Северный комсомолец
1 сентября 2006 (34)
Олег ГРИГОРАШ
Эффект револьвера
Второго сентября Фонду энергосбережения Архангельской области исполняется 10
лет. За этот срок компания добилась многого. Особенно если учесть, что работать
в основном приходится с бюджетными структурами. Как признает руководитель Фонда
Вадим Еремеев, "к частникам у нас вопросов нет, с муниципалитетами сложнее: иной
раз возникает ощущение, что это какая-то мертвая точка".
ФРОНТ ФОНДА
- Учредителями вашего фонда, помимо "Архэнерго", являются обладминистрация и
мэрии Архангельска и Северодвинска. Однако в первые пять лет существования
компании о ней мало кто знал.
- Сразу замечу, что мы - организация некоммерческая, долей этих структур у нас
нет. Учредительство предполагало поддержку на первых порах, и не более. Когда я
в 2001 году дал согласие возглавить Фонд, печать предприятия мне передали на
улице. На компании к тому моменту висел двухмиллионный долг. Полтора года после
этого мы, по сути, били вхолостую. Настоящая работа началась, когда расчистили
завалы.
- Что подразумевают изменения, внесенные с вашей подачи в областной закон об
энергосбережениях?
- Если коротко, речь идет об экономии бюджетных средств при привлечении
внебюджетного финансирования. Чтобы не было такого, как сейчас, - подготовка к
отопительному сезону сводится к тому, что муниципалитеты просят у области:
"Ребята, нужны деньги".
- Работать с администрацией области у вас получается?
- Отношения у нас нормальные, рабочие.
- Ваш фонд участвовал в "приводе" в Архангельск кредита Европейского банка
реконструкции и развития для "Водоканала". Однако о других проектах в областной
столице ничего не слышно.
- Инвесторы идут туда, где их деньги могут быть без проблем освоены. Архангельск
мог бы получить "длинные" дешевые, внебюджетные деньги, сопоставимые с
"Водоканалом". Но, к сожалению, у нас пока не получается работать с мэрией. То
ли люди не хотят ждать, то ли у них просто нет подобного опыта, то ли они
слишком заняты рациональным освоением бюджетных средств.
- Разве при мэре Нилове было иначе?
- При Нилове было почти то же самое. Тогда, помимо привлечения денег для
"Водоканала", мы разработали проект модернизации городского освещения
Архангельска. Финансирование было выделено еще в 2002 году, но дальше дело не
пошло. В итоге в Новодвинске, где нам дали работать, освещены 95 процентов улиц,
а в Архангельске - 54 процента. Правда, недавно мы к этой теме вернулись...
- Вы говорите об этом без особого энтузиазма.
- Первоначально у мэрии был интерес. Мы встретились с Назаровым и Пачиным. А
дальше - ступор. Возможно, директору "Горсвета" Драчеву не захотелось работать с
привлеченными деньгами. Конечно, проще отчитаться за сто лампочек. К тому же у
нас основное условие - открытые конкурсы.
- А может, отпугивает само слово "кредит"?
- Что такое кредит? Это разнообразные программы. К примеру, социальный кредит.
Он дается на пять лет под три процента годовых, льготный период - один год. Это
чистая прибыль. Плюс снижение рисков, плюс снижение нагрузок на бюджеты. Но
"кредит", вы правы, - слово страшное, по инерции пугает многих.
- Каким образом снижается нагрузка на бюджеты?
- Вот, допустим, школа в райцентре. Для ее модернизации - установки счетчиков,
автоматизированного теплового пункта, замены окон, утепления крыши - требуется
сто условных единиц. По обычной схеме тридцать единиц найдет район, еще
семьдесят даст область, а по нашей - девяносто условных единиц внесет инвестор.
Учитывая обязательное софинансирование, мы модернизируем не одну школу, а две.
Начнет работать револьверный механизм.
- Барабан закрутится?
- Вот именно. Чем больше проектов, тем выше экономия бюджетных денег. В
Новодвинске это просчитали очень хорошо - там Фонд работал и работает уже на
32-х объектах социальной сферы: в школах, детских садиках, больницах.
- Ту же схему вы планировали задействовать в Северодвинске. Почему не
получилось?
- С мэром Беляевым нашли общий язык без проблем. Подготовили два проекта по
школам. Причем деньги инвестора выделялись в виде гранта - безвозмездно. Но
вторую половину средств, уже бюджетных, необходимо было провести через городской
Совет. И депутаты сразу начали шуметь: "А почему грант достался именно этим
школам, а не тем, которые в моем округе?!". И фактически готовые проекты
"заголосовали".
- Этот случай - вопиющий?
- Нет, он просто показательный. Вот Плесецкий район - это тема отдельная. Четыре
года мы потратили на то, чтобы убедить муниципальные власти в необходимости
строительства новой котельной в Североонежске. Областной бюджет был готов,
инвестиции были, а главное - была прямая выгода муниципалитету. Стоимость
проекта - менее 82 миллионов рублей. Окупаемость - один год. Муниципалитет при
этом уходил от аренды котельной, обслуживания теплотрассы и покупки мазута. Но
нам отказали. И в нынешнем году уже "сожгли" на топливе 70 миллионов бюджетных
рублей.
- Неужели будут жечь и дальше?
- У нас есть основания предполагать, что глава МО "Плесецкий район" Ешкова
близка к подписанию договора с некоей частной компанией, готовой построить
котельную. Но кредит уже будет коммерческим и составит около 140 миллионов. И не
факт, что поставки отходов, на которых заработает котельная, не начнет
осуществлять посредник.
- С инвесторами у вас проблем нет?
- Дефицита инвестиционных средств в природе не существует. Есть дефицит спроса
на инвестиции. Отсутствуют технико-экономические обоснования проектов,
разработанных в формате международных и ведущих российских банковских
институтов.
- Какой главный опыт вы вынесли из работы с муниципалитетами?
- Мы не работаем с теми, кому до выборов осталось менее двух лет. Самый большой
инвестиционный риск - это риск политический.
- О чем я вас не спросил?
- Пожалуй, это не вопрос, а пожелание. Мне, как руководителю Фонда, хотелось бы
поблагодарить за помощь и сотрудничество учредителей, российских и зарубежных
партнеров, заказчиков и подрядчиков. Конкретизировать не буду - всех не
перечислить. Кто прочитает, тот поймет.
Олег ГРИГОРАШ.фонд Перспективаwww.arhperspectiva.ru
Помимо властей разных уровней, главным партнером Фонда является Архангельский
областной центр энергетической эффективности. Постоянен контакт с зарубежными и
отечественными энергетическими предприятиями.
На сегодня Фонд реализовал и приступил к внедрению целого ряда успешных
проектов. Некоторые из них признаны уникальными для Северо-Запада России.
Например, в 2003-2004 годах Фонд реализовал два из четырех проектов по стране в
рамках "Совместной экологической программы". Заказчиком технико-экономического
обоснования модернизации Северодвинской ТЭЦ-1 выступило "Архэнерго". Второй
проект был выполнен для ГУП "ОблДЭС", в ведении которого находятся почти все
дизельные станции региона.
Проект для ЗАО "Лесозавод 25" стал первым крупным займом NEFCO (2 миллиона
евро). В марте 2004 года завершено строительство беспрецедентной для России
сортировочной линии. Новый лесопильный цех располагается на промышленной
территории предприятия, в его состав входит сухая линия сортировки бревен. Ранее
технологический процесс осуществлялся "в два бассейна", являвшихся источниками
загрязнения как воды, так и воздуха, а также превышавшими энергозатраты завода в
связи с необходимостью их подогрева в зимний период. В 2005 году был завершен
второй этап проекта - строительство в Цигломени котельной, работающей на
древесных отходах.
Среди других проектов Фонда стоит выделить модернизацию уличного освещения в
Новодвинске, масштабные работы в социальных учреждениях Онеги, Вельска, Котласа,
Коряжмы, Верхнетоемского района.
В 2005-2006 гг. Фонд привлек в Архангельскую область 105,6 миллионов рублей
инвестиций и 30 миллионов "грантовых" рублей.
За десять лет Фонд нашел свое место на рынке консалтинговых и инжиниринговых
услуг Архангельской области, став одной из наиболее влиятельных структур на
энергетическом поле региона.
|