Северный комсомолец
29 июня 2007 (24-25)
Нина Орлова
Священник с края света
В наши дни все чаще говорится о том, что в армии необходимо возрождать
нравственное, духовное воспитание. При этом многие надежду возлагают на
священников, особенно на тех, кто в свое время был причастен к воинской службе.
Такие примеры уже есть.
Новая Земля. Десятилетиями было тайной, а теперь всем известно: на архипелаге
этом Центральный ядерный полигон России. Коренные жители давно покинули острова,
а когда-то в поселке Белушья Губа стоял Никольский храм, среди прихожан его были
ненцы, их дети учились здесь в церковно-приходской школе. При советской власти
все было закрыто, разрушено.
В сентябре 2006 года епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил в
Белушьей Губе новую церковь во имя Николая Чудотворца. Тогда же настоятелем
храма был определен иеромонах Гавриил (Богданов).
Недавно отец Гавриил приезжал в Архангельск. На предложение побеседовать
откликнулся охотно. И пришел точно в назначенный срок, ни минутой позже.
Впечатлила внешность батюшки. Крупные, четко очерченные черты лица. Копна рыжих
волос, по-мальчишески ясные глаза, а взгляд изучающе внимательный, даже цепкий.
Улыбка мягкая, добрая, а выправка - военная. И лет ему, примерно, сорок.
Родился о. Гавриил в Москве. Образование получил в Питере: закончил Высшее
военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С. Попова, позднее - юридический
факультет Санкт-Петербургского университета.
- Я происхожу из династии флотских офицеров, продолжил эту традицию, служил в
Североморске. Потом работал в Петербурге. С 2003 года - штатный алтарник одного
из московских храмов. В семье моей люди верующие, так что ничего случайного тут
нет.
- Какие пути привели вас в Архангельск?
- На нескольких приходах Архангельской епархии давно служат мои друзья по
Петербургу, и я регулярно бывал у них в гостях. В начале 2006 года владыка Тихон
предложил мне служить священником-целибатом (поясним для читателей: целибат -
священник, давший обет безбрачия). Завершив все текущие дела в Москве, я приехал
к владыке проходить церковное послушаение. А Великим постом он благословил меня
на постриг. Так я оказался в Антониево-Сийском монастыре.
- Для вас это стало неожиданностью?
- Напротив, радостью. Своих духовных отца протоиерея Александра Зелененко и
матушку схимонахиню Любовь очень долго просил отпустить меня в монастырь, но они
не давали благословения, говоря: учись, работай. И вот давняя мечта сбылась.
После богослужебной практики меня определили на Новую Землю.
- После столиц - в арктическую тундру, в небольшой поселок...
- Городского типа. Есть хорошая средняя школа, практически все выпускники ее
поступают в вузы. Есть детсад, планируется создать музей в старом здании
храма-школы. И народ там основательный, закаленный трудом и тундрой.
- Как приняла вас Белушка?
- До меня там служил иеромонах Иннокентий (Русских). Еще в 90-е годы
командование полигона хорошо понимало, что армии нужны священники. Сначала был
оборудован храм в одном из помещений гостиницы. В строительство новой церкви
средства вложили почти все жители поселка, их имена поминаются сейчас за
воскресными службами. Отец Иннокентий сформировал приход, общину, обучил клирос,
выстроил церковь. Так что я пришел на готовое.
- Церквушечка красивая, но маленькая.
- Да, становится тесновато. Надо кое-что переделать внутри церкви, дополнительно
утеплить ее. Следует сказать, что храм живет благодаря помощи командования
полигона. Все проблемы решаются буквально на лету.
- Военных не удивляет, что священник - бывший офицер?
- Это как раз учитывается. По инициативе командования провожу в казармах
воскресные беседы. Слушателей - около ста человек. В основном это солдаты
срочной службы. Почти все из глубинки Архангельской области. Очень многие из них
не только священника, но и храма никогда не видели.
- Чем объясняется необходимость ваших встреч с ними?
- Служба нелегкая, замкнутый тундрой мир. Попадаются весьма сложные ребята. Веду
беседы огласительные и нравоучительные. Первое - это подготовка к принятию
Крещения. Говорю о Боге, о вере Христовой, о молитвах. Главная мысль бесед: вера
состоит не только в том, чтобы креститься во Христа, но и заповеди Его
исполнять. Конечно, учитываю, что волнует, интересует молодежь. Хочется, чтобы
ребята воспринимали все это не формально, начали размышлять. Стараюсь сократить
дистанцию между ними и мною.
- Их приводят к вам строем?
- Казалось бы, беседы эти для них принудительны, они в плане воспитательной
работы. Но внимание такое, что муха пролетит - и будет слышно. Многие принимают
Крещение, бывает, по 20-30 человек. В богослужениях участвуют, просят помолиться
за близких.
- Как сказывается ваша деятельность в казармах?
- Во всех подразделениях гарнизона указаны три телефона доверия: генерала,
старшего психолога и батюшки. Командование поддерживает еще один замысел -
оборудовать в казармах молельные уголки. Необходимы книги, прежде всего
Евангелие, молитвословы, издания, помогающие понять смысл молитв.
- Отец Гавриил, есть надежда, что ваши подопечные действительно станут
верующими?
- Еще раз скажу: большинство из глубинки, где нет ни храмов, ни священников. А
ведь недаром старец Паисий Святогорец говорил: священник в рясе - это живая
проповедь Евангелия. Беседы, которые я провожу, это пока единственная для них
возможность узнать о Боге, о заповедях Христовых, совершенно по-новому
воспринять себя, окружающий мир и свое предназначение в нем. Надеюсь, что
полученные знания они сохранят по возвращении домой.
- Представители других конфессий бывают на ваших беседах?
- Постоянно ходит один баптист. Совсем мальчишка еще. Слушает с большим
вниманием и говорит мне, что беседы эти, как бальзам на душу.
- А офицеры посещают храм?
- В храме и контрактники, и прапорщики, и офицеры, и генералы. Ремонт храма и
помощь при богослужениях - на офицерах прихода. Жители поселка достаточно охотно
крестят своих детей, венчаются, соборуются. Но к Исповеди многие относятся
осторожно. Для одних - непривычно, страшно. Другие, видимо, опасаются, как бы
батюшка нечаянно не проговорился об услышанном на исповеди. Понимаю их:
гарнизонная жизнь, все друг друга знают, и каждый хочет оградить от посторонних
что-то свое, сокровенное. Думаю, что со временем пройдут и боязнь, и сомнения.
То же самое бывает и с Венчанием. Приходят супруги, уже пожившие немалое время в
браке, хотят венчаться, но говорят: "Лучше бы тайно, а то начнутся пересуды"...
- Приходилось ли сталкиваться с негативным отношением к вам?
- Нет. Если не считать такого вот случая. В Пасхальную неделю иду по улице,
навстречу мне женщина с ребенком, приветствую их: "Христос Воскресе!". Женщина
молча отворачивается, дергает сына за руку: "Чего встал? Пошли!". Посочувствовал
и матери, и ребенку.
- Отец Гавриил, вам не скучно в этом замкнутом мире? Ведь, образно говоря, край
света...
- А когда мне скучать, если каждые сутки не хватает трех-четырех часов. Я все
время на людях, при делах, у меня очень хорошие помощники в общинах. Ведь кроме
того прихода, который был и при о. Иннокентии, сейчас сложилась небольшая
общинка вокруг часовни в проливе Маточкин Шар, каждую неделю там совершаются
богослужения мирским чином. В проповедях, на различных встречах, мероприятиях,
выступая по местному телевидению, говорю жителям поселка: храм ваш - для вас!
Мы не закрываем церковь до позднего вечера - люди, возвращаясь с работы, видят в
наших окнах свет, заходят и молятся, ставят свечи. Я непременно разговариваю с
ними. И каждый месяц на службах все больше новых людей. Жители поселка
убеждаются, что храм - это внимание, душевное тепло, которого за пределами его
зачастую не хватает. Они начинают осознавать, что человек, знающий Бога, добр.
Беседовала Нина Орлова.
|