Пресса Архангельской области
 


Северный комсомолец
25 августа 2006 (33)
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.

Три тысячи рублей за сохраненные миллиарды

Пропажа 221 экспоната, общей стоимостью 130 миллионов рублей, обнаруженная в Эрмитаже, у одних вызвала шок, у других недоумение. Уж в этом-то музее система защиты на высшем уровне, не чета другим. А столько добра народного вынесли. Что же тогда периферийным музейщикам делать, на что уповать?

Но позже выяснилось, что дело не в краже извне. Из Эрмитажа выносили ценности не один год, что никак не могло обойтись без внутренней, музейной поддержки. С одной стороны, можно вздохнуть с облегчением: не система охраны подвела. С другой - страшно, если свои, проверенные люди сломались.

Пиотровский до сих пор не верит, что такое возможно. Он считает Ларису Завадскую, из коллекции которой пропали вещи, кристально честным человеком. Скорее всего, так оно и есть. Ведь когда плановая сверка докопалась до пропажи, с Ларисой случился сердечный приступ. Спасти ее не смогли.

Может быть, в тот тяжкий момент она догадалась, куда "ушли" ценности. Может, вспомнила о частых посещениях ее хранилища мужем, заядлым коллекционером, и сыном, уволившемся из Эрмитажа в 2004 году с должности экспедитора (именно этим годом датируют органы завершение краж из Русского отдела). Оба сейчас взяты как основные подозреваемые. Свидетели узнают их как посредников продажи реликвий. Известна следователям уже и схема хищений, но о роли в ней самой Ларисы Завадской они пока молчат. Участница она или жертва самых близких людей, покажет время.

Директор Архангельского областного краеведческого музея Владимир Любимов возмущен... журналистами: они якобы априори клеймят музейщиков, называя ворами. Его можно понять, ему за своих обидно, музей - это его семья, в которой он доверяет каждому, как самому себе.

Но не он один верит хранителям. Те, кому приходилось сталкиваться с людьми этой профессии, всегда отмечают исключительную порядочность, преданность делу и педантичность. Хранители - это особая каста людей, фанатично любящих свою работу. Им состояние своих подопечных дорого так же, как здоровье собственных детей.

Вручную переписанные и систематизированные лежат реликвии в старомодных шкафах. Истинной цены не знает никто, да никто над этим тут и не думает. Главное вылечить, не дать умереть, передать потомкам. У входа в хранилище пост, все опутано сигнализацией, а под высоченным сводом коридора Гостиного двора огромная маска собаки. Сторожевой, шутят музейщики.

Случайных людей здесь нет. Хранители - это почти святые. Ведь с утра до вечера, изо дня в день десятилетиями дрожать над государственным многомиллиардным добром за три тысячи рублей в месяц грешник не станет. Но и не каждый святой выдержит. Человек слаб, а соблазн велик. И государству следует подумать именно над этим.

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.

КОММЕНТАРИИ

Владимир ЛЮБИМОВ, директор Архангельского областного краеведческого музея:

- У нас 265 единиц хранения. О стоимости даже не спрашивайте. Приблизительную цену можно узнать, выставив вещь на аукцион. Но и там реальности будет мало. Вот танк, что у "Полярного", по некоторым оценкам, стоит один миллион фунтов стерлингов, но на самом деле сумма значительно выше. А как оценить камни с отпечатками животного мира? Они уникальны. Многие просто единственные в мире. А автографы Ломоносова?

Что касается охраны, то она сейчас довольно надежная. Современные методики позволяют спасти музеи от проникновений извне. Поэтому крадут намного меньше, чем прежде. А о том, что это возможно изнутри, никто даже и не подумал. Мы доверяем своим хранителям на сто процентов. Пиотровский говорит сейчас, что не верит в причастность к пропаже Ларисы Завадской.

Зарплата у хранителей, конечно, очень маленькая, что вносит определенный риск. Об этом заходила речь на заседании Союза музеев России, что состоялось на прошлой неделе в Санкт-Петербурге. Власть сама заговорила.

Как может аукнуться инцидент? По-всякому. На федеральном уровне могут задуматься над повышением зарплат. А могут на том же уровне сказать, что раз сами хранить не в состоянии, отдавайте в частные руки. Этого и боимся.

А еще, сейчас сильно ограничится круг вхожих в хранилище лиц. И ужесточится, наверное. Вот вас не пущу на драгметаллы посмотреть. По какой вам туда надобности? Потом расскажете кому, и жди беды.

Михаил Лопаткин, директор музея "Малые Корелы":

- Пропажи в музеях были, есть и будут, от этого не уйдешь. У нас ведь в России условия хранения таковы, что скученность страшная. Ценности из разных коллекций в одном помещении. За них, к примеру, пять хранителей отвечает. Если что, с кого спрашивать?

В музейных фондах от сотен тысяч единиц хранения до миллиона и выше. Разве можно это все единовременно проверить? Проверяют поколлекционно, да и то раз в пять лет. При переезде легко потерять ящик-другой. Они могут и не пропасть, просто вдруг окажутся в помещении другой коллекции. Но никто же об этом и не подозревает.

Если хранитель увольняется, это же надо акт приемки составлять. За две недели, что по закону, не успеешь. А если человек, не дай Бог, умер? Тут вообще концов нет. Усиление охраны не повлияет. Теперь везде сигнализация. Поэтому разбойное нападение - это редкость. Неэффективно, шансов попасться больше, чем разбогатеть. По той же причине открытые наглые кражи единичны, и только под конкретный заказ.

А уходит достояние через тех, кто работает в фондах, и через тех, кто имеет к ним доступ, кого охрана должна беспрепятственно допускать. За рубежом есть институт общественных попечительских советов, они частенько проверяют музейные фонды. Это эффективнее, чем проверка собственными кадрами. Но у нас в стране этого нет. И утраты неизбежны.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя