Северный комсомолец
18 мая 2007 (17)
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.
Если потянуть одеяло на себя, можно оказаться в центре коридора
На уходящей неделе Архангельск принимал международную конференцию "Перспективы
развития транспортных систем в Арктическом регионе" в рамках проекта "Северный
морской коридор".
Да и кому же, как не Архангельску принимать подобный форум. Северный морской
путь исконно наш, да и возрождение после забвения у нас начиналось. Это потом уж
штаб-квартиру в Питер перенесли. Видимо, считая наши края неподъемным
захолустьем. Такими мы видимся сверху. И такими нам быть, если не кричать о
себе, не тянуть одеяло на себя и способностей своих не показывать.
Вот и на госсовет, совмещенный с Морской коллегией, в Мурманск нас не позвали.
Это все что-нибудь да значит. А речь-то ведь там аккурат о портах шла. О
приоритетах их развития и сохранения президент там говорил. А нас там не было.
Видимо, в расчет Архангельск уже не берут. Был от нас на этом госсовете только
знатный полярник и вечный депутат от НАО Артур Чиленгаров.
Северный морской путь со всеми своими коридорами нужен сейчас всем: Скандинавии,
Евросоюзу, российским добывающим компаниям - миллионерам. И он не должен обойти
Архангельск. Мы должны почувствовать вкус этого деликатеса. Северный морской
коридор - это международный проект, и Евросоюз готов деньги на него давать. Им
просто необходим транспортный коридор между нашим Севером и континентальной
Европой. Он сможет объединить в единую схему девять государств.
Вот и на конференцию в Архангельск приехали норвежцы, англичане, голландцы. И
все по очереди убеждали друг друга, что Северный морской коридор - это наше
будущее денежное счастье. Поверить в это нетрудно. Потому что у нас на северах
нефть с газом в огромных количествах и всякие полезные ископаемые. Потому что
балтийские порты перегружены, а оптовый грузооборот всех портов России
подрастает за год на 10 миллионов тонн. Железные дороги тоже забиты под завязку.
А поток только расти собирается. И без СМК не обойтись.
К тому же добывающие компании уже флоты себе сколачивают. ЛУКОЙЛ три танкера
ледового класса в Корее строит. Газпром два заказал. Норильский никель тоже суда
готовит. И на Госсовете была высказана обеспокоенность этим фактом. Когда вот
так, кто в лес, кто по дрова, и каждый со своим уставом, так и до катастроф
недолго. В первую очередь экологических. Чиленгаров знает это не понаслышке.
Его в мае затирало во льдах на ледоколе "Сибирь". Махина двигаться не могла. А
тут нефть, газ и руды разные.
Решили поставить эти перевозки под контроль государственной структуры -
Совкомфлота. Что снова минус для Архангельска. Потому что штаб-квартиры
Совкомфлота в Мурманске и на Дальнем Востоке. Архангельск опять не у дел. А ведь
все это через наши воды и порты пойдет. А у нас возможности не малые. Но мы об
этом помалкиваем. Хотя, надо бы бить во все колокола. Составлять планы и
прогнозы, с цифрами в руках доказывать свои преимущества.
На конференции первый шаг по этому пути сделал Владимир Кочуров, заместитель
директора департамента транспорта и связи администрации Архангельской области.
Он очертил перспективу загруза существующих транспортных магистралей с приходом
на рынок огромных запасов арктического шельфа. И стал убеждать, что надо строить
новый глубоководный порт, севернее острова Мудьюг. Его терминалы и шельф
обслужат и торговые суда. И выход прямо в мировой океан. А если еще Белкомур
оживят, и подведут к терминалу рельсы (что по подсчетам не очень и дорого), у
нас у всех вместе с Евросоюзом появится широкий, удобный и взаимовыгодный
транспортный коридор.
|