|
Северный комсомолец
19 октября 2007 (41)
Светлана ЛОЙЧЕНКО.
Когда туман рассеялся
В прошлые выходные областной театр драмы давал премьеру - спектакль "Вышел
ангел из тумана", поставленный по комедии современного драматурга Петра
Гладилина. Режиссер-постановщик Петр Орлов.
Невооруженным глазом видно, что название спектакля - исключительно коммерческое.
Тем более, что в авторском варианте оно звучит вообще шокирующе: "Вышел ангел
из тумана, вынул "Приму" из кармана". И зритель настроился посмеяться, отдохнуть
- не "русские бабки", конечно, но по всему, должно быть легко и весело.
Начало пьесы. Диалог между двумя немолодыми женщинами - Екатериной Кондратьевной
(Людмила Бынова) и Беллой Соломоновной (Вера Томилина). Зал смеется. Но
подспудно уже понимает, что-то здесь не так.
Здороваясь с соседкой, Екатерина Кондратьевна говорит как бы сама себе: "Сон
приснился замечательный, будто ехали мы на тройке с бубенцами по лесу, вдруг как
снег повалил, я ловлю снежинку, а это вовсе не снег, а пух тополиный, и мне
Сашенька говорит: "Эх, Катюша, зима какая теплая", - и целует меня за ушко.
Запах сказочный. Откуда?"
И правда - откуда? Откуда такие трепетные слова и чувства? Явно не из пьесы,
автор которой хотел бы просто развлечь публику. А дальше все идет
понарастающей.
Пьеса многослойная и коварная. Актеры будто на минном поле. Один неверный жест
- и проникновенное произведение превратится в пошлый фарс.
Конечно, каждая актерская работа здесь имеет свой вес. Но есть две особенные -
это роль матери взрослых успешных сыновей, бывшей фронтовички Екатерины
Кондратьевны и Архангела Гавриила (Сергей Чуркин).
Заслуженная артистка России Людмила Бынова будто создана для этой роли. Здесь
все точно, как говорится, без замечаний.
А вот Сергей Чуркин в очень сложной роли Архангела Гавриила представлялся с
трудом. Он хороший актер. Но здесь этого мало. Ведь возьми он чуть-чуть
неверный тон - все просто погибнет.
В Московском театре Сатиры эту роль играет блистательный Лев Дуров. (Екатерину
Кондратьевну - Ольга Аросьева, для которой и была написана эта роль).
Не знаю, что произошло с Чуркиным в последнее время. Или ничего не произошло
внешне, а просто что-то накопилось, что сейчас и вылилось на сцене. Но явно это
что-то значительное и глубокое. Этот актер явно перешел на некий иной,
качественный уровень.
Впрочем, после появления Гавриила, некоторые зрители уходили из зала, не
рискнув досмотреть спектакль с пьющим Архангелом: "Два дня, матушка, ни в одном
глазу. Мир кажется мне чем-то застывшим, неподвижным, со вчерашнего вечера мне
не хватает в нем движения и парадоксальности, мне хочется, чтобы он накренился
вправо или влево".
А еще он поощряет желание Екатерины Кондратьевны влюбиться и родить хороших
деток вместо плохих. Екатерина Кондратьевна: " И вот я иду, солнце светит,
снежок с неба сыпется, мороз щеки жжет, влюбиться хочу аж до потери сознания, и
аж сердечко заходится, а вот не в кого!" "Мне нужно, Гаврюша, нарожать новых
деток, добрых, ласковых, эти червивые, злые, нехорошие, лгут, что любят друг
друга... я беременна, мне нельзя волноваться".
И если родные дети объясняют это состояние расстройством психики из-за стресса,
то Гавриил иного мнения: "Великолепно! Какая прекрасная страсть! Рожать! В
любом возрасте, при любых обстоятельствах продолжать свой славный род, качать
детей на руках во время войны, голода, тифа, в юности и глубокой старости!
Браво! Вот поколение титанов, великих людей. Я пью за великих женщин!"
И не случайно перед пьяницей, бомжом, прицепившим лохматые крылья, на колени
становятся два очень самодостаточных человека. Потому, что в нем есть
непостижимая для них сила и великое человеколюбие. А у них самих нет сил нести
дальше свою самость и гордыню. У одного миллионы и власть, другой бедный и
гордый. А суть одна...
Когда братья, ранее ненавидящие друг друга, обнялись - зрители зааплодировали.
Значит, сидит в нас жгучее желание собственного покаяния. Но как? Не случайно
мы неумело и неловко исповедуемся друг другу в душных купе дальних поездов. И
курсируют "исповедальные поезда" по всей России...
Спектакль богат на хорошие актерские работы. Молодая актриса Мария Беднарчик -
дочь миллионера Нина - показала, что в ее актерской палитре появились новые
краски. Елена Лупачева играла Риту, дочку уже другого брата. Сколько там ей
лет? Чуть за двадцать? Верю!
Кажется, не совсем попал в роль Сергея, младшего сына, олигарха, актер
Александр Дубинин. Не то, чтобы он плохо играл. И дело не в том, что богатые
люди как-то по-иному выглядят. Внешне они могут выглядеть как угодно. Просто у
них иное сознание и поведение. Это словами не передать. Представьте - рядом
хищник. Сильный, могучий. Будет у него мотивация, он вас защитит от кого
угодно. А может и голову откусить.
Если говорить о многослойности спектакля, то есть там, на мой взгляд, даже
некий перегруз. В част-ности, с немыми свидетелями прошлого, которые неподвижно
стоят на краю сцены. Видимо, это солдаты, которые умирали каждый час, и о
которых вспоминала Екатерина Кондратьевна. Они - вот такой немой укор
потомкам...
А вот - очень точно сыгранная сцена, которая как бы идет особняком - когда семьи
двух ненавидящих друг друга братьев придумывают историю для больной матери о
том, что они помирились. И как они счастливы даже в своих мечтах о семейном
мире и любви...
Но может ли Каин любить брата своего Авеля?
Грешник Гавриил, он же батюшка, влюбившийся в прихожанку, поэтому лишившийся
прихода, повторяет: "Мои молитвы полны благодати, они лопаются, как перезревший
виноград".
Эта благодать, оказывается, может сотворить великое чудо. Но такое трепетное -
только смигни, и его уже нет...
| |