|
Северный комсомолец
9 ноября 2007 (44)
Марина ТРЕТЯЧЕНКО
"Дороги надо строить качественно и постоянно"
Решение создать ассоциацию "Дороги Поморья" архангельские дорожники приняли чуть меньше месяца назад, 16 октября. И на фоне сегодняшнего
ажиотажа вокруг ремонта дорог областного центра это решение кажется логичным. Контроль за качеством ремонта дорог и расходованием средств,
которых на это дело дается сегодня весьма немало, - вопросы актуальные. И займется ими как раз новая ассоциация подрядных дорожных организаций
Архангельской области. Сокращенно - ассоциация "Дороги Поморья". Она объединила в себе семь предприятий, занимающихся дорожным
строительством: ООО "Севдорстройсервис", ОАО "Дорстроймеханизация", ЗАО "АГСУМ", ОАО "Ремикс", Филиал ОАО Мостостроительный трест N6
мостоотряд N9, ФГУП ДЭП-211 и ООО "Стройконтракт" (г. Северодвинск).
И сегодняшний наш собеседник - генеральный директор ассоциации, начальник управления "Архангельскавтодор" с 1996 по 2001 год, Почетный
дорожник РФ Петр Орлов.
- Петр Петрович, возникла ваша ассоциация и сразу обратила на себя внимание. Потому что в последнее время подобные организации, наоборот, исчезают. Как,
например, ушла ассоциация "Промышленники Поморья". И, кажется, что ее уход остался незамеченным...
- Это не так. Ассоциация "Промышленники Поморья" решала достаточно большие проблемы. Те проблемы лесопромышленного комплекса, которые там озвучивались, касались
также нас, дорожников. Вспоминаю, нас собрали всех вместе на базе отдыха "Беломорье", и губернатор Анатолий Ефремов поставил задачу разработать программу вывода области из
экономического кризиса. И одной из составляющих этой программы были дороги. И все лесопромышленники настояли на том, чтобы некоторую часть дорожного фонда мы давали на
развитие дорог лесопромышленного комплекса. И мы это сделали, строили десятки километров дорог в год. Для того чтобы по ним можно было нормально возить древесину. Это было
одно из направлений деятельности ассоциации "Промышленники Поморья". И важно было, что мнение по тому или иному важному вопросу звучало не от имени отдельного человека,
а целой ассоциации. В противовес могу привести другой пример. Мы предлагали строить "Севералмазу" мост через Ижму. Половину они финансируют, половину мы - все равно это
была бы дорога общего пользования. Решение не было принято - моста нет. Вот поэтому я понял, что совместное видение проблемы на уровне ассоциации многое решает.
- Как возникла идея - создать ассоциацию дорожников?
- Ну, во-первых, ассоциация такая уже была. И называлась она также "Дороги Поморья". Ее ликвидировали два-три года назад за ненадобностью. А сейчас я бываю в районах,
общаюсь с дорожниками и вижу, что те проблемы, которые есть, не решаются. А люди боятся высказать свое мнение открыто, опасаются, что у них могут возникнуть проблемы с
органами власти, политическими силами и так далее. А проблем много. Например, вот зачем к нам приглашали пермяков (пермская строительная организация, приглашенная мэрией
летом этого года в Архангельск в качестве заказчика дорожного строительства - Ред.)?
- А кстати. Говорили, что это вроде бы как новое видение решения наших проблем...
- А что, в Архангельске хуже думают, чем в Перми? Или в Архангельске меньше заказчиков, чем в Перми? У нас в мэрии есть специализированная организация, которая выполняет
функции заказчика, - МУП "Стройсервис". Изначально она была в структуре мэрии, после администрация города предложила ей выходить на самоокупаемость, и было создано
самостоятельное предприятие. В прежние годы им руководил Александр Преображенский, теперь Владимир Пинчук. Это предприятие специально создано для того, чтобы
осуществлять функции заказчика от мэрии города. Так ведь эту работу в свое время взяли и отдали пермякам!
- Но ведь МУП "Стройсервис" занимался, в основном, строительством зданий...
- И дороги они также строили. Причем хватались за любой объект. И даже в один прекрасный момент возникла конфронтация между ними и управлением дорог: вроде как те
исполняют функции заказчика, а по сути забирают у них хлеб. И хорошо, хоть сейчас одумались и сделали-таки заказчиком дорожного строительства "Стройсервис".
- Но городские власти объяснили ситуацию так: наши не справились, поэтому взяли пермяков...
- Это ложь! Если мэрия не может вовремя провести тендер и подготовить документы, разве дорожники виноваты? В результате задерживались с подготовительной работой, которая
самая сложная.
- А какая самая простая?
- Асфальт положить. На моей памяти за пять дней было положено пятнадцать километров асфальтобетонного покрытия. Так что не дорожники виноваты, а тот, кто управляет
процессом. И я понимаю, когда на грабли наступили один раз, но в этом же году случилось то же самое! В прошлом году деньги не освоили, в этом году деньги не освоили. Это что за
работа такая?
- И самое главное, что деньги ведь есть...
- Город не готов к приему денег. Потому что в любом деле должен быть профессионал. Раньше в год на дороги выделяли 15 миллионов рублей, и, тем не менее, город содержали в
порядке. А теперь миллиард! Посчитайте, во сколько это раз больше. Поэтому цель создания ассоциации не только в том, чтобы решать те проблемы, которые сейчас есть у
дорожников. Мы хотим, чтобы дорогам уделялось не сиюминутное внимание, а постоянное. А у нас пока получалось наподобие синусоиды: вверх, вниз, вверх, вниз...
Наша цель - чтобы дороги строили качественно и чтобы конкретные люди за это отвечали. И не пускать на этот рынок, кстати, достаточно большой сейчас, недобросовестных людей,
фирм-однодневок. В Архангельске известны случаи, когда приходила фирма, обозначала цену за свои услуги меньше, а в результате ни дорог, ни денег.
- А вы сможете как-то влиять на фирмы, входящие в вашу ассоциацию? Вдруг, неровен час, и кто-то проштрафится...
- Вообще, есть идея создать фонд, который покрывал бы издержки членов ассоциации, если таковые возникнут. Планируется это сделать для того, чтобы фирмы, входящие в
ассоциацию, чувствовали ответственность. Но это в перспективе. А пока будем повышать качество дорожного строительства. Тем более что получить лицензию на дорожное
строительство сейчас может любой, не имея при этом за собой ничего.
- Так уж легко?
- Берете в аренду технику, нанимаете рабочих и вперед. Сколько сейчас строительных фирм так работает.
- У народа из той информации, которую он получает, складывается ощущение, что наши власти деньги в дороги без конца вкладывают, причем в огромных количествах.
Но почему-то все равно кругом грязь и ухабы...
- Ну, судите сами: сейчас вот областным дорогам дали три миллиарда рублей и миллиард городским. То есть три миллиарда на восемь с половиной тысяч километров дорог, и
миллиард на 500 километров. И что сейчас с этими областными дорогами станет? Раньше говорили, что в Архангельске дороги плохие, а в области более или менее нормальные. А
теперь, видимо, будет наоборот. Все у нас какие-то перекосы. При Павле Николаевиче Балакшине было так: мы с ним договаривались, что на дороги дается столько денег, сколько мы
сами фактически истратим. Получилась, к примеру, сумма 15 миллионов - 15 миллионов нам и дадут. Дороги не терпят недоработки, они начинают разрушаться. И виноваты в этом
не дорожники. Меня удивляет, когда в том, что у нас не делаются дороги, винят дорожников. Не винят же строителей в том, что не строится жилье!
- Вот вы назвали цифру - три миллиарда рублей. Что на них можно сделать?
- Чтобы содержать дороги в нормальном состоянии в соответствии с теми документами, которые были приняты, нужно 15 миллиардов. Вот и считайте: на эту сумму
отремонтирована будет 1/5 часть имеющихся дорог.
Записала Марина ТРЕТЯЧЕНКО.
| |