Северный комсомолец
5 октября 2007 (39)
Светлана ГАВРИЛОВА.
Цинизму жизни противопоставим педагога на коньках...
Два дня на конкурсе работали журналисты со всей страны: местные, вологодские,
столичные, региональные... Мы увидели, как наши учителя читают лекции
многосотенному залу, дискутируют на тему "Информатизация и русский язык", сажают
деревья вместе с министром образования Андреем Фурсенко и даже катаются на
коньках (был такой пункт в развлекательной программе). Увидели череповецкую
школу N37, в которой работает "Учитель года-2006" Андрей Успенский и которая в
канун конкурса родилась заново - как ультрасовременная цифровая. И еще поняли,
что деликатная образовательная сфера сегодня раздирается противоречиями как
никогда...
Про 37-ю школу нам рассказали, что ее отремонтировали за три месяца. Буквально:
в мае дети ушли на каникулы, первого сентября вернулись, а школа уже совсем
другая. Там синие-синие стены и ни соринки на полу. На видном месте под
стеклянным колпаком стоят два "Хрустальных пеликана", малый и большой, - награды
Андрея Успенского. Говорят, что стоят они там постоянно, а не для гостей. И
колпак над ними еще ни разу не заменяли.
Но главное все же не косметика, а нутро: теперь, после ремонта, школу
позиционируют как центр образования всего Северо-запада. Она - цифровая. То
есть, нет в ней мела, тряпок, деревянных досок, бумажных таблиц в рулонах и
прочего. Доски - интерактивные, они как -огромные плоские мониторы,
происходящим на которых можно управлять пальцами: нажимаешь - открывается нужное
окно, проводишь линию, что-то выделяешь, подчеркиваешь, пишешь. Когда в школьном
актовом зале идет мероприятие, его можно посмотреть в Интернете. Особенно нас
впечатлила доска на первом этаже, там, где обычно висит расписание. Маленькая,
но вместительная - нажатием пальцев можно узнать расписание уроков, кружков,
секций и даже меню школьной столовой. Рассказывают, что еще есть идея установить
на входе видеокамеры - не только ради безопасности, но и чтобы фиксировать
настроение детей, которые идут в школу. И снимки детских лиц передавать
школьному психологу - пусть делает выводы... Фантастика, одним словом.
Правда, на презентации школы вологодский губернатор Вячеслав Позгалев признался,
что его мучают противоречивые чувства: в трети школ области до сих пор нет
теплых туалетов, в четверти - водопровода. И как в один момент переучить самих
учителей? Хотя потом, очень кстати и вслух вспомнил, что он член "Единой
России". И несколько часов спустя, на пресс-конференции, стоя рядом с главой
компании "Северсталь" Алексеем Мордашовым, пообещал:
- Через пять лет школа, подобная 37-й, будет в каждом районе- Вологодской
области. Мы подсчитали - это реально.
Было видно, что такое настроение губернатора по-нравилось Андрею Фурсенко
гораздо больше.
Вечером за ужином наша куратор из Минобразования Оксана рассказывала, что в
Москве тоже открыта такая "электронная школа". Она настолько "электронная", что
на входе стоит идентификатор отпечатков пальцев, то есть пропуск ученика в школу
- его палец... А накануне первого сентября специалисты Министерства проводили
селекторное совещание - регионы отчитывались о готовности к новому учебному
году. Город Невельск, где недавно произошло сильнейшее землетрясение,
докладывает: не откроются три школы, с остальными порядок. Затем на связь
выходит Пермский край: из-за отсутствия пожарной сигнализации не откроются
пятьдесят процентов школ. Без землетрясения! Я про себя подумала, что нам это
очень знакомо. А коллега из республики Саха негромко прокомментировала:
- По-моему, в федеральном центре очень мало знают, что на самом деле происходит
в районах...
Еще она заметила: конкурсы профессионального мастерства становятся кузницей
кадров для отделов и департаментов образования. Стоит учителю хорошо показать
себя хотя бы на областном уровне - все, трудоустроен... Я тоже мысленно поставила
себе "галочку": победительница предыдущего областного "Учителя года" Ирина
Волова сегодня возглавляет новодвинский комитет образования. Значит, мы идем и
спотыкаемся в каком-то общем направлении?
- А вы знаете, я разговаривала сегодня с ребятами из 37-й школы. Они говорят,
что до сих пор с этим фантастическим оборудованием толком и не поработали, -
перебила наша самая юная газетчица Женя.
И тут мы как-то успокоились. Как будто все встало на свои места, все нормально,
привычно. И то, что политики в предчувствии выборов пробуют одной ногой, тепла
ли в сфере образования водица. И то, что столичные коллеги в кулуарах
прогнозируют: во второй раз вологодскому учителю победить не дадут - еще один
такой праздник "Северсталь" оплачивать не будет...
А после трудного конкурсного дня журналистов и педагогов возили в Ледовый дворец
кататься на коньках. Мы фотографировали без конца: когда ж еще увидишь самых
лучших учителей России всех вместе - и на коньках? Многие на лед-то вышли чуть
не в первый раз, но все равно ведь вышли: падали, хохотали, вставали, цепляясь
за бортики и друг дружку...
И тут позади меня один из администраторов Дворца, который такое зрелище
пропустить не мог и поэтому сидел в зрительском кресле, произнес, будто
стихотворение процитировал:
- Цинизму жизни противопоставим учителя простого на коньках...
Светлана ГАВРИЛОВА.
ПОЛУЧИЛАСЬ БЫ ШКОЛА НАШЕЙ ОБЩЕЙ МЕЧТЫ
Один из заключительных этапов конкурса - публичная лекция. За десять минут
учитель должен раскрыть перед жюри свою философию образования. Когда после
лекции мы с коллегами решили обменяться впечатлениями, оказалось, что оно одно:
собрать бы этих пятнадцать человек и построить для них школу. Наверное, это
получилась бы школа нашей общей мечты.
Юрий Соркин, учитель английского языка, ЯНАО:
- Общеобразовательная школа похожа на тюрьму: и здесь, и там срок - это главное.
Она воспитывает приспособленцев. А ведь главное, чему должна научить школа, -
нрав-ственному применению полученных знаний.
Дмитрий Гущин, учитель математики, Санкт-Петербург:
- Недовольство системой образования, которое мы наблюдаем сегодня, - это
замечательно. Потому что недовольство системой образования - это переживание за
судьбу Отечества.
Елена Беляева, учитель английского языка, Белгород:
- Каждый ученик должен получить свою порцию аплодисментов.
Валерий Конышев, учитель географии, Омская область:
- Хорошая школа - это школа, "пристроенная" к ребенку со всех сторон. Школа,
которая научит ребенка быть счастливым.
Жанна Курченкова, учитель английского языка, Новосибирск:
- Русское слово "образование" буквально означает "восстановление в человеке
образа Божьего"...
Сергей Мариниченко, учитель мировой художественной культуры, Волгодонск:
- Учитель должен стать подмастерьем по отношению к ученику. Мудрым, великим, но
подмастерьем!
Анастасия Комарова, учитель русского языка, Мурманск:
- Я учитель, я счастливый человек.
|