Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
25 мая 2007 (18)
Светлана ЛОЙЧЕНКО

Огненный дар

В воскресенье Церковь празднует свой день рождения - Троицу. В древней Церкви, наряду с Пасхой, к этому празднику приурочивали крещение. О том, чем для человека в христианском понимании является таинство крещения, сегодня мы говорим с настоятелем Заостровского храма Сретения Господня отцом Иоанном.

- Многие родители сегодня торопятся крестить своего ребенка буквально в первые месяцы. С точки зрения Церкви этот подход правильный?

- Есть такой народный обычай - крестить детей по принципу: чем раньше, тем лучше. Но в этой спешке крещение может потерять свой смысл. Интересно, что в истории Церкви поголовное крещение младенцев началось только в одиннадцатом веке. До шестого века преобладало крещение взрослых. Например, такие крупнейшие богословы и отцы Церкви, как Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст крестились в возрасте 25 лет. А они родились и выросли в христианских семьях, их родители были святыми людьми! Но почему их тогда не крестили в детстве? Потому что Церковь и родители понимали, что крещение совершается только однажды в жизни, а, значит, к нему нужно тщательно готовиться. Как видим, они не ошиблись.

В шестом веке произошёл переход с крещения взрослых на крещение детей. Но дети - это ещё не младенцы. Детский возраст начинается с трёх лет и продолжается до двенадцати лет. Детей тоже готовили к крещению, но уже не так продолжительно. И лишь с девятого века в практику входит младенческое крещение, оно становится господствующим к одиннадцатому веку.

- С чем оно было связано?

- Прежде всего, с появлением "христианского" государства. В четвёртом веке император Константин принял христианство, вслед за ним христианство стали принимать его придворные, вельможи, сановники. Постепенно крещение стало политически выгодным шагом, оно стало знаком благонадёжности и лояльности. А поскольку язычество не было преодолено изнутри, то оно часто стало рядиться в христианские одежды. Отсюда отношение к христианским таинствам, как к магическим действиям: "родился - крестился". А "зачем", "почему", "для чего" - мало кто утруждал себя такими вопросами. Когда я спрашивал людей, почему они хотят креститься, то ответы были такие: "чтобы не болеть", "у нас все крещённые", "я - русский", "чтобы Бог меня хранил, чтобы помогал мне". Но такие ответы говорят, что человек ещё не понимает, на что он идёт.

- Если человек скажет: "Я взрослый и самостоятельный. Я все взвесил, хочу креститься. Вам какая разница? Вы ведь меня больше не увидите..."

- Это первый признак того, что человека крестить нель-зя. Ведь есть его представление о крещении, а есть ещё представление Церкви о крещении. Поэтому нужно человеку объяснить, что его желание похвально, готовность его хороша, но ему ещё предстоит пройти путь, когда его представление о крещении будет согласовано с представлением Церкви.

- А если человек разочаруется...

- Тем лучше. Вообще, разочарование - неотъемлемый элемент духовной жизни. Чем раньше человек узнает правду, тем лучше ему будет. Да, встреча с правдой бывает очень болезненной, но в ней же и залог возрождения.

- Но если у человека все же огромное желание принять крещение, может он найти слова, которые бы вас убедили совершить над ним таинство крещения?

- Нет. Если человек не готов, то крестить его нельзя, чтобы он при этом ни говорил, как бы ни настаивал.

- Неужели вы ни разу не отступили от этого правила?

- К сожалению, мне приходилось уступать неоднократно. И всякий раз я убеждался в том, что ничего хорошего из этих уступок не получается. Например, два человека, которых я крестил без оглашения, уже успели совершить преступления.

- Что значит "пройти оглашение"?

- Оглашение или катехизация - это целостное и последовательное научение человека основам христианской веры и жизни. Согласно Священному писанию, есть два обязательных условия, без которых мы не можем крестить человека. Это личное покаяние и вера во Христа как в Спасителя.

- Но, если говорить о самом распространенном раннем крещении, то у ребенка не может быть ни того, ни другого.

- Да, у младенца нет личных покаяния и веры, но его крещение может состояться по вере его родителей и крест-ных. Но для этого в доме должна быть церковная атмосфера, если её нет, то ребенка лучше не крестить.

- Почему?

- Крещение может получиться в "суд и в осуждение".

- В народе бытует мнение, что грех отказать, когда тебя приглашают в крестные.

- В 1990 году я был прихожанином Ильинского собора, тогда крестилось очень много людей. Однажды меня уговорили стать крестным. Три девушки ходили по храму, искали крёстных для своей подруги, набрели на меня. А я ещё совсем ничего не понимал, думал, что грехом будет отказать. И дал согласие. Какое-то время мы встречались с этой девушкой в храме, я пытался ей объяснить то, что знал сам. Но мне ещё самому нужна была помощь, поэтому встречи быстро прекратились. Прошло несколько лет, я снова встретил свою крестную дочь. Она призналась, что ходит к протестантам, приняла там второе крещение. Кто в этом виноват? Я виноват, что испугался отказать.

- Значит, отказать можно?

- Конечно. Если вас просят быть поручителем в банке люди, которые хотят занять миллион, вы можете отказать? А если речь идет о человеческой жизни, она ведь стоит гораздо дороже...

- А кто такой крестный?

- Крестный - это свидетель Церкви. Впрочем, сейчас институт крестных почти не работает, он превратился в декорацию. Это связано с распадом общественных связей. Если раньше родители не справлялись с церковным воспитанием ребенка, то крестные могли заявить свои права, и общество бы их поддержало. А сегодня, если даже крестные и захотят вмешаться в процесс церковного воспитания, то родители им скажут, - а вы кто такие?

- Сколько может быть крестников у одного человека?

- Столько, сколько он сможет "понести". Но мне бы ещё раз хотелось подчеркнуть, что крещение накладывает огромную ответственность на всех, кто к нему причастен. Господь говорит: "кому больше дано, с того больше спросится". Крещение - это дар. Но это огненный дар. Христианское крещение - это крещение Духом Святым и Огнём, как сказано в Писании. Поэтому крещение всегда изменяет жизнь: либо резко её улучшает, либо резко её ухудшает. Третьего не дано.

- Наверное, поэтому таинству крещения люди часто придают магическое значение. Считают, что оно должно уже работать само по себе.

- Любой садовод-огородник знает, что если ранней весной воткнуть картошку в мёрзлую землю, а осенью приехать за урожаем, то можно ничего не собрать. Более того, семена пропадут!..

- Наверное, люди торопятся креститься и крестить детей еще и потому, чтобы чувствовать себя защищенными. Ведь появляется ангел-хранитель. К тому же - случись, человек уйдет в мир иной не крещенным, значит, у него нет шансов попасть в Царство Небесное.

- И здесь не всё так просто, как в этом ходячем стереотипе. Ещё в 19 веке Лесков произнёс грустные слова: "Русь была крещена, но не была просвещена". Что же говорить о нас, совсем одичавших за годы государственного атеизма!

Если человек начал оглашение, то он уже стал христианином, вошёл под покров Божий. Он уже молится Богу, посещает храм, над ним прочитана молитва. Таких людей Бог особо хранит, хотя они ещё и не крещены.

- А могут спастись некрещеные?

- Самый первый человек, который оказался в Царстве Небесном, не был крещен водой. Это благоразумный разбойник. Он был распят вместе со Христом. Корчась в муках, он сказал Христу: "Иисус, вспомни о мне, когда Ты придешь как Царь". Христос ответил: "Истинно говорю тебе: сегодня со Мною будешь в раю".

- То есть, в Царствии Небесном могут быть как крещенные, так и некрещеные, но прожившие праведную жизнь?

- Будем говорить только о членах Церкви, судьба некрещеных праведников - не в нашей компетенции.

Вслед за святыми отцами можно смело сказать, что не все, кто крестились водой, крестились и Духом Святым. Но, с другой стороны, среди канонизированных святых есть люди, которые никогда не были крещены водой. Это оглашаемые, которые не были крещены формально, но во времена гонений дерзновенно провозглашали свою веру во Христа. Церковь признает их мученическую кончину за христианское крещение.

- Выходит, что защита не в самом факте крещения?

- Защищает и спасает не факт крещения, а Дух Святой, Который входит в человеческое сердце через таинство крещения. Крещение - это тот момент, когда Христос полностью и окончательно воцаряется в нашем сердце. Но вот что меня мучает: у нас уже вся страна крещена, а в людях Христа не видно...

- Приходится слышать, как люди с особой гордостью говорят о том, что они крестились в известном монастыре. Это имеет значение? И вообще, где лучше всего креститься?

- Креститься лучше всего в своей церковной общине, ведь крещение - это таинство вступления в Церковь. Нормально, чтобы крещение было событием не только для самого человека, но и для всего народа Божьего, например, для его приходской общины. А если человек едет за крещением в Святую землю, то где его община? Конечно, разные бывают ситуации, но мы говорим о норме.

- Что делать тем, кто крестился без подготовки, формально? Не креститься же второй раз?

- В древней Церкви без оглашения людей не крестили. Иногда, если появлялась прямая угроза смерти, то могли крестить человека и во время оглашения. Такое крещение называлось "клиническим", в церковно-славянской формулировке - "страха ради смертного". Но если человек выздоравливал, то ему нужно было восполнять свое оглашение.

Конечно, крещение совершается только один раз в жизни, но его можно и нужно восполнять через научение в вере и жизни, через покаяние и через другие церковные таинства.

Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя