Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
19 января 2007 (1)
Анна МАЛЮГИНА

"Скучно, блекло, но правильно"

На прошлой неделе отечественная журналистика отметила свой профессиональный праздник. Сегодня мы попросили людей известных и уважаемых в журналистской среде высказать свое мнение о том, чем характерна современная журналистика.

ИГОРЬ ТУЛИНОВ: "Журналистика все больше становится лакейской"

Тулинов Игорь Викторович уже 48 лет в журналистике. Одно время он был главным режиссером областного телевидения, свою активную журналистскую деятельность закончил должностью директора студии "ТВ-6 Архангельск".

Сейчас Игорь Викторович преподает тележурналистику в Поморском государственном университете.

- Игорь Викторович, вы смотрите местное телевидение?

- Нет, не смотрю. Местное телевидение - это только информация: "Поморье" находится в строгих рамках, не один раз выверенных. Программа пройдет скучно, но правильно. У "АТК-Медиа" границы шире, подача свободнее и откровеннее, но... безвкусно. Видно, что режиссер с ними не работает. В прямом эфире все слишком сценично. Я даже не знаю, есть ли у АТК-Медиа режиссер. Поэтому я и говорю, что региональному тележурналисту нужно быть почти режиссером.

Да, АТК делает больше, чем просто новости - это ее плюс. Ведь телевидение (не новости) создает определенную культурную среду, которая вращается вокруг этого информационного стержня. А не было бы этого стержня, эта культурная среда вращалась бы только вокруг ночных клубов и ларьков.

- Как вы оцениваете творчество местных журналистов?

- Конечно, все наши журналисты безумно слабее столичных, так как им приходится работать с другим материалом - региональным: скучным и блеклым. Трудность регионального журналиста состоит в том, чтобы не уйти от предмета съемки (архангельской массы) и быть при этом чуть-чуть выше.

- Назовите основные "беды" современной журналистики.

- Во-первых, наша журналистика все больше становится "лакейской". Мы идем на поводу у публики, на каждом шагу спрашивая "Чего изволите?"

Во-вторых, журналистика перестает быть самодостаточной. Мы всегда ходим под кем-то, причем настолько, что власти не успели еще чего-то пожелать, а мы уже торопимся выполнять.

И, наконец, третья, самая главная, беда - в журналистику проник "Доширак". "Доширак" - это полуфабрикат: невкусно, но быстро и просто, а главное удобно.

- Существует ли сейчас свобода слова?

- Свободы слова сколько хочешь. В мое время были настоящие ограничения - это можно, а это нельзя. Сейчас вопрос стоит другой стороной: делать журналисту то-то или не делать? И лучше бы не делать, а он делает. Поэтому проблема стоит другая - зачастую журналистам не хватает тормозов.

- Журналистика очень изменилась за последние годы. Стала ли она хуже?

- Журналистика сейчас не лучше и не хуже, она другая. Конечно, у нее есть свои недостатки. Но и раньше их было не меньше, просто они были другие.

Главным недостатком журналистики моего времени была подцензурность, а соответственно, никакой свободы слова. Нас держали в кулаке. Но при этом журналистика была высоко котируемой профессией в обществе, высоко ответственной. Журналист был подобен священнику. К нему шли с последней надеждой. Сейчас же все можно, все свободно, но никому не нужно.

ВАЛЕРИЙ ЧУБАР: "От нас ничего не зависит. Мы просто есть"

Валерий Николаевич Чубар почти 25 лет работает на архангельском государственном радио "Поморье".

- Считаете ли вы, что радио - "король журналистики"?

- Ну король не король, а плюсов у него действительно много. И главный из них - разноплановость. Человек волен выбирать, что ему слушать. Существует 12 основных форматов радио. У нас в Архангельске по большому счету только три формата: это информационно-музыкальное ("Общественное российское радио"), музыкально-развлекательное (все коммерческие радио:"Европа+", "Наше", "Русское радио", "Авторадио", "R29") и информационно-публицистическое (то есть государственное радио "Поморье")

- Как себя ощущает государственное радио в 21 веке?

- Плохо. Ведь государственное радио - это, как и государственные поликлиники, школы. Они должны быть. А за качество никто не отвечает. Все государственные журналисты - бюджетники, рядовые корреспонденты.

- Хотите сказать, что и "Поморью" живется плохо?

- Раз журналисты не переходят от нас на другое радио - значит, не плохо. Ведь есть возможность уйти на развлекательное FM , захотели бы - ушли. Просто у нас свой формат, соответственно другая задача, - мы взвешиваем каждое слово и поэтому люди нам верят. Они и "Европе+", и "Русскому Радио", и другим FM радио верят, но меньше требуют.

- Каким радио было вчера, то есть в 20 веке?

- Во-первых, все радио были государственными. Не поощрялось слово "я" - все выражали мнение партии и действовали в ее интересах. Во-вторых, раньше была дисциплина, и власть, которая всем руководила, также испытывала влияние журналистики. На все вопросы они должны были давать ответ в течение двух недель.

Потом, когда партии не стало, в 91-92 годах мы стали переходить на более свободный формат, больше музыки, причем запрещенной в советский период. Это был пик государственного радио. Сейчас же оно не так востребовано.

Сейчас свобода выбора - делай что хочешь. Но ты должен отвечать за свои поступки. Ты свободен совершать поступки, но не свободен от ответственности за эти поступки. Нам, государственному радио, должно говорить серьезно. Но от нас уже ничего не зависит, мы просто есть.

ОЛЬГА ТРЕТЬЯКОВА: "Журналисты теперь не ищут эксклюзив"

Ольга Владимировна Третьякова, заведующая кафедрой журналистики ПГУ, специалист по правовым основам журналистики.

- Ольга Владимировна, существует ли в прессе свобода слова?

- Формально, по Конституции свобода слова провозглашена. Но на практике СМИ трудно оставаться свободными в силу их материальной зависимости от власти, от учредителей, от рекламодателей. Хотя журналист, как и любой человек, может сделать свой собственный выбор: свобода или деньги.

- Считаете ли вы лишение свободы правомерным наказанием за злоупотребление свободой слова?

- Лично я против уголовного преследования за произнесенное или опубликованное слово, и считаю, что статьи "Клевета" и "Оскорбление" следует вывести из уголовного закона. И уж тем более против назначения реальных сроков наказания за эти преступления.

Но прежде чем кричать о том, что суд над журналистом угрожает свободе печати, стоит подумать: а может быть, это журналист на самом деле виновен? Может быть, именно он и является самой настоящей угрозой свободе слова и журналистике вообще? А может, он и не журналист вовсе?

- Как изменилась журналистика в последние годы?

- В последнее время появилось немыслимое количество пресс-служб - во всех уважающих себя конторах. Само по себе это неплохо: пусть информируют, помогают журналистам добывать интересную информацию о свершениях сотрудников своих контор. Беда в том, что журналисты не хотят ничего добывать! Им не нужен эксклюзив.

Они бездумно довольствуются тем, что им преподнесут и как преподнесут. Все газеты и программы новостей стали похожи одна на другую, потому что состоят из одних и тех же пресс-релизов и сообщений информационных агентств. Или отчетов с совещаний и пресс-конференций. Нет аналитики, нет расследований, нет публицистики, нет элементарного поиска чего-то необычного, такого интересного и нового, чтобы читатель или телезритель ахнул: вот это да! Только не от того, что мэра голого по НТВ показали.

- Назовите основные ошибки современной прессы.

- Одна из основных ошибок журналистов заключается в том, что они не различают журналистику и пиарналистику. Я бы сказала, журналистика стала сплошь пиарналистикой. Что мы видим? В одном и том же номере газеты, один и тот же автор, даже не прикрываясь псевдонимом, того же мэра просто взахлеб нахваливает (за деньги, разумеется), а от себя (за гонорар) - критикует изо всех сил. Критикует доказательно и аргументированно, но кто поверит? Скорее подумают, что эта критика оплачена тем же губернатором или депутатами горсовета. Здесь тоже необходимо делать выбор: либо журналистикой заниматься, либо пиаром. Вопрос все тот же, философский: свобода или деньги.

- Относите ли вы эти ошибки и к прессе Архангельска?

- Конечно, отношу. И помимо того, что я уже отметила, у нее, на мой взгляд, есть две крайности. Это или лояльные власти СМИ, донельзя скучные и предсказуемые, или СМИ, независимые от власти, можно сказать, оппозиционные - несколько оголтелые и склонные к "желтизне".

Записала Анна МАЛЮГИНА, студентка факультета филологии и журналистики ПГУ.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя