Северный комсомолец
9 июня 2006 (22)
Олег ГРИГОРАШ.
С широко закрытыми глазами
Инспекторская поездка полпреда президента РФ Ильи Клебанова по вверенным ему
регионам Северо-Запада завершилась на прошлой неделе. Основной итог ревизии -
всюду "всё как у людей", в пределах допустимого. И только в Ненецком автономном
округе приоритетные национальные проекты объявлены провальными.
РОГА И КОПЫТА
В соседних с НАО Архангельской области и Республике Коми полпред охарактеризовал
ситуацию по нацпроектам как удовлетворительную, что характерно для многих
субъектов РФ: "Старт был слажен, регионами хорошо подготовлен. Общее впечатление
благоприятное". В Нарьян-Маре же Илья Иосифович поставил "тройку" лишь двум
направлениям - образованию и здравоохранению. А от "Доступного жилья" и АПК он
не оставил и камня на камне.
Отметим, что в первом квартале-2006 (относительно января-марта-2005)
производство мяса в живой массе в НАО возросло в 1,5 раза (в Архангельской
области соответствующий прирост составил 6 процентов). При этом на участие в
проекте "Развитие агропромышленного комплекса" представители НАО даже не
подавали заявку. Животноводческий комплекс в поселке Искателей, который посетил
полпред, модернизировался на собственные деньги округа. Но как только речь зашла
о поддержке федеральным центром строительства второй очереди коровника, Клебанов
сообщил: "Нельзя на базе старых технологий строить что-то новое!". И
резюмировал: "Зачем развивать убыточные животноводческие хозяйства?! Думаю,
основной упор надо сделать на оленеводстве".
Такой подход напоминает позицию одного из прежних руководителей, сказавшего в
прямом эфире телеканала "Россия": "А на Севере мы разводим оленеводов". Тогда
это, впрочем, была оговорка. Сейчас всё гораздо серьезнее.
Полномочный представитель президента утверждает, что свои коровы НАО не нужны -
потому что нерентабельны. Однако, в таком случае пора сворачивать почти всё
сельское хозяйство - вплоть до Вологодчины (выходит, что тепличный комплекс
"Беломорского" курочили не зря!). А главное - совершенно не берется во внимание
фактор оторванности округа от материка. Зарежут ненецких буренок, и что дальше?
Молоко начнут доставлять самолетами?
Это азбука Севера. Тем не менее, полпред еще раз повторил задачу:
"Откорректировать программу развития АПК в сторону оленеводства".
ФУНТЫ И ПУДЫ
Еще интереснее подход к развитию жилищного строительства. Существующие в округе
проекты по ветхому и социальному жилью Илья Иосифович назвал "провальными".
Узнав о том, что за минувший год НАО - опять-таки своими силами - построил и
приобрел для жителей 76 квартир, полпред поинтересовался общим количеством
нуждающихся. Здесь их - 3 тысячи 600 семей. Это дало повод для тирады:
"По-вашему, более 40 лет люди должны ждать изменения своих жилищных условий?
Всего 52 миллиона рублей было освоено на строительство квартир для жителей НАО!
Бараков в Нарьян-Маре через пять лет быть не должно".
Бараки - это плохо, кто бы спорил. И 40 лет для нацпроекта - пропасть. Но
посчитаем: население НАО - 41,5 тысячи человек. Значит, за год округ вложил в
жилье для каждого из них 1 тысячу 253 рубля. А население Архангельской области -
1 миллион 318 тысяч. В областной казне-2006 для переселения из ветхого и
аварийного жилья нашлось 198 миллионов рублей. То есть 150 рублей на человека.
Разница почти десятикратная. Таким образом, если жилищная очередь в НАО исчезнет
через 40 лет, то у нас - при сегодняшних темпах - на ее ликвидацию уйдет четыре
века.
Всего этого полпред не замечает - словно оценивает вложения округа и области в
разных единицах измерения.
Вдобавок окружной администрации досталось и за то, что она, дескать,
прикрывается "ЛУКОЙЛом", который много строит. Хотя обычно на местах такая
практика ставится в бесспорную заслугу местной власти, умеющей привлечь
инвесторов к решению социальных проблем.
БОЛТЫ И ГАЙКИ
Что до зарубежных инвестиций, в первом квартале-2006 по НАО они выросли в семь
раз. Кроме того, округ - единственный субъект Северо-Запада, где сохраняется
положительная демографическая динамика.
В Архангельской области - общеизвестная беда и с инвестициями, и с демографией.
За последние годы у нас не появилось ни одной эффективной программы,
осуществляемой на собственные деньги.
Зато, как выясняется, национальные проекты текут вполне благополучно. О том, как
эта "течь" размывает веру людей в действенность власти, похоже, никто не
задумывается. Равно как и о том, по каким критериям идет оценка работы над
проектами.
Есть ли четкий, единый для всех регионов механизм отчетности? К сожалению, пока
мы наблюдаем лишь механику, по которой болты называются гайками, и наоборот.
Олег ГРИГОРАШ.
|