Северный комсомолец
5 октября 2007 (39)
Светлана ГАВРИЛОВА.
"Решил стать учителем-другом"
Архангельскую область на конкурсе представлял победитель областного "Учителя
года", преподаватель физики и информатики из Устьянского района Александр Кашин.
Я не видела его выступления в первом туре - нас, журналистов, пригласили
поучаствовать только в финальных мероприятиях конкурса. Приехав в Череповец,
первым делом раздобыла список пятнадцати лауреатов, которые прошли во второй
тур: фамилии нашего учителя в нем не было.
Нам удалось поговорить сразу после того, как пяти победителям конкурса вручили
"Малых Хрустальных пеликанов". Разговор получился без капли грусти или
сожаления...
- Александр Александрович, можете проанализировать, что получилось на конкурсе,
а что - нет?
- Немного не получилось обобщить свой опыт. Наверное, потому, что нет
достаточного его распространения. Зато получилось провести урок, за этот этап я
"заработал" высокий балл. После урока ко мне подошел один из членов жюри из
Московской области, сказал, что поставил меня на первое место.
- Урок в незнакомом -классе - это сложно?
- Ничуть. У меня никогда не возникало проблем в устано-влении контакта с детьми.
Да и дети "достались" хорошие, седьмой класс - о-очень активные ребята
(смеется)! Мы проходили тему "Взаимное притяжение и отталкивание молекул":
притяжение в жизни, например, на производстве, что ученикам из промышленного
города очень близко; притяжение в пословицах и поговорках.
- Но в число лауреатов вы не вошли... Не обидно?
- Когда мои близкие провожали меня на конкурс, говорили: главное, выступи
достойно... Я считаю, мне это удалось, я доволен своим выступлением. Совершенно
нет обиды, досады - ничего подобного.
- По вашим подсчетам, после первого тура вы на каком месте были?
- Примерно, на двадцатом.
- Кстати, как вам новая "цифровая школа"?
- Ну, она не совсем чтобы цифровая... Обычная школа, с обычными учителями.
Единственное, чем отличается, - своими интерактивными досками. Но, если -честно,
я ими и не пользовался на конкурсном уроке. Знаю, что и дети пока не
пользовались. Между нами говоря, та доска, которая на входе демонстрирует
расписание, пока нефункциональна. Хотя, конечно, все там будет дорабатываться,
совершенствоваться... Неоднозначное, в общем, впечатление.
- О чем бы вы рассказали на публичной лекции, если бы прошли во второй тур?
- Наверное, о проблемах сельской школы. Сейчас активно внедряется подушевое
финансирование - и школы на селе очень проигрывают по численности. В моей,
например, объединены второй и третий класс... О проблемах малокомплектных школ,
которые закрывают, так как там учатся четыре или пять учеников. Но родители вряд
ли захотят, чтобы с первого класса их дети уезжали учиться в интернат.
- А что касается философии образования...
- Я бы говорил, может быть, о том, что детям не так важно знать первый, второй,
третий закон Ньютона как таковые. Важнее уметь применять свои знания в жизни. И
я стараюсь максимально приблизить к жизни свои уроки, делаю упор на практическую
направленность предмета. То есть школа должна не столько давать какие-то
теоретические знания, сколько адаптировать к жизни, воспитывать.
- На сайте "Учителя года-2007" приведены такие ваши слова: "настоящим учителем
можно быть только в сельской школе".
- (улыбается) Ну, там немного перефразировали... В своем конкурсном эссе я писал,
что учителем можно быть и в сельской школе. И в сельской школе можно многого
добиться.
Я писал: быть учителем в деревне очень ответственно, ведь ты всегда на виду.
Здесь авторитет педагога незыблем, и нужно соответствовать этому, чтобы не
потерять уважение односельчан. И еще меня мучил вопрос: как стать не просто
учителем, а учителем - профессионалом, учителем - помощником, учителем -
наставником? Решил стать учителем - другом. Ведь немалую часть жизни человек
проводит за школьной партой, и от нас, учителей, зависит, станут ли эти годы
счастливыми для детей. Сельский учитель - это не просто источник информации. Во
многом он становится идеалом для своих учеников...
Беседовала Светлана ГАВРИЛОВА.
ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Победили Москва и Санкт-Петербург
Вчера вечером в Москве, в Колонном зале Дома союзов, торжественно объявлены
имена победителей Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2007".
Впервые в истории конкурса победителей двое. Ими стали Дмитрий Гущин (ГОУ
Петергофская гимназия императора Александра II, учитель математики, г.
Санкт-Петербург) и Анна Мехед (ГОУ средняя школа N 2030, учитель математики, г.
Москва), сообщает официальный сайт конкурса.
Главный приз конкурса - "Большой "Хрустальный пеликан" - новоиспеченным
"Учителям года России" вручили Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и
председатель Большого жюри конкурса ректор Московского государственного
университета Виктор Садовничий.
Согласно положению о конкурсе на проведение этого престижного состязания среди
педагогов в 2008 году претендуют Москва и Санкт-Петербург, где живут и работают
победители этого года. Поскольку финальная часть конкурса проходит в Москве,
Андрей Фурсенко предложил провести конкурс в Санкт-Петербурге.
|