|
Северный комсомолец
30 июня 2006 (25)
Олег ГРИГОРАШ
Стучать ботинком по трибуне неэффективно
Последняя перед "летними каникулами" сессия депутатов областного Собрания
получила разные оценки наблюдателей - от "неоднозначной" до "скандальной". Мы
предлагаем вам взгляд изнутри: своими соображениями по поводу работы парламента
делится вице-спикер Александр Поликарпов.
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
- Какие позитивные моменты вы могли бы отметить по итогам сессии?
- Наконец-то мы расширили круг тем, выносимых на сессию. Помимо традиционных -
социального блока и реформирования местного самоуправления, рассмотрели вопросы
о начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании, физкультуре
и спорту, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме
того, был принят ряд важных целевых программ - экологическая, по автодорогам,
развитию сферы ЖКХ, туризма, материальной базы архивов. Спектр значительный. Тем
более что большинство законопроектов готовили профессионалы, стремящиеся
учитывать специфику именно нашего региона. Ведь если слепо копировать опыт
соседей и федерального центра, это не законотворчество - скорее, его имитация.
- Довольны ли вы отчетом департамента финансов об исполнении бюджета?
- Если брать 2005-й год, здесь всё в целом сбалансировано. Появлявшиеся
дополнительные доходы распределялись эффективно. Соответственно, и по расходам
больших замечаний нет. В сравнении с текущим годом это плюс.
- Ваша оценка поправки депутата Евгения Ухина в закон о бюджетном процессе,
позволяющей депутатскому корпусу менять параметры бюджета.
- Здравый смысл в такой поправке есть. Больше всего это касается
социально-экономических программ. Всем же хочется, чтобы всё, что там прописано,
было исполнено! Но бюджет области, как и семейный бюджет, не резиновый. Мы не
можем тратить больше, чем лежит в кошельке. Программы, принятые на 2007-й год,
измеряются в два миллиарда 300 миллионов рублей. Замечательно, но возникает
вопрос о реальности суммы. С другой стороны, я понимаю и противников поправки:
они считают, что принятый документ должен исполняться обязательно.
- И кто же прав?
- Истина посередине. Будем искать компромисс. Возможно, кому-то хотелось, чтобы
решение было принято быстро и сразу, но так не бывает.
НУЛЕВОЙ КПД
- Согласны ли вы с тем, что экологическая программа является одной из ключевых
для региона?
- Конечно. Однако следует учесть, что экология - сфера чрезвычайно многогранная.
Программа будет иметь больший эффект, если удастся подготовить подпрограммы,
связанные с дополнительным финансированием. Ряд других регионов в этом отношении
значительно продвинулся. Мы же, несмотря на то, что имеем на территории объекты
федерального значения - космодром, полигон, целлюлозно-бумажные комбинаты, -
пока что получаем мизер.
- Проект областного закона "О социально-экономической целевой программе
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2007-2010 гг."
предполагает финансирование в размере трех миллиардов 700 миллионов рублей. Из
них почти полтора миллиарда - из внебюджетных источников. Откуда возьмутся эти
деньги, и есть ли вообще шансы на их получение?
- Во-первых, хорошо уже то, что программа наконец-то принята. Проблемы в ЖКХ
накапливались десятилетиями, и сегодня, конечно, хочется иметь какой-то ощутимый
результат. Меньшие суммы дело не выправят. Власть, закладывая такие средства,
подразумевает, прежде всего, создание условий для бизнеса, также
заинтересованного в решении коммунальных вопросов. Дальше многое будет зависеть
от активности каждого муниципального образования. На местах надо шибче работать!
Сегодня предприятия ЛПК строят котельные, работающие на древесных отходах, - это
и экономически, и экологически выгодно. Вот, например, мой родной Онежский
район. Онежский ЛДК вкладывает большие деньги в строительство ТЭС, которая
обеспечит теплом и горячей водой почти весь город. Бюджет МО сюда не
привлекается.
- Снизит ли реализация программы ЖКХ уровень дотационности коммунального
хозяйства?
- Сделан только первый шаг. Мы же долгий срок, по сути, ничего не вкладывали в
ЖКХ, потому что денег не было. Сейчас деньги начинают появляться, но готовы ли
мы к этому? Нет, не готовы! Я второй год возглавляю рабочую группу по реализации
в регионе программы реальных дел, и когда приходится сводить все предложения
муниципалитетов, приходишь к выводу: ни по одному серьезному объекту нет хорошей
документации, не просчитана экономическая эффективность. Поэтому нужен контроль.
Прежде всего, со стороны исполнительной власти. А иначе получится так, как с
Сольвычегодским торфо-брикетным заводом, или с водоводами в Виноградовском
районе: сначала вложились, потом прослезились.
- Нужно ли развивать на территории области жилищно-каркасное домостроение, под
развитие которого исполнительная власть региона выделяет гарантию на 75
миллионов рублей?
- Не отношу себя к специалистам строительной отрасли, о проблемах
жилищно-каркасного метода знаю из газет. Считаю, что высказаться здесь должна
сторона, предложившая эту программу. Пока же существуют опасения, что
возобладает подход прошлых лет. Как иной раз было в комсомоле: бросили клич, и
что дальше? Строительный вопрос - серьезнейший, здесь, прежде чем принять
решение, нужно десять раз взвесить. И мне не совсем понятно, почему оказался
фактически невостребованным КПД нашего технического университета, почему не
собирали круглые столы с участием специалистов. Мы специалистов вспоминаем лишь
по праздникам, когда приходит время чествований.
ШОК ОТ МЭРА
- Как вы оцениваете поведение мэра Архангельска Александра Донского в ходе его
выступления на сессии?
- Межбюджетные отношения - вещь деликатная. Это не риторика, а экономика. Нужно
много и кропотливо считать, чтобы не завалить вопрос. И обязательно стремиться
к компромиссу. Бюджет области, прежде всего, состоит из бюджетов всех
муниципальных образований, и мы не можем делать хорошо одним за счет других!
Закон об областном центре, напомню, был принят в тяжелые 90-е, когда у нас и
денег-то не было. Тогда за него голосовали в том числе и сельские депутаты.
Каждый понимал, что Архангельск должен развиваться. Сохранился такой же подход и
сейчас. Депутаты предлагали мэру - давайте решать вопрос финансирования города
постепенно и планово. Никто ведь ему не отказывал. Если 450 миллионов нормально
освоены, мы обязательно двинемся дальше. Поэтому такое поведение мэра повергло,
если откровенно, в шок. Разговаривать с позиций ультиматума с нами нельзя. Вот
представьте, что один из руководителей области приезжает в Госдуму и начинает
стучать там ботинком по трибуне. Да в Москве бы после этого Архангельскую
область вообще не вспоминали!
- То есть предложение Донского о гарантированном выделении четырех процентов из
областной казны Архангельску изначально было обречено на провал?
- Судите сами: почти 50 депутатов из 62 в нашем парламенте живут в Архангельске.
Неужели они не заинтересованы в развитии города? От мэра в этой ситуации
требовалось, по большому счету, только одно - терпение. А он повел себя так,
словно забыл простую вещь: нельзя резать курицу, несущую золотые яйца. Это
вопрос профессионализма. Когда его не хватает, результаты бывают самыми
неожиданными.
Олег ГРИГОРАШ, Фонд "Перспектива", www.arhperspectiva.ru
| |