Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
19 октября 2007 (41)
Светлана ГАВРИЛОВА.

"У нас нет понимания того, что подрастающее поколение - это ресурс"

В конце сентября в Архангельске прошла конференция, посвященная гражданскому образованию. Наверное, самыми яркими на ней стали два выступления: координатора программы гражданского образования от Латвии Сандры Фалки и депутата областного Собрания Константина Журавлева. Латвия продемонстрировала нам, как страна с минимумом природных ресурсов рассматривает каждого жителя своим основным ресурсом. Человек должен стать максимально эффективным на благо родной земли - в этом заключается гражданское образование по-латвийски. А Константин Журавлев в свою очередь говорил, что у нас мало кто воспринимает подрастающее поколение как ресурс. После конференции Константин Юрьевич предложил продолжить тему. Про себя я наш разговор определила так: что нужно сделать, чтобы нам захотелось хоть немного стать ресурсами...

- Константин Юрьевич, от вас я впервые услышала, что стратегия развития области и система образования взаимосвязаны.

- Смею предположить, если стратегия не предусмотрит изменения в образовании, весь документ получится ущербным и работать не будет.

- Объясните...

- Смотрите, скоро нам будут предложены стратегические сценарии развития области. После Нового года сформируется модель: какой область станет к 2030 году. В апреле будет разработана вся стратегия. Пока складывается печальная ситуация: речь идет лишь о четырех точках развития области - стандартный набор мероприятий, под который правительство может дать деньги. Это Архангельск, Северодвинск, космодром Плесецк и "южный коридор" - Котлас, Коряжма. Если не выносить эти стратегические сценарии на общественное обсуждение, не делать встречные предложения, остальная территория будет брошена на самовыживание. Чтобы этого не случилось, мы хотим предложить такой инструмент, с помощью которого в обсуждении сможет участвовать как можно большее количество людей.

- Какой инструмент?

- Несколько общественных организаций сейчас объединились в проект создания общественной информационной сети. Сама идея заключается в том, чтобы создать мощный сайт, на котором люди, работающие в Интернете и обеспокоенные вопросами развития области, смогут стратегию обсуждать. То есть такой динамичный интерактив, где будут аккумулироваться предложения общественности и формироваться общественная стратегия.

- Что должно получиться в сухом остатке?

- Сухого остатка не будет по определению. В результате должен получиться постоянно работающий механизм: первый этап - объединение интеллектуального потенциала области, второе - психологический этап, когда эти люди поймут, что они что-то могут и от них что-то зависит, третий - формирование стратегии области как таковой.

- Ну вот будет у нас на руках готовый документ "Стратегия развития Архангельской области на такие-то годы". Что вы хотите прочитать в нем об образовании и воспитании?

- В последние годы я буквально кричу: и образование, и воспитание нужно менять в корне! Я начинал свою карьеру как комсомольский работник, и уже тогда мы говорили, что, не занимаясь молодежными проблемами, власть ведет самоедскую политику, что через пятнадцать лет область окажется в кадровом провале. К сожалению, это оправдалось. И самое печальное, что мы не исправляем ситуацию, а усугубляем ее.

У нас нет понимания того, что подрастающее поколение - это ресурс. Как только кто-то из молодежи проявляет активность, его бьют по голове, чтобы не высовывался. Наша власть очень трепетно относится к собственному низкому уровню: попробуй, появись рядом кто-нибудь более толковый - сразу же задавят, выжмут. Нет конкуренции идей, нет конкуренции людей, нет конкуренции технологий...

Я на прошлой неделе встречался с педагогами, спрашивал у них: вот с перестройки двадцать два года прошло - что поменялось за это время? Где у нас блестящие кадры - известные экономисты, деятели культуры и так далее? Не говоря уж о том, что вся наша система образования осталась советской.

- Как это?

- Наша школа дает определенный объем знаний и требует от ребят поведения паинек, которое должно учителям понравиться. Она не учит решать проблему, то есть правильно формулировать задачу и проектировать ее решение. Сейчас занимаются с отличниками, которые не доставляют проблем, дают хорошие показатели. И никто не задумывается о том, что из мальчиков-отличников единицы "выживают" - многие спиваются...

А вот троечники никому не нужны. Приходит определенный возраст, они лидеры по жизни, и если их потенциал не реализуется, они начинают "чудить", находят другие выходы для своей бурлящей энергии. То есть мы сами выталкиваем их в подростковую преступность. А там таких ребят подхватывают с радостью...

- С какого возраста нужно начинать растить лидеров? С пеленок, детского сада, института? И какой именно этап образования важно изменить?

- Загвоздка в том, что менять надо все! У нас и семейного воспитания толком нет, все нарушено. Сын за отца не отвечает, понятие "семейный бизнес" только-только восстанавливается... В идеале ребят нужно "передавать" из возраста в возраст. По многолетнему опыту работы я знаю, что со студентом уже бесполезно работать, если его не научили грамотной общественной деятельности в школе. Но в школу дети приходят из детского садика, в котором тоже нужно все менять: некоторые специалисты считают, что в детсадах как раз и калечится подрастающее поколение, когда их заставляют по команде на горшки садиться - и никакой дифференциации, никакой свободы. Вот такая цепочка выстраивается.

- На конференции вы говорили, воспитанием должны заниматься в том числе и политические партии...

- В принципе, партийные организации с молодежными и детскими формированиями при них могли бы исправить ситуацию. Для этого с сохранением неидеологизированности в школе развиваются элементы гражданского образования и внедряются программы работы с лидерами. Партии, привлекая науку, развивая методики, создают четкую структуру для каждого возраста - с календарем, идеалами и авторитетами - подхватывают этих лидеров в свою сферу... Самое печальное, что сегодня в нашей стране ничего нельзя сделать.

Мне только два или три года назад специалисты нарисовали такой график: по активности в нашей стране лидируют 60-летние и 30-летние. А вот мое поколение, сорокалетние, которые на излете советской власти были воспитаны, когда нас отучали от активной деятельности, когда абсолютный цинизм царил в политике, - оно полностью потерялось. Это хорошо видно на предприятиях, в нашей администрации, в политической жизни. Активность проявляют либо 60-летние - по комсомольской инерции, либо молодые 30-летние депутаты и бизнесмены, которых специалисты называют "молодыми волками". Эти ребята четко знают, чего они хотят, а какими средствами - их не интересует. И они сейчас приходят к власти...

С учетом того, что уровень детской и подростковой преступности, как в других регионах, так и в нашей области, потрясающе высок, куда страна "свернет" - непонятно.

- Ну, так работайте с молодежью, меняйте систему... Или сама система не дает?

- Да, совершенно верно. Система сопротивляется. Система - это же чиновники. А у чиновников принцип: чем меньше активности со стороны народа, тем лучше. И мы, в свою очередь, перед чиновниками преклоняемся - вместо того, чтобы их контролировать. О каком гражданском обществе может идти речь?

Смотрите, во всем мире бизнесмен - это человек, который сам себя развивает, он сам по себе лидер. И только у нас бизнесмен - это человек, который придумал схему взаимодействия с чиновниками: с кем познакомиться, кому сколько "принести". Но если он "несет", если он дает взятку - он уже не лидер по определению.

- Но ведь всегда есть какие-то отправные точки, от которых можно оттолкнуться и начать изменять систему?

- Их нет. Бесполезно с чего-то отдельно отталкиваться - нужно системное изменение всех подходов к образованию. Поэтому, возвращаясь к началу нашего разговора, я и говорю: очень важно все эти процессы, или их отсутствие, публично и массово обсуждать.

Беседовала Светлана ГАВРИЛОВА.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя