Северный комсомолец
29 сентября 2006 (38)
Марья ЛОГИНОВА.
Шотогорская арифметика: сто лет и четыре человека на два класса в одном кабинете
Блоковская строчка "Россия, нищая Россия" точно описывает нынешнее состояние
деревни Шотогорка Пинежского района. Местные жители на себе ощущают весь процесс
распада северных деревень. Не только взрослые, но и дети - девятнадцать учеников
единственной школы. Она, которая еще как-то вдыхает жизнь в вымирающий
населенный пункт, под угрозой закрытия.
Мы зашли в эту школу в самый разгар учебного дня. Обычное деревенское здание -
весьма еще крепкий одноэтажный деревянный дом. Но с совершенно непритязательным
фасадом. Внутри тихо. Скоро закончится второй урок...
На первой двери справа висит табличка "Учительская". Когда мы спрашиваем у
сопровождающего нас ученика, где располагается директор, он недоуменно
протягивает: "А тут все вместе..." То есть отдельного кабинета у директора,
Николая Арсеевича Никифорова, нет. Да и зачем? От кого отгораживаться? Все здесь
друзья, соседи или родственники. Вечером картошку бок о бок копают, утром - учат
или учатся.
Класс из пяти учеников (девятый) по тамошним меркам - гигантский. Во втором,
третьем и седьмом классах - по одному человеку, в восьмом - трое, в остальных -
по двое. Сейчас на девятнадцать учеников - девять учителей и одна вожатая. По
словам директора, штат учителей полностью укомплектован. Но все же первый и
четвертый классы занимаются в одном кабинете одновременно и под руководством
одной учительницы.
- Настоящих вундеркиндов воспитываем! - смеется учительница Ирина Петровна
Скоморохова. - Двое моих первоклашек на уроках слушают еще и учебный материал
четвертого класса. А что делать?
В прошлом году в школе было трое выпускников. Вместо них пришли всего двое
первоклассников. Нынешние девятиклассники сдадут летом экзамены, и школа
опустеет еще на пятерых. А первоклашек в новом учебном году не намечается.
Закройся сегодня школа, завтра жизнь в Шотогорке практически остановится.
Деревня лишится части населения (большинство учителей - приезжие), местные
потеряют работу, ребята - право получать образование. А кто еще займется
организацией праздников в сельском клубе? Между тем, с этого года в деревне нет
детского садика. Несколько малолетних ребятишек остались неприкаянными. Ходят с
родителями на работу. Например, учитель географии и биологии Светлана
Владимировна Харина в школу - сынишка следом...
"Держимся руками и ногами!"
- Мы ждем, когда заработает сельское хозяйство. Все замерло. Ждем, когда
правительство повернется лицом к народу. Когда заработают обещанные льготы. У
нас ведь и люди работящие есть, которые готовы трудиться! Только вот в России
как: перед тем, как что-то построить, сначала принято все разрушить, -
рассказывает про деревенские беды-чаяния директор Николай Никифоров. - А сколько
сейчас учителя в нашей стране зарабатывают! У нас средняя зарплата - 6-7 тысяч
рублей. Но это с северными! Без них получается около двух с половиной тысяч.
Смешно! А ведь учителя детям знания дают, новое поколение воспитывают!
Шотогорская школа - структурное подразделение Пиренемьской. До нее двадцать
километров. Но ни у кого нет соответствующей техники и денег для содержания этой
дороги в надлежащем состоянии. Поэтому во время распутья ее размывает так, что
не пройти-не проехать. Весной и осенью грязь, уверяют местные, абсолютно
непролазная. А зимой шалит метель: сугробы по пояс, разве что на буранах гонять.
И выходит, к счастью, что проблема с доставкой ребятишек в соседнюю школу пока
неразрешимая. К счастью, потому что шотогорскую в таком случае не закроют. Даже
если в ней останется не четырнадцать, а четыре ученика.
- Понимаете, росчерком пера это сделать очень просто, - вздыхает Николай
Арсеевич. - А как тогда наши ребята? Поэтому и боремся, как можем. Всеми руками
и ногами. На будущий год еще точно будем работать. А там посмотрим... Пока стоим
на федеральном бюджете, еще держимся. Если переведут на местный, заглохнем.
Звучит звонок с урока, и из дверей кабинетов выглядывают любопытствующие детские
лица. Смотрят на нас, хихикают, смущаются, прячутся обратно и снова выглядывают.
А как же, интересно! Не каждый день в школе гости! А я только во время перемены,
когда вокруг радостно носятся мальчишки и девчонки, а учителя пишут что-то на
доске мелом для следующего урока, понимаю, что все здесь нормально. И нисколько
эта школа не ущербная. Абсолютно нормальная, просто маленькая! И закрывать ее
нельзя хотя бы потому, что в этом году она отмечает свой столетний юбилей.
Обидно прерывать историю на такой солидной дате.
|