Северный комсомолец
1 июня 2007 (19-20)
Светлана ГАВРИЛОВА
В дырявом потолке есть место для надежды
Пару недель назад министр образования Андрей Фурсенко произнес замечательную
фразу: "Реформа образования не просто идет - во многом она уже завершена". В
этот момент я сидела в трех метрах от министра, вместе с представителями еще
пятидесяти регионов - журналистами, пресс-секретарями, управленцами. В Москве
шел семинар по системным изменениям в образовательной сфере. Семинар, который
само министерство и организовало. То есть Андрей Александрович очень продуманно
это говорил...
- За три года мы совершили очень серьезный поворот. Ситуация меняется к лучшему.
И не только в материальном плане, но и в психологическом. Обид, огорчений среди
учителей стало существенно меньше, - продолжил Фурсенко. - Теперь важно
перевести наработки нацпроекта "Образование" в системное русло.
Это заявление министра - "реформа завершена" - мы с коллегами потом бурно
обсуждали за обедом. Пресс-секретарь департамента образования одного из южных
регионов удивлялась:
- Знаете, на что это похоже? Представьте большо-ого такого динозавра. У него
голова уже видит финиш, когда хвост только-только оторвался от старта. У нас в
глубинке люди лишь недавно распробовали, что такое нацпроект. А Фурсенко
говорит: реформа состоялась!
Девушку вежливо "охладили": а чем не состоялась? Стали считать на пальцах: вроде
переходим на новую систему финансирования, вроде школы осовремениваются, учителя
вон - компьютеры осваивают! А сколько лучших школ и педагогов выявили - и у
каждого своя образовательная программа, которую теперь можно применять... Прав
министр, прав.
Потом официант принес горячее и спор затух.
Так совпало, что на следующий день после встречи с Фурсенко перед нами выступал
ректор московской Академии переподготовки и повышения квалификации работников
образования Эдуард Никитин. Эдуард Михайлович тоже говорил об итогах и говорил
встревоженно. Еще год-два - и нацпроект перейдет на региональный уровень. То
есть сегодняшних миллионов из федерального бюджета уже не будет. И как регионам
"спасать честь мундира"? Областным управленцам придется так выстраивать
образовательную политику, чтобы общество каждой клеточкой чувствовало
повседневную заботу власти о поступательном развитии образования.
- А без этого наши конкурсы лучших школ, учителей и так далее будут
восприниматься однозначно: образование как финансировали, так и финансируют
недостаточно. Только теперь власть "прикрывается" оказанием матпомощи, которая
достается избранным, - доказывал Эдуард Михайлович. А потом вдруг добавил, -
Цель конкурсов нацпроекта - выявить школы и учителей, реализующих инновационные
образовательные программы - не достигнута. Что родилось в конечном итоге? Какая
основная идея у победителя, его фишка? Можно ли превратить ее в новый
образовательный продукт? Возможно, что не все так плохо и серьезный специальный
анализ нам еще предстоит произвести. Но сделать это нужно немедленно. Иначе
напрашивается вывод, что в результате конкурсов мы выявили 10 тысяч лучших
учителей и три тысячи лучших школ России. И только!
Часть моих коллег выступлением Никитина осталась недовольна. Потому что
непонятно стало: состоялся таки нацпроект или нет. Хорош он или плох. Я тогда
подумала: а есть ли разница? В любом случае, нам фактически показали, что
потолок почти готов. Только по Фурсенко он белый и гладкий, а по Никитину - с
просветами и сквозняками. Приехала домой, рассказала все знакомому - папе
мальчика-школьника. Тот задумался:
- Слушай, получается, то что есть сегодня в школе моего сына - весь итог
реформы? Да, Интернет, новые кабинеты, даже родительский совет... Будут учителям
по-другому платить. Все хорошо. Но если это и есть реформа и мы уже почти
достали рукой до потолка, как ты говоришь, - мне под этим потолком тесно. Я буду
рад, если министр вдруг скажет: да, тут мы в нацпроекте недоделали, тут
сплоховали... Почему? А тогда будет надежда, что потолок переберут.
|