|
Северный комсомолец
23 марта 2007 (9)
Марина ТРЕТЯЧЕНКО.
Бизнес у перевозчиков убыточный. Но они его не продадут ...
9 марта департамент по тарифам и ценам администрации Архангельской области
принял решение поднять стоимость проезда в городском общественном транспорте с
восьми до 10-12 рублей. Частники, довольные тем, что их аппетиты узаконили, уже
было принялись наклеивать объявления в автобусах. Неделю спустя, 16 марта, стало
известно, губернатор Николай Киселев счел данное решение не вполне оправданным.
Киселев посчитал, что департамент не учел ряд важных аспектов, и есть
необходимость повторно рассмотреть вопрос до вступления решения в законную силу.
На днях в администрации в очередной раз собрались на обсуждение транспортного
тарифа. Перевозчики ратовали за повышение. Администрация противилась.
ПЕРЕВОЗЧИКИ-"НЕЛЕГАЛЫ" МЕШАЛИ ДОНСКОМУ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ОН НЕ СТАЛ МЭРОМ
На днях была в управлении транспорта и связи мэрии. Беседовала с Артемом
Перевертайло, начальником управления. Зашла речь о числе коммерческих автобусов.
В ответ услышала: "Вам с "нелегалами" или без?" Вот так откровенно...
По оценке мэрии, прозвучало на прошедшем совещании, в Архангельске девять
"нелегальных" маршрутов, на которых работают 120 автобусов. И это только
официальная цифра. И маршруты в их числе не какие-нибудь малоприметные, а самые
что ни на есть ходовые - 5э, 7у, 22, 44, 77. Пассажиропоток гигантский. А меж
тем случись что, транспортник ни за что не в ответе: договора с мэрией на
перевозки у него нет! И у мэрии рычагов влияния тоже нет. В ответ так и скажут:
"На каком маршруте ехали? На 44-ом? Так это ж "нелегал"...." И такие случаи в
Архангельске уже были.
Теперь мэр Донской смотрит на все эти транспортные мытарства и помалкивает, а
ведь были времена, когда автобусно-троллейбусная тема казалась мэру очень
больной. Ну, не сложно догадаться, было это в предвыборную кампанию. Тогда, в
2005 году, в релизе, который распространила пресс-служба мэрии, были приведены
слова Александ-ра Донского: "Нелегалы нам мешают, и мы будем бороться с ними
всеми силами. Считаю, работать нужно только с теми, кто берет на себя социальную
нагрузку: кто будет выдерживать тариф и предлагать людям социальные проездные
билеты. В конечном итоге, наша цель - сделать так, чтобы социальный проездной
билет действовал на всех марш-рутах".
По тому, что "нелегальные" маршруты в Архангельске не только не ликвидированы,
но число их растет, вывод напрашивается сам собой - видимо, мэру они уже не
мешают...
КОНТРОЛЬ БИЗНЕСУ НЕ ПОМЕХА?
Недавно побывала в Северодвинске. Проезд в автобусе у них, как и у нас, - 8
рублей. Вот только при внешнем сходстве у северодвинцев один перевозчик на весь
город, а у нас 60! Вот такой цифры мы точно не ожидали. И большинство горожан
уверено в том, что частных автопредприятий в Архангельске максимум три-пять. Об
этих же цифрах говорил мэр Донской в свою предвыборную кампанию. Донской
заявлял о необходимости работы на территории города трех-пяти крупных
перевозчиков, чтобы деятельность их могла контролироваться. "Муниципалитет
должен контролировать примерно половину общественного транспорта в городе. Это
позволит обеспечить здоровую конкуренцию, безопасность и качество пассажирских
перевозок", - рассказывал мэр студентам ПГУ на встрече в марте 2005 года.
В результате же число част-ных автопредприятий возросло более чем в десять
раз!
При этом подавляющее большинство законных перевозчиков (42 маршрута, всего
(вместе с "нелегалами") - 51) - 73 процента - это мелкие перевозчики
(предприятия, которые содержат до десяти автобусов). Муниципальный транспорт
занимает всего семь процентов доли рынка пассажирских услуг.
УЯЗВИМО
Более 18 процентов маршрутов и свыше 20 процентов автобусов в областном цент-ре
работают вне зависимости от требований транспортного законодательства. Частники
не отвечают перед пассажирами по вопросам безопасности и надежности. Усиление
конкуренции перевозчиков способствует "гонкам" на автобусах и заторам на
остановках. Снижаются профессиональные требования к водителям и кондукторам.
Нынешний общественный транспорт не приспособлен к перевозке инвалидных и детских
колясок.
Трудно припомнить, когда вообще в последний раз женщины заходили в ПАЗики с
колясками, и ведь это не значит, что они перестали ездить с детьми, просто
теперь они вынуждены добираться пешком. Пенсионеры и ветераны стыдливо
заглядывают в автобусы, спрашивают, повезут ли по талонам? А ведь обещал же мэр
возить ветеранов бесплатно, и не на "сельских" автобусах, а на муниципальных
троллейбусах, в том числе по Троицкому.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
А дальше будет примерно так: в конце этой недели или в начале следующей новый
тариф будет принят. По прог-нозам, он все-таки увеличится. Администрация
настаивает на том, чтобы это было поэтапное (не сразу на 35 процентов) и
дифференцированное (ночные и дневные перевозки, короткие и длинные маршруты)
повышение. Речь идет об увеличении до 9, максимум 11 рублей, в зависимости от
маршрута. Прогнозируют, если губернатор сейчас встанет в позу и не подпишет
новый тариф, частники попросту отменят некоторые маршруты и перестанут возить
льготников (хотя их проезд оплачивает бюджет, и все угрозы перевозчиков по этому
поводу чистой воды лукавство).
В очередной раз в админист-рации пришли к выводу, основная и главная причина
повышения тарифа - полное отсутствие схемы управления транспортом со стороны
городских властей. Мэру в свое время невдомек было грамотно организовать работу
подконтрольного ему бизнеса. Что стоило дать одному перевозчику один так
называемый "выгодный" маршрут и один "невыгодный" (в смысле дальний, о котором
перевозчики сейчас хором кричат, что он не рентабельный, потому повышают тариф)?
Сегодня все убыточные маршруты (на Маймаксу, Цигломень и т.д.) принадлежат
одному перевозчику, в итоге имеем то, что имеем.
***
А имеем что? Загнанных в угол горожан и обнаглевших в условиях отсутствия
конкуренции в лице муниципального транспорта частных перевозчиков. Они хотят
обновлять автобусный парк, закупать запчасти, говорят, даже десятирублевая
стоимость, не говоря о сегодняшней восьмирублевой, не окупает себестоимость
перевозок. Как заметил один из депутатов на совещании: "А вы продайте свой
убыточный бизнес". Не продадут, потому что не убыточный. На одной только рекламе
в транспорте сколько зарабатывают! Выборочно представленные графики движения
отдельно взятого предпринимателя, работающего на маршрутах N3 и N33,
выполняющего менее 1/3 объема перевозок на данных маршрутах (10 графиков из 34),
представили наихудшую картину рентабельности бизнеса. Заявляемые 300-400 тысяч
рублей убытков в месяц для мелкого перевозчика (10 автобусов) на протяжении
длительного времени (повышение тарифов произведено год назад) привело бы к
разорению и уходу с рынка (3,5 млн. убытка в год). Тем не менее, по факту,
конкуренция не ослабела. Покинувших рынок автоперевозок из-за тарифа 8 рублей
нет. Предприниматель, о котором идет речь, осуществляет перевозки при
действующем тарифе.
| |