Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
9 ноября 2007 (44)
Светлана ГАВРИЛОВА

"Слова в народных песнях имеют магическую силу"

Бывают совершенно простые жизненные истории, без драм, конфликтов, разбитых сердец. Но послушаешь иную такую и думаешь: вот так судьба!..

Мы с артисткой Северного русского народного хора Ириной Шарко пьем чай и разговариваем. Ирина - уроженка Дона, училась у руководителя Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко. То есть она "побег" совсем других, не наших, корней и воспитана не нашей, не северной, традицией. Но вот уже шесть лет Ирина поет в Архангельске. И сольную карьеру решила начинать тоже в Архангельске. Хотя как это сложно, можно представить! У нее чай остывает недопитый, пока Ирина рассказывает, как адаптировалась к северной манере пения, и как у нее поначалу часто болело горло - от архангельских ветров и морозов... Я потрясенно спрашиваю, неужели она видит для себя в Архангельской области какую-то перспективу. В последнее время мало кто ее видит... Ирина смотрит на меня удивленно и говорит: "И зря".

- Ирина расскажите, как получилось, что вы, южанка, стали петь в Северном русском народном хоре.

- Долгая история! Я сама с Дона, из шолоховских мест. В 95-м окончила музыкальное училище. Год какой был - помните? Очень тяжелый не только для музыкантов - для всех бюджетников. И у меня была мысль вообще податься в военные, надеть погоны...

- Интересно, как вы представляли себе свою военную карьеру?

- Я решила: стану связисткой. Погоны - это все-таки пайковые, льготы... Пришла в военкомат, мне говорят: вы опоздали. Буквально два дня назад прекратился женский призыв.

А в это время моя подружка уже поступила в Краснодарский институт культуры. И зовет меня: мол, пойдем, там такой факультет интересный открылся, декан - Виктор Гаврилович Захарченко, руководитель Кубанского казачьего хора. Факультет традиционной культуры тогда был единственный в стране. Так я сорвалась в Краснодар. Отучилась, решила начать карьеру певицы и поехала в Москву.

- Ничего себе...

- Как говорится, молодо-зелено, хочется всего и сразу. В Москве прошла прослушивание в хоре имени Пятницкого, в государственном Русском народном хоре телевидения и радиовещания. Но была одна большая проблема - регистрация. Единственная возможность получить в Москве регистрацию - это учиться. Но второе высшее - платное, чего я себе позволить не могла. Оставалось поступить в ассисентуру, так называется творческая аспирантура. Обежала все вузы, где она могла бы быть. Не нашла. Остался институт имени Гнесиных. Туда я пришла в пятницу утром, а на вечерний поезд у меня уже был билет. Спросила, есть ли специалист, который может меня прослушать. Мне ответили, что все уже ушли. Хотя, нет - в десять часов пара у Нины Константиновны Мешко. А кто это - я, верите ли, не знала! Стою возле аудитории, смотрю: идет такая интеллигентная пожилая женщина. Сразу чувствуется аристократичность в походке, в манере одеваться - во всем. Она меня прослушала и... предложила работать в Северном народном хоре. Я была шокирована. Переезжать с Черного на Белое море... Я сказала, что подумаю, но для себя решила - нет. А потом еду домой, лежу на второй полке и говорю себе: ну что я теряю? Попытка не пытка, надо дерзать. В 2001 году, зимой, я приехала в Архангельск.

- Трудно было?

- Я приехала туда, где совсем другая традиция. После пестроты, сочности, яркости - статичность, степенность, умеренность.

- Вы хотите начать сольную карьеру. Не страшно после работы в коллективе уходить совершенно в другую плоскость? Или, кто знает, вообще в никуда?

- Психологически - да, тяжело. Хоровое пение предполагает наличие гармонического слуха, умение слушать соседа, особенно не выделяясь. Но я считаю, нужно искать себя, только так можно состояться в жизни и профессии. Со временем мне стало тесно в рамках хора и только северной традиции. Видимо, сказывается генетическая предрасположенность, южный темперамент, хочется поработать в различных жанрах.

- У вас есть примеры для подражания, ориентиры?

- Да, Нина Константиновна, которая является основательницей школы русского народного пения. Ее ученицы - Бабкина, Зыкина, Петрова. Пожалуй, мой эталон пения - Людмила Зыкина, и еще мне очень нравится Русланова, многие говорят, что мой голос похож на голос Руслановой.

- Но разве тот эталон, по которому вы хотите работать, сейчас востребован?

- Да, после развала Союза этот жанр был забыт. Стало модно "обрабатывать" народные песни, адаптировать их к эстраде. Но современные ритмы придают некую поверхностность. Они отвлекают на аранжировку и затмевают текст. А ведь в народной традиции всегда очень ценились слова. Вот говорят: в русской песне по триста раз одно и то же повторяют. Но смысл повторения в том, что чем больше ты пропеваешь слова, тем больше они влияют на сознание. Это очень важно, с учетом того, что в текстах народных песен заложены такие вербальные знаки, посылы, имеющие магическую силу... У человека, который слушает подлинно народную песню, поневоле просыпается самосознание, чувство гордости за свою родину и чувство нежности к той традиции, в которой он родился. Поэтому народная культура - это своего рода политика. И очень интересно проследить, что в 90-х годах это подлинно русское, намеренно или нет, от народа отдаляли.

- А сегодня?

- На сегодняшний момент, я считаю, мы начинаем возвращать то, что в 90-х годах было утрачено. Мне очень нравится, что сейчас создаются различные казачьи корпуса, кадетские классы, которые позволяют ребятам не только знания получать, но и узнавать основы православия, основы народной культуры.

- Есть и те, кто считает, что исконная русская народная культура - она языческая...

- Она зиждется на православии! Православие - это тот стержень, на который нанизывается вся народная культура. Казаки всегда шли в бой "за царя, за веру, за Отечество". То есть сначала вера, а потом Отечество, потому что если не будет православной веры, то не будет ничего: вера всегда была той основой, которая скрепляла казачество. Ведь как боялись враги России казачества! И что было уничтожено после 17-го года в первую очередь? Казачество.

- А на севере вы этот стержень нашли?

- Да. Но у вас он несколько другой. На юге казаки сумели сохранить этот стержень, потому что почти постоянно находились в состоянии войны, в необходимости отстаивать свою землю и свою веру. А поморы были вольными. Да и край тут такой неприглядный, холодно, кругом болото... Может быть, благодаря этому и сохранилась здесь такая архаичность, которая утеряна на юге. Земля у вас святая. Тем более Архангельск - город, который носит имя архистратига Михаила, который даже после революции не был переименован. То есть сами эти места, на мой взгляд, должны выполнить определенную миссию. Я вообще считаю, что Русский Север - это тот регион, за которым будущее.

- Вы интересно говорите: "у вас", "у нас"... Вы в Архангельской области за шесть лет не смогли ассимилироваться? А полюбить ее?

- Ассимилироваться я не смогу в любом случае, потому что для этого нужно на Севере родиться. Чем старше я становлюсь, тем больше меня тянет к моим корням, к моим истокам. Но если бы я не полюбила Архангельск, я бы уехала. Я же в первое время здесь часто болела, что для певицы, мягко говоря, не очень хорошо.

- Но развиваться и карьеру делать вы хотите здесь?

- Да, для себя я вижу здесь перспективу.

- Это удивительно слышать на самом деле. В последнее время мало кто видит в Архангельской области перспективу.

- И зря. Ваш край до конца не исследован. Здесь может еще столько открыться!.. Я сейчас даже не о полезных ископаемых говорю, в материальном плане все более или менее понятно. Но вы сохранили стремление к духовности. Стремление, которое на юге начинает теряться. У юга много территориальных и климатических преимуществ, это дает южным регионам массу возможностей. Но вот эти возможности в последнее время привели к некой коммерциализации ценностей. Формируется потребительское отношение к вере. А в Архангельской области... Поистине - не было бы счастья, да несчастье помогло!..

Беседовала Светлана ГАВРИЛОВА.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя