Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
23 ноября 2007 (46)
Андрей МУРАШОВ

Игра по новым правилам

Сезонность в поставках сырья остается одной из отличительных особенностей регионального, да, пожалуй, и всего отечественного, лесопромышленного комплекса. Конец осени: время подводить промежуточные итоги - насколько обеспечены сырьем переработчики, лесопильные и целлюлозные предприятия, становой хребет региональной экономики. Ведь от их бесперебойной работы зависит стабильность налогооблагаемой базы.

Однако в этом году лесозаготовительная и сплавная кампании проходили фактически в новых условиях. Основные изменения в условия игры внес федеральный законодатель, значительно повысив вывозные пошлины на круглый, то есть необработанный, лес и передав практически все полномочия по управлению лесными ресурсами на региональный уровень.

Зачем это было сделано, в общем-то, понятно. Заградительные пошлины на вывоз "кругляка" должны изменить направление потока сырья и обеспечить загрузку производственных мощностей отечественных предприятий. Азы экономики: чем глубже степень переработки, тем выше налоговые отчисления.

Необходимость подобного решения обсуждалась давно. Обеспечивать отечественным ресурсом иностранных производителей дело, может быть, и выгодное. Но с точки зрения стратегии развития России - глубоко ошибочное. Между тем, по оценке министра природных ресурсов Юрия Трутнева, до недавних пор "кругляк" занимал почти 25 процентов в общем объеме "лесного" экспорта.

Конечно, у наших западных партнеров это решение вызвало довольно негативную реакцию. Впрочем, вполне ожидаемую.

С другой стороны, уверенность в завтрашнем дне позволит российским предприятиям более осознанно "прописывать" собственные инвестиционные стратегии развития. Очевидно, что следующим шагом может быть установление шкалы вывозных пошлин на продукцию ЛПК, обратно пропорциональной глубине переработки.

Примечательно, что на международном лесном форуме председатель комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова представила разработанный партией "Единая Россия" проект "Российский лес", направленный на повышение конкурентоспособности отечественной лесной промышленности. Посредством продвижения приоритетных инвестиционных проектов, направленных на производство продукции глубокой переработки древесины с высокой добавленной стоимостью.

НЕТИПИЧНАЯ СИТУАЦИЯ

К большому сожалению, пока говорить о кардинальных сдвигах в вопросе обеспеченности сырьем перерабатывающих предприятий отрасли если и можно, то с большой натяжкой. Во всяком случае, откровенного прорыва не произошло.

По официальным данным, итоги минувших девяти месяцев внушают сдержанный оптимизм. Так, объем заготовки древесины в целом по области за девять месяцев текущего года возрос по сравнению с девятью месяцами 2006 года на 10 процентов.

Основной причиной снижения объемов вывозки древесины, с официальной точки зрения, явились как погодные условия - и в прошлом, и в текущем году они были крайне неудовлетворительные для работы ЛПК, так и отсутствие лесовозных дорог.

Сами производственники эту точку зрения разделяют. Так, недавно созданный холдинг "Соломбалалес", объединивший в единую структуру Соломбальские ЦБК и ЛДК, ряд лесозаготовительных и транспортных предприятий, по итогам летней навигации (май-октябрь) доставил по воде 500 тысяч кубометров лесоматериалов. Благодаря речным перевозкам годовая потребность холдинга в пиловочнике была удовлетворена на 40 процентов, в балансах - на 48 процентов (остальные объемы поставляются железнодорожным и автотранспортом).

При этом, как отмечает Роман Кабанихин, заместитель начальника департамента снабжения и транспорта, за период навигации объемы поставок пиловочника в баржах в пять раз превысили объемы, поставленные плотами. В отношении балансов пропорция иная: объемы, перевезенные баржами, в три раза больше объемов в плотах.

- Ситуация нетипичная, - говорит он, - в предыдущие годы соотношение было более равновесным, примерно "два к одному" по пиловочнику и балансам. Однако специфику прошедшей навигации определила маловодная весна 2006 года, когда значительная часть древесины зимней сплотки осталась на берегах рек. Часть ее была освоена, но значительные объемы пришлось оставить на плотбищах до весны 2007 года.

Мы не случайно выбрали "соломбальский" холдинг в качестве примера. Вертикально-интегрированные структуры, действующие на территории области, являются ведущими игроками на этом рынке. Так, за девять месяцев они заготовили 3,8 миллиона кубометров древесины или 95 процентов к аналогичному уровню 2006 года, вывезли 3,9 миллиона кубометров (89 процентов) и произвели 3,4 миллиона кубометров (81 процент) круглых лесоматериалов.

При этом, доля заготовки древесины предприятиями, входящими в холдинг, составила 48 процентов от общей заготовки по области (за девять месяцев 2006 года - 55 процентов), вывозка - 60 процентов (за девять месяцев 2006 года 64 процента) и производство круглых лесоматериалов - 61 процент (за девять месяцев 2006 года - 71 процент).

Кстати говоря, руководитель холдинга, Николай Львов 27-28 ноября примет участие в престижной конференции по проблемам целлюлозно-бумажной промышленности России и стран СНГ, которую проводит в Вене Институт Адама Смита. Как ожидается, Николай Питиримович представит вниманию коллег доклад, в котором отразит стратегию развития холдинга.

Вместе с тем, необходимо отметить и другой факт - рост производства пиломатериалов крупными лесозаводами. Да, за девять месяцев 2007 года производство пиломатериалов составило 1,56 миллиона кубометров или 97,5 процентов к соответствующему периоду прошлого года, но наиболее крупными лесозаводами области произведено 1,2 миллиона кубометров - а это уже 114 процентов.

Подобное смещение баланса, кстати говоря, довольно симптоматично. По крайней мере, эти изменения позволяют предположить, что предпринятые федеральным центром шаги сказались на общей ситуации.

Однако одни только заградительные пошлины все же шаг недостаточный, если иметь в виду именно вопрос обеспеченности сырьем отечественных переработчиков. Вполне очевидно, что для этого требуются и активная борьба с "черными лесорубами", и серьезная работа по выделению лесных участков, повысить экономическую привлекательность которых способно развитие инфраструктуры, особенно транспортной. Но эти вопросы теперь отнесены к ведению регионов. Однако, как показывает практика, здесь не все обстоит благополучно.

ОБРАТНЫЕ ПРОПОРЦИИ

Передачу полномочий на региональный уровень предписал новый Лесной кодекс. С точки зрения здравого смысла, подход выглядел логичным. Управлять всеми лесными ресурсам страны с Краснопресненской набережной довольно сложно. Как бы абсурдно это не звучало, но в данном случае будет верным иной принцип: чем ближе к земле, тем лучше видно. Понятно, что подобная масштабная передача полномочий не происходит одномоментно - требуется время.

Все тот же Юрий Трутнев, выступая в Санкт-Петербурге на Международном лесном форуме, довольно скептично оценил действия и усилия региональных властей по реализации положений нового Лесного кодекса.

Данные, действительно, печальные. Скажем, несмотря на введение аукционного принципа распределения леса, в Ленинградской области и республике Коми лесные участки для заготовок передаются в аренду по минимальным ставкам. В 14 регионах (в том числе и в нашей области) участки в пользование вообще не предоставлялись, цитирует министра "Российская газета". Тревожные тенденции появились и в работе с лесными пожарами: в целом по стране число обнаруженных лесных пожаров сократилось в полтора раза. Как следствие - на 15 процентов увеличилось число крупных лесных пожаров.

Общая беда регионов - местные чиновники не торопятся с разработкой необходимых региональных нормативных актов. Так, по данным руководителя Рослесхоза Валерия Рощупкина, полный набор документов - своеобразный региональный Лесной кодекс - разработала только Тюменская область. Понятно, что такая ситуация не особо способствует развитию отрасли.

Равно, как и развитие транспортной инфраструктуры. Скажем, последние годы наглядно показали, сколь зависим водный транспорт леса от погодных катаклизмов. Очевидно, что надо развивать сеть автомобильных и железных дорог. Скажем, проект строительства того же Белкомура, который вроде бы пережил очередную реанимацию, важен не только как часть логистической схемы и интересен не только транспортникам.

Андрей МУРАШОВ, фонд Перспектива, www.arhperspectiva.ru.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя