести за собой
зрителя. Но важно, чтобы и зритель предъявлял нам высокие требования, иначе мы
зачахнем в примитивных пьесках. Кстати, очень сложно найти хорошую современную
пьесу. Возможно, еще время не подошло.
- Поэтому верный способ обратиться к классике. Но все же по-ставить Шекспира -
это риск. Как вы на него замахнулись?
- Идея витала давно. Долго обсуждали с нашим главным режиссером Петром
Анатольевичем Суворовым...
- Ему, наверное, трудно было браться за эту работу, ведь он приверженец русской
классики?
- Да, этот спектакль ему и всем нам дался нелегко. Но интересно же ставить
серьезные задачи.
- Александр, а в твоем понимании какой он, Ричард? Все-таки этого классического
злодея ты буквально примерял на себя. У него есть простые человеческие чувства,
он может страдать?
- Конечно! Мне важно было не про-сто сыграть этого злодея, а понять, почему он
так поступает. Это был мощный энергетический выброс. Не помню другого такого
спектакля. Это, знаешь, будто ты садишься в самолет, пристегнул ремни,
ото-рвался - и возврата нет...
- Но эту эмоциональную энергию неоткуда взять, кроме как из себя?
- Выматывался страшно. Но мне, признаюсь, хотелось, чтобы ему тоже хоть немного
посочувствовали.
- Да, его падение абсолютно, его никто не пожалеет, даже мать родная. Что может
быть страшнее?
- Но все ведь там думают о себе, о власти. А говорят о Боге. Он же четко
обозначает линию своего поведения. В этом он честнее. Хотя его идеология и
привела к краху.
- Внешний образ кто рисовал?
- Все понемногу. Длинные волосы мне поначалу мешали, потом привык. Оно ведь
внутри все живет, живет, живет... А потом дату назначили - и надо, чтобы родилось.
- Был момент, когда о театре можно было сказать, что он умер. А потом пошли
ростки, очень живые. Наверное, должно случиться много совпадений. Очень важно, к
примеру, чтобы с театром совпал режиссер...
- Режиссеров вообще очень мало. Это особая профессия, Божий дар. Вот им обладает
Петр Суворов. У него невероятное умение выстраивать действие. Ведь можно
прыгать, голыми бегать, колесо крутить, а действия не будет. А он просто
по-ставит актера на сцене - и это уже действие. К тому же он, москвич, ощутил
ауру города, вошел в нее. Причем не приспосабливаясь, естественно.
- Видимо, важно, чтобы было взаимопонимание между директором и главным
режиссером. Обычно на этом поле делится власть, возникают конфликты.
- Конечно. Конфликт в театре всегда начинается между режиссером и директором,
все остальное можно преодолеть. Но мы четко поделили сферы влияния, всегда
советуемся, вместе работаем.
- Вы ведь в этом сезоне, кажется, новых актеров не приглашали?
- Нет, не приглашали. Творческий состав сейчас в очень хорошем состоянии. Костяк
- это наш курс. Кулаков, Чуркин, Смородинова, Боченкова, Латухина и я.
- На самом деле! Собственно, курс нашего культпросветучилища стал основой труппы
театра.
- По поводу совпадений. Такое ощущение, что в театре все само собой сошлось. Это
не поддается математике, логическому просчету. И наша заслуга только в том, что
мы здесь присутствуем...
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО
|