Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
29 июня 2007 (24-25)
Нина Орлова

Священник с края света

В наши дни все чаще говорится о том, что в армии необходимо возрождать нравственное, духовное воспитание. При этом многие надежду возлагают на священников, особенно на тех, кто в свое время был причастен к воинской службе. Такие примеры уже есть.

Новая Земля. Десятилетиями было тайной, а теперь всем известно: на архипелаге этом Центральный ядерный полигон России. Коренные жители давно покинули острова, а когда-то в поселке Белушья Губа стоял Никольский храм, среди прихожан его были ненцы, их дети учились здесь в церковно-приходской школе. При советской власти все было закрыто, разрушено.

В сентябре 2006 года епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил в Белушьей Губе новую церковь во имя Николая Чудотворца. Тогда же настоятелем храма был определен иеромонах Гавриил (Богданов).

Недавно отец Гавриил приезжал в Архангельск. На предложение побеседовать откликнулся охотно. И пришел точно в назначенный срок, ни минутой позже.

Впечатлила внешность батюшки. Крупные, четко очерченные черты лица. Копна рыжих волос, по-мальчишески ясные глаза, а взгляд изучающе внимательный, даже цепкий. Улыбка мягкая, добрая, а выправка - военная. И лет ему, примерно, сорок.

Родился о. Гавриил в Москве. Образование получил в Питере: закончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С. Попова, позднее - юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

- Я происхожу из династии флотских офицеров, продолжил эту традицию, служил в Североморске. Потом работал в Петербурге. С 2003 года - штатный алтарник одного из московских храмов. В семье моей люди верующие, так что ничего случайного тут нет.

- Какие пути привели вас в Архангельск?

- На нескольких приходах Архангельской епархии давно служат мои друзья по Петербургу, и я регулярно бывал у них в гостях. В начале 2006 года владыка Тихон предложил мне служить священником-целибатом (поясним для читателей: целибат - священник, давший обет безбрачия). Завершив все текущие дела в Москве, я приехал к владыке проходить церковное послушаение. А Великим постом он благословил меня на постриг. Так я оказался в Антониево-Сийском монастыре.

- Для вас это стало неожиданностью?

- Напротив, радостью. Своих духовных отца протоиерея Александра Зелененко и матушку схимонахиню Любовь очень долго просил отпустить меня в монастырь, но они не давали благословения, говоря: учись, работай. И вот давняя мечта сбылась. После богослужебной практики меня определили на Новую Землю.

- После столиц - в арктическую тундру, в небольшой поселок...

- Городского типа. Есть хорошая средняя школа, практически все выпускники ее поступают в вузы. Есть детсад, планируется создать музей в старом здании храма-школы. И народ там основательный, закаленный трудом и тундрой.

- Как приняла вас Белушка?

- До меня там служил иеромонах Иннокентий (Русских). Еще в 90-е годы командование полигона хорошо понимало, что армии нужны священники. Сначала был оборудован храм в одном из помещений гостиницы. В строительство новой церкви средства вложили почти все жители поселка, их имена поминаются сейчас за воскресными службами. Отец Иннокентий сформировал приход, общину, обучил клирос, выстроил церковь. Так что я пришел на готовое.

- Церквушечка красивая, но маленькая.

- Да, становится тесновато. Надо кое-что переделать внутри церкви, дополнительно утеплить ее. Следует сказать, что храм живет благодаря помощи командования полигона. Все проблемы решаются буквально на лету.

- Военных не удивляет, что священник - бывший офицер?

- Это как раз учитывается. По инициативе командования провожу в казармах воскресные беседы. Слушателей - около ста человек. В основном это солдаты срочной службы. Почти все из глубинки Архангельской области. Очень многие из них не только священника, но и храма никогда не видели.

- Чем объясняется необходимость ваших встреч с ними?

- Служба нелегкая, замкнутый тундрой мир. Попадаются весьма сложные ребята. Веду беседы огласительные и нравоучительные. Первое - это подготовка к принятию Крещения. Говорю о Боге, о вере Христовой, о молитвах. Главная мысль бесед: вера состоит не только в том, чтобы креститься во Христа, но и заповеди Его исполнять. Конечно, учитываю, что волнует, интересует молодежь. Хочется, чтобы ребята воспринимали все это не формально, начали размышлять. Стараюсь сократить дистанцию между ними и мною.

- Их приводят к вам строем?

- Казалось бы, беседы эти для них принудительны, они в плане воспитательной работы. Но внимание такое, что муха пролетит - и будет слышно. Многие принимают Крещение, бывает, по 20-30 человек. В богослужениях участвуют, просят помолиться за близких.

- Как сказывается ваша деятельность в казармах?

- Во всех подразделениях гарнизона указаны три телефона доверия: генерала, старшего психолога и батюшки. Командование поддерживает еще один замысел - оборудовать в казармах молельные уголки. Необходимы книги, прежде всего Евангелие, молитвословы, издания, помогающие понять смысл молитв.

- Отец Гавриил, есть надежда, что ваши подопечные действительно станут верующими?

- Еще раз скажу: большинство из глубинки, где нет ни храмов, ни священников. А ведь недаром старец Паисий Святогорец говорил: священник в рясе - это живая проповедь Евангелия. Беседы, которые я провожу, это пока единственная для них возможность узнать о Боге, о заповедях Христовых, совершенно по-новому воспринять себя, окружающий мир и свое предназначение в нем. Надеюсь, что полученные знания они сохранят по возвращении домой.

- Представители других конфессий бывают на ваших беседах?

- Постоянно ходит один баптист. Совсем мальчишка еще. Слушает с большим вниманием и говорит мне, что беседы эти, как бальзам на душу.

- А офицеры посещают храм?

- В храме и контрактники, и прапорщики, и офицеры, и генералы. Ремонт храма и помощь при богослужениях - на офицерах прихода. Жители поселка достаточно охотно крестят своих детей, венчаются, соборуются. Но к Исповеди многие относятся осторожно. Для одних - непривычно, страшно. Другие, видимо, опасаются, как бы батюшка нечаянно не проговорился об услышанном на исповеди. Понимаю их: гарнизонная жизнь, все друг друга знают, и каждый хочет оградить от посторонних что-то свое, сокровенное. Думаю, что со временем пройдут и боязнь, и сомнения. То же самое бывает и с Венчанием. Приходят супруги, уже пожившие немалое время в браке, хотят венчаться, но говорят: "Лучше бы тайно, а то начнутся пересуды"...

- Приходилось ли сталкиваться с негативным отношением к вам?

- Нет. Если не считать такого вот случая. В Пасхальную неделю иду по улице, навстречу мне женщина с ребенком, приветствую их: "Христос Воскресе!". Женщина молча отворачивается, дергает сына за руку: "Чего встал? Пошли!". Посочувствовал и матери, и ребенку.

- Отец Гавриил, вам не скучно в этом замкнутом мире? Ведь, образно говоря, край света...

- А когда мне скучать, если каждые сутки не хватает трех-четырех часов. Я все время на людях, при делах, у меня очень хорошие помощники в общинах. Ведь кроме того прихода, который был и при о. Иннокентии, сейчас сложилась небольшая общинка вокруг часовни в проливе Маточкин Шар, каждую неделю там совершаются богослужения мирским чином. В проповедях, на различных встречах, мероприятиях, выступая по местному телевидению, говорю жителям поселка: храм ваш - для вас! Мы не закрываем церковь до позднего вечера - люди, возвращаясь с работы, видят в наших окнах свет, заходят и молятся, ставят свечи. Я непременно разговариваю с ними. И каждый месяц на службах все больше новых людей. Жители поселка убеждаются, что храм - это внимание, душевное тепло, которого за пределами его зачастую не хватает. Они начинают осознавать, что человек, знающий Бога, добр.

Беседовала Нина Орлова.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя