|
Северный комсомолец
5 октября 2007 (39)
Александр КОЖЕВНИКОВ.
Маниакально-депрессивный оптимизм
В воскресенье в малом зале АГКЦ состоялось открытие нового театрального сезона
молодежного театра "Девка Крюкова". Небольшой зал собрал в этот раз на удивление
много публики, хотя по-прежнему это очень молодые лица, в основном, студенты -
бомонд и культурная элита Архангельска "любительскую" театральную жизнь
отслеживать не любит. А сходить на открытие можно было бы хотя бы просто из-за
имен авторов, пьесы которых решили представить режиссер и актеры "Девки".
Например, началось все действо с мощнейшего произведения современного
английского драматурга, сейчас уже покойной Сары Кейн, представительницы так
называемого шокового театра. В Великобритании ее творчество, скандальное и
противоречивое, тем не менее вызывает самое пристальное внимание. Сара Кейн,
писавшая в стиле "in-yer-face-theater" (прямо в лицо - авт.) наследница таких
прогремевших имен как Сэмюэль Бэкетт, Георг Бюхнер. Более того, в Англии ее
называют едва ли не вторым самым сильным драматургом после Шекспира, кто-то
поговаривает о гениальности писательницы. Она противоречива, часто груба...
Вызывает зрителя на дуэль со своей психикой, своим депрессивно-маниакальным
ощущением мира, обнажает свою душу. Отчасти это, видимо, связано с тем, что сама
драматург страдала маниакально--депрессивным расстройством, а умерла совсем
недавно, повесившись в ванной комнате психиатрической лечебницы.
"Психоз 4.48" по ее пьесе, который театр "Девка Крюкова" представил в качестве
своей премьеры, сложный, прежде всего в эмоциональном отношении, моноспектакль -
непрерывающийся монолог мечущейся среди декораций, сходящей с ума девушки иногда
проходит морозом по коже. Конечно, ухо и глаз натыкается на непрофессионализм
актрисы, играющей главную и единственную роль в спектакле. Актриса Мария Рашева
старается, но все же не дотягивает - слишком уж велик, видимо, эмоциональный
заряд спектакля. Непрерывный взрывной монолог-прощание на полчаса, разбавленный
криками, ненормативной лексикой, выдержать сложно даже зрителю, что уж говорить
об актере. Наверное, чтобы сыграть такое, нужно пережить что-то подобное, либо
стать суперпрофи перевоплощения. Но, все-таки, периодически включаешься в
депрессивную суицидальную канву спектакля... А как необычно и резко звучат
ругательства со сцены, привыкшей к рафинированным театральным диалогам! Можно
забыть, что ты в театре, - все так, словно обращаются к тебе в обычной жизни,
или, может быть, ты наблюдаешь в маленькое окошко палаты за ломкой этой хрупкой
девушки? А еще очень много таблеток - рассеянных по полу антидепрессантов и
барбитуратов всех цветов радуги...
Заявленный в афише спектакль по пьесе Станислава Шуляка "Наваждения" продолжил
маниакально---депрессивную тематику вечера - в аннотации так и значилось, что
созерцать зрители будут маниакально-депрессивную комедию. Отличие состояло в
том, что булгаковские темы с чертовщинкой там были поданы на гораздо более
высоком актерском уровне. Страдания главного героя, раздираемого в прямом и
переносном смысле своим "адским" Эго, -болезненно--невыносимы, и эта
болезненность -забирается к вам в душу...
Этот спектакль уже был представлен театром "Девка Крюкова" в мае 2007 года.
Сейчас Ольга Валиева (режиссер) сотоварищи дали возможность взглянуть на новую,
живую версию его. Все дело в том, что музыкальное сопровождение для спектакля
было написано молодой архангельской рок-группой "Обледеневшие". Спектакль
сопровождался их живым выступлением - и хотя до "Пинк Флойд" коллективу еще
очень далеко, но приятно слушать на спектакле живую музыку. Нормальный старт -
главное, чтоб сезон не закончился для коллектива в предложенном на открытии
ключе! Впрочем, и режиссер, и актеры, не смотря на столь мрачный репертуар, все
выглядят очень оптимистичными и живыми!
| |