Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
21 декабря 2007 (50)
Светлана ГАВРИЛОВА.

Сироты-братья и сироты-сестры

В воскресенье в Поморском культурном центре впервые показывали легендарный спектакль "Братья и сестры". Шестичасовая сценическая дилогия завершила фестиваль театрального искусства имени Фёдора Абрамова. Предваряя спектакль, постановщик, художественный руководитель Академического малого драматического театра Санкт-Петербурга Лев Додин рассказывает, как они с труппой искали в Архангельской области деревню Пекашино. А нашли - Верколу. И поселились в ней надолго, и влюбились в нее. И потом всё рвались на Север. Я стою в зрительном зале и думаю, что нужно попробовать спросить у Додина, почему "Братья и сестры" "доехали" до своей малой родины только теперь - ведь постановке больше двадцати лет. Но вот по ходу спектакля маленькая Татьянка Пряслина спрашивает, показывая на буханку в руках брата Михаила: "Мама, что это?" - "Хлеб". - "Настоящий?" В зале - смех. И понятно, что до Абрамова в постановке Додина мы дозрели, как "дозревает" запущенная болезнь до хирургического ножа.

На сцене на четырех тросах подвешена высокая, в два человеческих роста, бревенчатая стена. Она очень похожа на обычную стену деревенского дома, но без окон. На переднем плане - простые распашные ворота из жердей. И скворечники по всей сцене, маленькие скворечники на неестественно длинных "ногах". Они пустые, и в их круглых черных окошках - тотальное сиротство. На протяжении всех шести часов здесь почти не будет отношений отцов и детей, мужей и жен. Сломаются все любовные линии. Останется только одна бесконечная горизонталь - осиротевшие братья и сестры.

Со слов "Братья и сестры!" начинается всё действо. Это обращение доносится не то по радио, не то из громкоговорителя, и дальше слова о том, что все силы нужно бросить на разгром врага. На стене, как на экране, бегут кадры: победа, фронтовики возвращаются домой, смеющиеся женщины в нарядных платьях бросают им цветы, звучит марш. Стена поднимается. За ней - послевоенная деревня Пекашино. Женщины и дети в ватниках, платках, немыслимой стоптанной обуви. Кричат журавли. Гудит пароход. Пронзительный крик: "Вернулись!" - изнанка победного кино. Вернулись не мужья и отцы, вернулись с лесозаготовок Миша Пряслин (Петр Семак) и Егорша (Сергей Власов). Обоим еще нет восемнадцати, и они единственные в Пекашино здоровые работоспособные мужики...

Горькая тема "бабьего царства" в постановке Додина - это, как сказали бы раньше, "красная нить". Тяжело растить одной детей, тяжело валить лес, пахать и сеять - и тяжело без любви, без мужской ласки, тепла. Спектакль по самые краешки наполнен откровенными, двусмысленными частушками - чаще всего их поет красивая, смелая, разбитная Варвара Иняхина (Наталья Фоменко), муж которой тоже не вернулся с войны. И Варвара же, когда женщины отдыхают во время сева, рассказывает притчу, как бабы устали от такой нелегкой жизни, построили лестницу и "делегировали" на небо, к Богу, самую смелую - о бабских бедах рассказать. Высоко "протянутые" вверх пустые скворечники здесь - как причудливая иллюстрация к притче. Сцена продолжается весело: кто-то командует "куча мала!" - и женщины принимаются щекотать друг друга, хохоча и визжа. Потом падают вместе на землю, и в этом такая тоскливая попытка согреться... И дальше снова сев. Бревенчатая стена наклоняется, превращается в пригорок. На этом пригорке, двигаясь синхронно, как в танце, бабы запускают руки в холщовые сумки, вынимают оттуда невидимые семена, взмахом разбрасывают вокруг себя это ничто, этот воздух, пустоту. Лишь под самый финал сцены из рук летит настоящее зерно - так летит, как не сеют, а осыпают на выходе из церкви молодоженов...

После пьяного деревенского праздника Варвара и Миша Пряслин оказываются у Варвары на повети. Стена висит над ними, как крыша, они лежат, обнявшись, по пояс раздетые, а вокруг суетится колхоз "Новая жизнь". Люди переносят с места на место какие-то доски, скамейки, разную рухлядь, а под стеной дышит любовь. Любовь Миши и тридцатилетней Варвары возмутит деревню, председатель колхоза Анфиса Петровна (Татьяна Шестакова) отдаст Варваре паспорт и попросит уехать в город. Варвара уедет - вместе с вернувшимся с войны нелюбимым мужем Анфисы Григорием (Владимир Артемов). За выписанные односельчанам четыре мешка пшеницы попадет под суд новый председатель Иван Дмитриевич Лукашин (Сергей Козырев), которого любит Анфиса Петровна. И недолго проживут вместе сестра Миши Лизавета (Наталья Акимова) и Егорша. Ни от одной любви ничего не родится - всё пустоцвет. И вот стоит у тяжелой рубленой стены Михаил Пряслин - а к нему подходит отец (Виталий Пичик). Михаил обнимается с отцом, а с другой стороны идет к нему Варвара. И Миша поднимает Варвару на руки и как невесту несет в дом. Поднимается стена. Вся семья Пряслиных, нарядная, за столом. Молодых осыпают зерном, отец ломает на куски большой каравай мягкого белого хлеба... Гудит пароход, и бабы с детьми кричат: "Вернулись!" - и по проходу в зрительном зале на сцену бегут фронтовики. Гаснет свет. Михаил хрипло кричит, стена опускается...

Все шесть часов актеры работают на разрыв аорты, настолько мощно и точно, что зрители, которые пришли "смотреть постановку по Абрамову", от литературного первоисточника отключаются. На сцене жизнь здесь и сейчас. Вот уполномоченный из города Гаврила Ганичев (Адриан Ростовский) ходит по дворам колхозников, подписывает их на государственный займа. У Ильи Нетесова (Анатолий Колибянов) маленькая дочь больна туберкулезом, а Ганичев называет непосильную сумму заема - 1200 рублей. По залу прокатывается потрясенное: "А-ах!".

Спектакль натуралистичен, Додин не пренебрегает даже запахами. Вареное мясо на деревенском празднике настоящее, его выносят в дымящихся горшках, от которых идет горячий сытный мясной дух. В сцене в бане Миша и Егорша обливаются водой, хлещут себя вениками, из кадушек валит пар, а актеры в самом деле догола раздеты. На протяжении всего действа мужики натурально курят, умываются, бреются, женщины выжимают и развешивают действительно мокрое белье. Плюют друг другу в глаза жители Пекашино тоже по-настоящему... Натурален пинежский говор. "Ненатуральный" в додинских "Братьях и сестрах" только возраст героев: Петр Семак и Сергей Власов начали играть восемнадцатилетних Мишу и Егоршу двадцать лет назад. Впрочем, Егорша Сергея Власова и сейчас сомнений не вызывает: он сложный, обаятельный, комичный, бессовестный, жестокий - и бесспорно молодой. Возраст Петра Семака, скорее, все больше становится символом: Миша в семье остался за отца с четырнадцати лет, в двадцать он уже заменяет председателя колхоза, когда тот уходит на лесозаготовки.

В финале Михаил собирает подписи под письмом в защиту председателя Ивана Лукашина. На сцене колхозники говорят о нем в зал правильные, хорошие слова. Но когда речь заходит о том, чтобы под письмом подписаться, никто не соглашается. Подписаться - значит "подмахнуть" самому себе смертный приговор. Это же "коллективка"! Без лишних раздумий письмо подписывает лишь сестра Миши Лизка, хотя ее никто об этом не просит, хотя и брат, и Егорша криком кричат, что этого делать нельзя. Миша потрясенно спрашивает, зачем она это сделала - Лизка тихо говорит: "Лучше совсем на свете не жить, чем без совести-то..." Это последние слова, которые звучат в спектакле. Егорша собирает чемодан и уезжает от жены. Брат и сестра остаются...



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя