Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
16 марта 2007 (8)
Светлана ЛОЙЧЕНКО.

"Давайте делать паузы..."

У православных людей продолжается пост. В последнее время многие невоцерковленные и даже неверующие люди в этот период отказываются от скоромной пищи, соблюдают иные атрибуты поста. Есть и те, которые убеждены - стоит только воздержаться от мяса, молока, яиц, сладостей и развлечений, как их потом непременно ждет какое-то поощрение от Бога. Бывают очень огорчены и разочарованы, когда в конечном итоге ничего не получают.

Сегодня мы поговорим о плодах, которые можно ждать от поста, с настоятелем Заостровского храма Сретения Господня отцом Иоанном Приваловым.

- Отец Иоанн, зачем Богу нужен пост? Чтобы проверить нас на прочность и выдержку?

- Первое, что хочется сказать, - пост нужен нам, а не Богу.

- Можно кратко определить предназначение поста для человека?

- Пост - это средство. Он помогает прояснить цель своей жизни, уточнить замысел Божий о себе.

- Звучит почти пугающе...

- На самом деле, эти вопросы мы решаем каждую секунду, но делаем это в тайне от себя, хаотически, не отвечая за свой выбор полностью.

- Чем же может помочь пост?

- Пост подводит нас к вопросам о смысле жизни, помогает встретиться с ними заново. Академик Аверинцев как-то сказал: "Невозможно жить последними истинами 24 часа в сутки". Это правда. Но должно быть время и для последних истин. И это время поста. Помните, у Андрея Макаревича была песня "Давайте делать паузы в пути"? Без таких пауз наша жизнь мельчает, становится скучной и пошлой.

- Признаться, в обыденной жизни трудно сделать такую паузу, ведь очень много всяких дел и обязательств...

- Это вопрос желания и воли. Если мы перегружены делами и обязательствами настолько, что уже не остаётся времени для пауз, то качество этих дел резко падает. В конце концов, ситуация может закончиться катастрофой - наши дела и обязательства раздавят нашу личность. Поэтому одна из задач поста - разгружать людей, освобождать себя и друг друга от всего лишнего, наносного, никчемного. Возвращение к смыслу жизни высвобождает в нас положительные силы. Часто они тратятся на какую-нибудь ерунду, а пост помогает их направить на развитие личности, на служение Богу и ближним.

- Как это делается?

- Каждый раз по-разному. Но в принципе православный взгляд на устроение человека различает три составляющие - дух, душу и тело. Иногда нужно больше внимания уделить духовной стороне поста, иногда душевной, а иногда физической. Каждый верующий человек, входя в пост, понимает, чему отдать предпочтение. Например, если человек переживает какой-то переходный период в жизни, то духовные вопросы его волнуют больше всего. Это не значит, что ему не нужен физический пост. Конечно, нужен. Но для него важнее ответить на вопрос: как жить дальше, какими силами решать те проблемы, что стоят перед ним? Ведь верующий человек не может решать свои проблемы любыми средствами.

- Но есть такое принятое в миру выражение: "Решить проблему любой ценой". Люди, которые умеют это делать, очень ценятся.

- Это глупо, по меньшей мере. Ведь и плоды будут соответствующими. Есть взаимосвязь между целью и средствами. Если меняются средства, то меняется и цель. Часто такой подход приводит к разрушительным последствиям.

- А если мы делаем акцент на душевном аспекте поста?

- Под душой мы обычно понимаем "ум, чувства и волю". Это может быть тренировка воли, ограничение каких-нибудь внешних впечатлений. Возникает вопрос: что смотреть, что читать в Великий пост? Решения здесь могут быть самыми неожиданными. Например, одна монахиня говорила, что больше всего ей помогает чтение Чехова. Я думаю, что в наше время актуально ограничить своё присутствие в интернете, в общении по мобильнику, выполнить старые обещания, отдать долги. Но бывает, что нужно основное внимание уделить физическому посту: увеличить молитвенное правило, добавить количество поклонов, изменить режим и качество питания.

- Приходится наблюдать, как люди во время поста продуктам питания придают просто магическое значение. Однажды видела, как одна знакомая съела кусок шоколада, а потом, заметив в его составе молоко, побежала полоскать рот...

- Это ещё один печальный пример того, к чему приводит разрушение традиции. Тот, кто живёт в традиции, всегда более свободен, чем тот, кто традиции не знает. Мне известны благочестивые миряне из Румынии, которые первые три дня поста вообще ничего не едят, но они меньше всего склонны одёргивать и контролировать других. Если мы думаем, что пост состоит только в отказе от еды, то мы глубоко заблуждаемся. Святые отцы говорили, что тогда главный постник - дьявол: ведь он вообще ничего не ест и не пьет.

- Приходилось слышать, что если человек по каким-то причинам пост прерывает, значит, это его сразу отбрасывает назад - будто он и вовсе пост не соблюдал...

- Господь читает в сердцах и смотрит на путь человека, а не на отдельные поведенческие моменты. Могут быть уважительные причины, из-за которых внешняя сторона поста может быть ослаблена или совсем упразднена. Но важно, чтобы эти причины признала Церковь, чтобы это не было моим произволом. Конечно, любовь выше поста, пост - только средство. Но если отменить посты, то и любовь уйдёт. Это как стакан с водой. Разобьёшь стакан - потеряешь воду. Однако я бы не стал впадать в истерику, даже если человек нарушил пост без всякой уважительной причины, то есть согрешил. Один святой говорил: "Я человек, поэтому каждый день падаю и каждый день поднимаюсь. И только ангел никогда не падает, и только бес никогда не поднимается". Здесь, на мой взгляд, подход должен быть простой: упал - вставай, ушибся - лечись.

- А можно не поститься телесно, а только духовно или душевно, если возникает ситуация, когда человек не может отказаться от обычной пищи?

- Ну, если, например, человек тяжело болен или переносит глубокие страдания с благодарностью, ищет в них высший смысл - это уже состояние поста. Не даром говорят, что поститься - значит быть на посту.

- Слышала, что в древней Церкви пост начался из того, что верующие отказывались от дорогой пищи - где-то это было мясо, где-то рыба, где-то овощи, а разницу в цене отдавали бедным...

- Да, в древней Церкви пост предполагал большую жертвенность. Люди выбирали самую дешёвую пищу, чтобы сэкономленные деньги отдать нуждающимся, а не переложить их в другой карман.

- В пост принято помогать нуждающимся. А что еще стоит делать в пост?

- Много всего, я вот однажды посоветовал человеку пройти медицинское обследование, позаботиться о своем здоровье. Ведь часто из-за страхов или от недопонимания люди пренебрегают своим здоровьем. А оно - драгоценный Божий дар, данный нам на служение. Наше здоровье принадлежит не только нам, но и нашим родным, близким. За него мы дадим отчёт Богу.

- А как можно отнестись к людям, которые во время поста просто тренируют силу волю?

- Я знаю таких людей, отношусь к ним с уважением, хотя к христианству этот опыт не имеет отношения.

- Может ли один пост отличаться от другого поста?

- Только так и может быть. Наша жизнь состоит из духовных периодов, этапов. Каждый этап имеет свои задачи, которых не было прежде и не будет позднее. Если меняемся мы, то меняются и наши посты. Как правило, меняется не внешняя сторона поста, а внутренняя.

- Чем для вас отличается этот пост? О чем сейчас хотят говорить люди в храме?

- Я вижу, что в последние два года в людях возросла жажда правды, красоты, покаяния. Ещё недавно люди требовали перемен от других, а сейчас уже хотят меняться сами. Мне кажется, что люди становятся более реалистичными, менее циничными. Поживём - увидим, насколько я прав.

- Может ли пост не помогать духовной жизни, а наоборот, мешать ей?

- Может. Если пост становится целью, а не средством, то он превращается в идола. Это называется фарисейством.

- Отец Иоанн, чтобы вы могли посоветовать людям, которые упустили время, но хотели бы сейчас начать пост? Или у них уже время безвозвратно потеряно?

- Я думаю, что все церковные люди в пост вошли давно. Поэтому мы говорим о тех, кто находится в духовном поиске. Прежде всего, нужно подумать и о смысле жизни, и о смысле поста. Пост не должен быть насилием над самим собой, пост - это усилие освобождения из темницы узника, которым являешься ты сам. Я бы посоветовал четыре вещи. Во-первых, найти и прочитать книжку отца Александра Меня "Сын Человеческий". Эта книга помогла многим людям найти путь к Богу и в Церковь. Во-вторых, не упускать и малейшей возможности заглянуть в храм. Православное богослужение - это большая школа духовной жизни. Особенно богослужения Страстной седмицы. В-третьих, нужно быть правдивым во всём. Это очень трудно, но без этого невозможно найти и принять Истину. И, наконец, последнее - нужно примириться с окружающими людьми.

Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя