|
Северный комсомолец
2 ноября 2007 (43)
Светлана ГАВРИЛОВА
В школе Кемского поселка слово "образование" читают буквально
Полгода назад в рамках московского семинара для региональных журналистов мне удалось задать вопрос председателю общественного совета при
министерстве образования, главреду журнала "Огонек" Виктору Лошаку. Тогда широко обсуждался вопрос о введении в школьную программу основ
православной культуры, об этом я Лошака и спросила. Ответ прозвучал коротко: "Школа должна прививать ребенку научное мировоззрение. Слава Богу,
православия в школах не будет".
Казалось бы, на этом была поставлена точка. Но вот на этой неделе соломбальская школа N38 - школа с этнокультурным православным компонентом -
проводит день открытых дверей. И вырисовывается слишком ярко и отчетливо: в Архангельске на "православие в школах" есть социальный заказ. Самый
обычный, самый "низовой" - родительский.
С 2003 года 38-я школа проводит эксперимент, "матерью" и "отцом" которого стали профессор ПГУ Елена Галимова и настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит
Трифон. Его официальное название - "Духовно-нравственное развитие школьников через обучение и воспитание в классе с этнокультурным православным компонентом". Четыре
года в школе идут уроки церковно-славянского языка, основ православной культуры, ученикам рассказывают о северной природе, северной деревне, поморских традициях. На этих
уроках оценок не ставят и посещение их добровольное - потому что они факультативны, эксперимент как-никак. С другой стороны, именно статус эксперимента позволяет педагогам
прорываться через "красные флажки" уже расставленных наверху точек.
Вот первоклашки на уроке "Поморский край". На доске - лист ватмана с нарисованными лесом, полем, рекой и дорогой. К концу урока они узнают, что река, лес и дорога -
обязательные условия для основания северной деревни, выучат все сельские постройки и сами "построят" деревню на ватмане.
Мой сосед по парте Игорь старательно раскрашивает коричневым карандашом амбар - кому-то еще достались избы и колодцы. Игорь вырезает свой амбар ножницами, мажет с
тыльной стороны клеящим карандашом и отдает учительнице. Та наклеивает его постройку поодаль от чьей-то избы. За полчаса на доске вырастает деревня, в центре которой, на
самом видном месте, стоит церковь. На перемене у ватмана - аншлаг: малышня в восторге. Сами деревню построили, и место свое в ней застолбили!
А в пятом классе - основы православной культуры. Про этот класс говорят, что в нем нет костяка воцерковленных ребят. Почти в каждом классе сложилось такое ядро, а тут - нет. И
педагог Екатерина Неманова как будто по минному полю ходит. Тема сложнейшая - православные таинства, а в классе шум, мелкие перебранки. Она начинает урок с того, что сажает
своих учеников в круг - и просит из рук в руки передавать друг другу что-нибудь хорошее. Подсказывает: улыбку, солнечный день... Хорошее передается трудно, видно, что с
каждым простым пожатием руки должна прорваться целая плотина, что уж тут говорить о добрых словах. Круг замыкается неожиданно: девочка передает своей учительнице молитву.
На уроке они прекрасно отвечают, что за смысл вкладывается в таинство миропомазания, зачем батюшка "запечатывает" нам миром губы. Но вот вздрагивает духовник школы
протоиерей Алексей Денисов: кто-то из мальчишек шикает на соседа "заткнись, дурак"...
Потом, когда после открытых уроков мы собрались обсудить увиденное, мама одного из тех пятиклассников благодарила Екатерину Неманову за терпение: возраст сложный, и
спасибо школе, она сама себя "пристраивает" к подростку. Оказалось, ходили на открытые уроки и воцерковленные родители детсадовцев, готовые возить ребенка в школу за
тридевять земель, потому что нахлебались противоречий воспитания в светском садике. Да и мало ли, почему еще. На улице мы разговорились с одной мамой, она махнула рукой:
мол, мне важно, чтобы моего Женьку уважали. Я это здесь увидела. Ведь если его не будут уважать - как он-то себя уважать научиться? Как из него человек вырастет?
Я когда ее услышала, сразу вспомнила, как потрясла меня фраза, которую произнесла на своей публичной лекции лауреат "Учителя года-2007" учитель английского языка из
Новосибирска Жанна Курченкова: "Русское слово "образование" буквально означает восстановление в человеке образа Божьего". Вот та мама не педагог, но, кажется, слово
"образование" прочитала именно буквально...
Светлана ГАВРИЛОВА.
"ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА, ВЫРАСТАЮЩЕГО В МЕРУ СЫНА БОЖЬЕГО"
Руководитель епархиального отдела образования и катехизации, настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон:
- Само собой, знания нужны. Но очень важно то, какой дух сопровождает эти знания. Это зависит от учителя, от того, какова атмосфера в школе. Нам, тем, кто воспитывает детей,
важно держать во главе угла добродетельную любовь, важно, чтобы мы сами жили в духе христианской любви. Понятно, что все мы люди, и учителя небезгрешны, у каждого есть
проблемы, которые отражаются на процессе учебы, на общении с детьми и так далее. Но если педагог пытается сам себя воспитывать - получается по слову Серафима Саровского
"Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи". Мы должны воспитывать человека с большой буквы, человека, вырастающего в меру Сына Божия. Вот этого нужно держаться в
первую очередь.
| |