|
Северный комсомолец
19 октября 2007 (41)
Светлана ГАВРИЛОВА.
"У нас нет понимания того, что подрастающее поколение - это ресурс"
В конце сентября в Архангельске прошла конференция, посвященная гражданскому
образованию. Наверное, самыми яркими на ней стали два выступления: координатора
программы гражданского образования от Латвии Сандры Фалки и депутата областного
Собрания Константина Журавлева. Латвия продемонстрировала нам, как страна с
минимумом природных ресурсов рассматривает каждого жителя своим основным
ресурсом. Человек должен стать максимально эффективным на благо родной земли - в
этом заключается гражданское образование по-латвийски. А Константин Журавлев в
свою очередь говорил, что у нас мало кто воспринимает подрастающее поколение как
ресурс. После конференции Константин Юрьевич предложил продолжить тему. Про себя
я наш разговор определила так: что нужно сделать, чтобы нам захотелось хоть
немного стать ресурсами...
- Константин Юрьевич, от вас я впервые услышала, что стратегия развития области
и система образования взаимосвязаны.
- Смею предположить, если стратегия не предусмотрит изменения в образовании,
весь документ получится ущербным и работать не будет.
- Объясните...
- Смотрите, скоро нам будут предложены стратегические сценарии развития области.
После Нового года сформируется модель: какой область станет к 2030 году. В
апреле будет разработана вся стратегия. Пока складывается печальная ситуация:
речь идет лишь о четырех точках развития области - стандартный набор
мероприятий, под который правительство может дать деньги. Это Архангельск,
Северодвинск, космодром Плесецк и "южный коридор" - Котлас, Коряжма. Если не
выносить эти стратегические сценарии на общественное обсуждение, не делать
встречные предложения, остальная территория будет брошена на самовыживание.
Чтобы этого не случилось, мы хотим предложить такой инструмент, с помощью
которого в обсуждении сможет участвовать как можно большее количество людей.
- Какой инструмент?
- Несколько общественных организаций сейчас объединились в проект создания
общественной информационной сети. Сама идея заключается в том, чтобы создать
мощный сайт, на котором люди, работающие в Интернете и обеспокоенные вопросами
развития области, смогут стратегию обсуждать. То есть такой динамичный
интерактив, где будут аккумулироваться предложения общественности и
формироваться общественная стратегия.
- Что должно получиться в сухом остатке?
- Сухого остатка не будет по определению. В результате должен получиться
постоянно работающий механизм: первый этап - объединение интеллектуального
потенциала области, второе - психологический этап, когда эти люди поймут, что
они что-то могут и от них что-то зависит, третий - формирование стратегии
области как таковой.
- Ну вот будет у нас на руках готовый документ "Стратегия развития Архангельской
области на такие-то годы". Что вы хотите прочитать в нем об образовании и
воспитании?
- В последние годы я буквально кричу: и образование, и воспитание нужно менять в
корне! Я начинал свою карьеру как комсомольский работник, и уже тогда мы
говорили, что, не занимаясь молодежными проблемами, власть ведет самоедскую
политику, что через пятнадцать лет область окажется в кадровом провале. К
сожалению, это оправдалось. И самое печальное, что мы не исправляем ситуацию, а
усугубляем ее.
У нас нет понимания того, что подрастающее поколение - это ресурс. Как только
кто-то из молодежи проявляет активность, его бьют по голове, чтобы не
высовывался. Наша власть очень трепетно относится к собственному низкому уровню:
попробуй, появись рядом кто-нибудь более толковый - сразу же задавят, выжмут.
Нет конкуренции идей, нет конкуренции людей, нет конкуренции технологий...
Я на прошлой неделе встречался с педагогами, спрашивал у них: вот с перестройки
двадцать два года прошло - что поменялось за это время? Где у нас блестящие
кадры - известные экономисты, деятели культуры и так далее? Не говоря уж о том,
что вся наша система образования осталась советской.
- Как это?
- Наша школа дает определенный объем знаний и требует от ребят поведения паинек,
которое должно учителям понравиться. Она не учит решать проблему, то есть
правильно формулировать задачу и проектировать ее решение. Сейчас занимаются с
отличниками, которые не доставляют проблем, дают хорошие показатели. И никто не
задумывается о том, что из мальчиков-отличников единицы "выживают" - многие
спиваются...
А вот троечники никому не нужны. Приходит определенный возраст, они лидеры по
жизни, и если их потенциал не реализуется, они начинают "чудить", находят другие
выходы для своей бурлящей энергии. То есть мы сами выталкиваем их в подростковую
преступность. А там таких ребят подхватывают с радостью...
- С какого возраста нужно начинать растить лидеров? С пеленок, детского сада,
института? И какой именно этап образования важно изменить?
- Загвоздка в том, что менять надо все! У нас и семейного воспитания толком нет,
все нарушено. Сын за отца не отвечает, понятие "семейный бизнес" только-только
восстанавливается... В идеале ребят нужно "передавать" из возраста в возраст. По
многолетнему опыту работы я знаю, что со студентом уже бесполезно работать, если
его не научили грамотной общественной деятельности в школе. Но в школу дети
приходят из детского садика, в котором тоже нужно все менять: некоторые
специалисты считают, что в детсадах как раз и калечится подрастающее поколение,
когда их заставляют по команде на горшки садиться - и никакой дифференциации,
никакой свободы. Вот такая цепочка выстраивается.
- На конференции вы говорили, воспитанием должны заниматься в том числе и
политические партии...
- В принципе, партийные организации с молодежными и детскими формированиями при
них могли бы исправить ситуацию. Для этого с сохранением неидеологизированности
в школе развиваются элементы гражданского образования и внедряются программы
работы с лидерами. Партии, привлекая науку, развивая методики, создают четкую
структуру для каждого возраста - с календарем, идеалами и авторитетами -
подхватывают этих лидеров в свою сферу... Самое печальное, что сегодня в нашей
стране ничего нельзя сделать.
Мне только два или три года назад специалисты нарисовали такой график: по
активности в нашей стране лидируют 60-летние и 30-летние. А вот мое поколение,
сорокалетние, которые на излете советской власти были воспитаны, когда нас
отучали от активной деятельности, когда абсолютный цинизм царил в политике, -
оно полностью потерялось. Это хорошо видно на предприятиях, в нашей
администрации, в политической жизни. Активность проявляют либо 60-летние - по
комсомольской инерции, либо молодые 30-летние депутаты и бизнесмены, которых
специалисты называют "молодыми волками". Эти ребята четко знают, чего они хотят,
а какими средствами - их не интересует. И они сейчас приходят к власти...
С учетом того, что уровень детской и подростковой преступности, как в других
регионах, так и в нашей области, потрясающе высок, куда страна "свернет" -
непонятно.
- Ну, так работайте с молодежью, меняйте систему... Или сама система не дает?
- Да, совершенно верно. Система сопротивляется. Система - это же чиновники. А у
чиновников принцип: чем меньше активности со стороны народа, тем лучше. И мы, в
свою очередь, перед чиновниками преклоняемся - вместо того, чтобы их
контролировать. О каком гражданском обществе может идти речь?
Смотрите, во всем мире бизнесмен - это человек, который сам себя развивает, он
сам по себе лидер. И только у нас бизнесмен - это человек, который придумал
схему взаимодействия с чиновниками: с кем познакомиться, кому сколько
"принести". Но если он "несет", если он дает взятку - он уже не лидер по
определению.
- Но ведь всегда есть какие-то отправные точки, от которых можно оттолкнуться и
начать изменять систему?
- Их нет. Бесполезно с чего-то отдельно отталкиваться - нужно системное
изменение всех подходов к образованию. Поэтому, возвращаясь к началу нашего
разговора, я и говорю: очень важно все эти процессы, или их отсутствие, публично
и массово обсуждать.
Беседовала Светлана ГАВРИЛОВА.
| |