Пресса Архангельской области
 



Версия для распечатки  
  

Северный комсомолец
1 июня 2007 (19-20)
Светлана ПОПОВА

Этот магазин перевернет наше представление о торговле

Есть ощущение, что в нашем городе ничего не происходит. И ждать особо нечего. Все устоялось. Привычно, буднично. И Архангельск, портовый город, который первым воспринимал все новое, незаметно превращается в тихий и провинциальный. Его даже официально стали называть "тупиковым" по месту положения.

И вот по городу пошли слухи о каком-то грядущем невиданном строительстве. Пока мало кто понимает, что это будет и что даст нам. Знатоки уверяют, что появление нового торгово-развлекательного комплекса перевернет наше представление о современной торговле. Пессимисты, как обычно, полагают, что это будет "не наш праздник", а только тех, у кого есть приличные средства.

И все же информацию лучше всего получать из первых рук. За комментариями мы обратились к Филиппу Крылову, генеральному директору ЗАО "Управляющая компания "Старт". Именно эта петербуржская компания пришла в наш город с необычным предложением.

"Покупателю нужен товар за небольшую цену"

- Филипп Олегович, скажите, пожалуйста, неужели можно поменять представление о торговле? Обычное дело - пришел, купил, ушел.

- В России, начиная с 2001 года, в области коммерческой недвижимости самым ярким процессом является процесс смены торгового формата. Он связан, прежде всего, с появлением большой товарной массы на рынке, что и стимулирует развитие торговли. Оно выражается в увеличении торговых площадей и объединении их в сети, что позволяет розничному оператору делать единую большую закупку, благодаря чему получать от производителя минимальную отпускную цену. Что уже в свою очередь позволяет предложить покупателю меньшую розничную цену. А покупателю и в России, и за рубежом нужен товар за небольшую цену. За цену близкую к себестоимости. Это первый базовый элемент современной розничной торговли.

Второе. Важно, чтобы потребитель остался доволен, а это главное, чего мы должны добиваться. Для этого необходимо предложить ему большой ассортимент. А большой ассортимент также требует больших торговых площадей.

Третье - это сопутствующие услуги. Многие из этих услуг являются заведомо убыточными для компании, но без этого нельзя. Современный магазин за покупателя борется изо всех сил. Это его основа, его социальная ориентированность. И с моей точки зрения, в магазин, который не предлагает такой набор услуг, покупатель скоро не пойдет.

"время, когда человек просто делал покупку, ушло"

- Расскажите, что представляет собой магазин, работающий в новом торговом формате?

- Если говорить о нашем магазине, то он состоит из двух больших частей. Это товары для дома и ремонта - около 50 тысяч наименований, и продовольственные товары, в ассортименте, которых около 25 тысяч наименований. По сути - это два больших гипермаркета, объединенных между собой в единое здание. А соединено оно зоной развлечений. На сегодняшний день время, когда человек просто делал покупку, ушло.

- По вашим описаниям, этот комплекс похож на западные молы, в частности, американские - светлые, просторные, где играет тихая музыка, где люди проводят целый день, делают покупки, развлекаются...

- Именно об этом идет речь. Но западные молы в зависимости от того района, где они расположены, могут быть как 25 тысяч квадратных метров, так и 250 тысяч. В нашем случае идет речь о строительстве комплекса, соответствующего Архангельску, где будет кинотеатр, спортивный клуб и несколько операторов общепита, объединенных общим посадочным пространством.

- К сожалению, у нас дорогой город при небольших зарплатах. И цены непомерно растут. Люди удивятся и не поверят, если сказать, что возможно их снижение.

- Наш коммерческий отдел с поставщиком на протяжении года проводит постоянную работу. Наша основная задача - получить от него маленькую цену. И эту маленькую цену мы можем дать покупателю. Мы живем от оборота. Чем выше оборот, тем больше наш доход. Наша задача его увеличить. При этом предлагая целый комплекс бесплатных или недорогих услуг.

"Можно придти всей семьей и провести здесь целый день"

- Для большинства поход в магазин ассоциируется отнюдь не с развлечением, а с тяжким трудом...

- Да, люди в Архангельске не знают еще, что это такое, и чисто по-человечески мне очень жаль. Ведь в таком магазине можно и отдохнуть, например, посидеть в кафе с друзьями. В наших кафе очень низкие цены при том, что там красивая и качественная еда. Ведь человек должен получить удовольствие!

А еще люди хотят развлекаться и радовать своих детей, но не всегда имеют возможность. В наших магазинах клоуны или сказочные персонажи будут дарить детям сладости, играть с ними. Для большого комплекса - это незначительные деньги. Также мы можем предложить то, что детям безумно нравится, к примеру, устроить маленькое цирковое представление...

У нас, в Питере, с появлением таких магазинов социальная обстановка стала лучше. К нам устремляется огромное количество людей. У нас все кафешки забиты молодежью. А людям среднего возраста обычно некуда пойти в выходной. Им можно устроить поход в магазин всей семьей. Сделать покупки, сходить в кино. Это ведь для семьи хорошо получается совместное времяпрепровождение. Еще мы делаем различные социальные программы. Например, значительные скидки даем ветеранам. Молодым родителям, которым необходимо сделать много покупок, даем скидку на десять процентов. Таких программ много. И мы в них заинтересованы. Чтобы человек, начав у нас покупать, привык к нашему магазину. Если мы поворачиваемся к покупателю лицом, то и он к нам повернется точно так же. Большой бизнес обязан быть социальным. Без этого просто никак. Подобные сети на Западе оказывают помощь людям, например, при стихийных бедствиях, в других трудных ситуациях. У них есть для этого специальный бюджет. Будет он предусмотрен и у нас.

"Архангельск такой же привлекательный город, как и Петербург"

- Такой магазин у вас пока один - в Петербурге?

- У нас, в Петербурге, действует первый объект, но в следующем году будет введено еще пять, общей площадью более ста тысяч квадратных метров. И в настоящее время мы ведем работу в Центральном, Северо-Западном, Южном и Приволжском федеральных округах. Построить 40 таких центров - наша программа минимум.

Америка - пионеры в этом деле. Этот формат торговли они развивают с шестидесятых годов, у них уже все наработано. Магазин ведь очень сложный механизм, там сложная система загрузки товаров, их складирования, перемещения внутри магагина.

В 2004 году мы потратились, чтобы изучить эту технологию, объездили все существующие западные сети. Адаптировали их опыт к России. В 2005 мы сделали типовой проект, а в 2006 - построили первый магазин. И сразу же получили еще пять участков от администрации Санкт-Петербурга для строительства аналогичных комплексов, потому что они очень востребованы. Мы бы хотели их видеть также в Архангельске, Мурманске, Северодвинске. В Архангельске и Северодвинске принципиальные решения уже приняты.

- И все же, кажется, что у нас такого быть не может...

- На самом деле Архангельск такой же привлекательный город, как и любой другой - как Петербург, как Москва. Нет никакой разницы. Просто все начинает развиваться с крупных городов. А лет через пять в каждом городе с населением тысяч семьдесят - восемьдесят человек появится достаточно крупный сетевой формат. Иначе быть не может.

- Где будет строиться ваш магазин в Северодвинске?

- В черте города. Мы отличаемся от Штатов тем, что там у каждой семьи есть автомобиль. И там можно ставить такие комплексы далеко от города. У нас же надо строить близко к жилому массиву, чтобы люди могли дойти или доехать до него на общественном транспорте.

"В администрациях области и города нас поддержали"

- Как принимают вашу идею власти городов, в которые вы обращаетесь с предложением построить такой комплекс?

- В Петербурге нас хорошо знают, и в администрации города к нам относятся очень хорошо. Если говорить об Архангельске, то мы очень благодарны и администрации области, и администрации города. Нас приняли очень хорошо. Нас поддержал губернатор Николай Иванович Киселев. Мы сделали представление нашего проекта, он внимательно выслушал, задал массу вопросов и поддержал наше предложение. Ведь такой комплекс - это сорок миллионов долларов инвестиций в строительство и около тысячи рабочих мест. Причем с белой зарплатой и социальным пакетом.

Мы встречались с мэром города Александром Донским, притом встречались неоднократно, и получили такую же поддержку. А еще мы обсудили социальные программы. Мы договорились о том, что помимо того, что мы строим комплекс, мы участвуем деньгами в социальных программах города. Это: благоустройство, дорожное хозяйство и здравоохранение. Донской проявил себя человеком, радеющим за город. Он очень хорошо разбирается в современных экономических процессах и стремится использовать их на благо города.

- Знаем, что состоялось заседание градостроительной комиссии, где рассматривалось ваше предложение. Как прошло это заседание?

- Заседание было очень плодотворным. Я представил проект. Обсуждение длилось довольно долго. Вопросов было много. И понятно - ведь город должен понимать свою выгоду. В частности, спрашивали о налогах. Это около двух с половиной - трех миллионов долларов ежегодно. Градостроительная комиссия прошла хорошо, наш проект получил одобрение.

"как Только компании начинают конкурировать, выигрывает покупатель"

- Комплекс будет стоять на пересечении Московского проспекта и улицы Галушина. Но там поблизости есть торговые центры...

- Опыт Питера показывает, что как только компании начинают конкурировать между собой в цене, выигрывает покупатель. Всегда. Люди должны получать от этой конкурентной борьбы положительные результаты.

- Но, по большому счету, это спальный район города, особо ничем не примечательный. Может быть, изменится статус района и психология жителей после того, как там появится этот комплекс?

- Представьте, что мы туда поставим здание стоимостью в сорок миллионов долларов! А как только приходят большие деньги, за ними идут следующие большие деньги. Такой закон.

- Как быстро вы построите этот комплекс?

- Нужен год, возможно, десять месяцев.

- Чьими силами будете вести строительство?

- Приложим все усилия, чтобы найти достойных строителей здесь, в Архангельске. Не сомневаемся, что они есть. Обязательно сделаем заказы на необходимые материалы местным поставщикам, что поможет им подняться и укрепиться на рынке.

- Перечислите, что будет именно в архангельском варианте этого магазина?

- Он практически не будет отличаться от питерского. Это - продовольственный гипермаркет площадью около 12 тысяч квадратных метров. Гипермаркет по продажам товаров для дома и строительных товаров - это около 15 тысяч квадратных метров. И между ними зона развлечений: кинотеатр, спортклуб, зона общепита. Кинотеатр - один из Питерских операторов, а спортклуб - тоже один из крупнейших операторов на сегодня в Петербурге.

- Снова возникает вопрос стоимости этих услуг. В нашем городе они тоже довольно дорогие, рассчитанные на определенный круг людей.

- В Петербурге это время уже давно кончилось. Фитнес, спорт доступны для самых широких слоев населения. И здесь цены будут очень незначительные.

- В таком случае, как быстро вы собираетесь окупить ваш комплекс?

- Рассчитано, что наш комплекс окупится за десять лет. Мы вкладываем собственные деньги, плюс кредитуемся в Сбербанке. Эти комплексы - долгоиграющие. И по копейке возвращают вложенные деньги. Основная масса людей, которые делают оборот, это люди, получающие обычную зарплату. Мы на них рассчитываем...

Беседовала Светлана ПОПОВА



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя