Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
17 августа 2007 (32)
Егор КИСЕЛЕВ.

Нескучная провинция

Обычно, лето для актеров было особенной порой, когда начинались гастроли. А в отечественной актерской среде отсутствие опыта работы в разных театрах считалось едва ли не дурным тоном. "Пока молодой, надо поездить по стране, поискать своего зрителя, своего режиссера", - наставляли молодое поколение старые провинциальные актеры. Условия в Советском Союзе для этого были. Вернее, была стабильность - главное условие для возможности поменять один город на другой. Перестроечные годы эту норму перечеркнули, провинциальные актеры стали оседлыми, а над словом "переезд" нависло малоприятное слово "риск".

Тамара Волкова и Андрей Калеев, невзирая ни на какие катаклизмы, на двоих поменяли десяток театров в разных уголках нашей страны. Андрей Евгеньевич, задействованный сегодня почти во всех спектаклях Архангельского областного драматического театра, свой творческий путь начал в Узбекистане. Ташкентский государственный институт культуры дал ему диплом руководителя самодеятельного театрального коллектива, а ленсоветовские педагоги - замечательную актерскую и режиссерскую школу.

В Самарканде, родном городе актера, выпускник режиссерского отделения получил свою первую роль, а через несколько лет перебрался в Бугуруслан. Переезд в Шадринск, что в Курганской области, стал знаковым для Андрея Евгеньевича: именно здесь он познакомился с Тамарой Волковой. Далее свой путь они продолжили вместе.

До приезда в Архангельск были еще Ижевск и Арзамас, поезда, съемные комнаты, множество знакомств, букеты цветов с любовными признаниями от поклонников, курьезы и разочарования. Были зрители, такие разные в каждом городе, что Тамара Ильинична и Андрей Евгеньевич, не задумываясь, назовут отличие одних от других.

Архангельская публика, по мнению актеров, способна очень тонко чувствовать игру, понимать театр.

- Иногда приезжают известные столичные актеры, - размышляет Андрей Евгеньевич, - а наши зрители принимают их очень холодно, потому что актеры работают "вполноги".

- У провинциальных театров на гастролях все наоборот, - включается в беседу Тамара Ильинична. - Мы не просто театр другой представляем, мы - лицо области. Иногда, правда, доходит до анекдотических случаев. Несколько лет назад на фестивале в Москве на афишах по ошибке написали "Астраханский театр". Для организаторов не было особой разницы. А ведь театр-то у нас неплохой. Нам нестыдно играть в столице и хочется, чтобы о нас знали.

- Получается, провинциальные театры на гастролях смотрятся выигрышнее, чем столичные?

- Конечно! - одновременно произносят мои собеседники. - И не только на гастролях, но и на своих площадках. В той же столице коренные москвичи редко ходят в театр. Там зритель, в основном, приезжий, который приходит, чтобы увидеть Хабенского не на экране, а живьем. Что он там играет, неважно, главное, что он видел живого Хабенского. И многие - не все, конечно, - играют не в полную силу. А провинциальный актер такого себе позволить не может - свои зрители не поймут.

- Поменять провинцию на столицу никогда не было желания?

- Сейчас в Москве более пятидесяти театров, и устроиться там при желании можно. Главная сложность в жилье. Но ведь у провинциального актера больше возможностей! Посмотрите, репертуарные театры сохранились, в основном, в провинции. К тому же сидеть в столице и ждать годами, как в свое время Соломин 17 лет ждал своей роли, нет никакого желания.

- В этом сезоне наш театр на гастроли не едет: говорят, нет денег. Это большая потеря для вас?

- Очень! Гастроли - это другая обстановка, новый зритель, который нас не знает, которому нет дела до наших былых заслуг. Это всегда интересно.

Например, в Челябинске театр - визитная карточка города. Куда бы ни ехал Челябинский тракторный завод представлять свою продукцию, он везет с собой театр, оркестр, танцоров, чтобы показать не только достижения в технике, но и уровень культуры! Что там говорить, в Челябинске каждый актер театра получает дополнительный оклад из фонда губернатора...

- В Архангельске таких бонусов нет?

- Нет. Мы ни разу в театре ни Ефремова, ни Киселева, ни Донского не видели! Во многих городах России к театру относятся очень бережно. Театр ведь никогда не сможет сам выживать, он во все времена был дотационным и держался за счет меценатов, купцов. Не будет поддержки, билеты дороже станут. А ведь даже сейчас для многих сходить семьей на спектакль - просто подвиг!

- 90-е годы были тяжелыми для всей страны, но зачастую бывает, что, пройдя через эти испытания, человек ностальгирует по пережитому. У вас нет такого чувства?

- Ностальгия только по поводу гастролей... Нам, наверное, было тяжелее, чем остальным, поэтому до сих пор иногда удивляемся, как мы смогли выжить в таких условиях. Спектакли играли за мешок муки, который потом делили между занятыми в постановке актерами.

90-е годы - это такой провал, когда люди просто не ходили в театр. Иногда на сцене было больше людей, чем в зрительном зале. Сейчас люди опять идут в театр - ситуация постепенно выправляется.

- Актеры - люди суеверные, и именно от них мы узнаем о "проклятых" спектаклях. Вам с таким явлением сталкиваться приходилось?

- Конечно. Мистическое происходит и во время репетиций, и во время спектакля. Сваливаются на актера болезни, рушатся декорации... Есть "проклятые" спектакли, а есть "заколдованные". В одном городе во время постановки сказки "Золушка" все актрисы, надевавшие платье героини, беременели. И первая, и вторая, и третья... Наконец, ради смеха, хватилась актриса, у которой уже не могло быть детей, то есть диагноз был поставлен. Она говорит: "Давайте, я попробую". Мы вскоре из того города уехали, а через год узнаем, что она беременна.

- На сцене происходят не только странные, но и курьезные вещи. Какой самый большой курьез был в этом сезоне?

- На "Ричарде" была такая ситуация, когда вышла одна королева на сцену, а вторая не вышла. Они должны были общаться, но в итоге королева осталась в одиночестве. "Пусть кто-нибудь придет ко мне, - говорит она стихами, а в это время помреж ищет вторую королеву. - А, может быть, мне коменданта хоть позвать?!" Комендант уже отыграл свою роль, переодевается и слышит, что его снова зовут на сцену. Он выбегает и понимает, что ему нечего сказать королеве. Но в итоге все закончилось благополучно.

- Андрей Евгеньевич, мы вас знаем только в качестве актера. Есть желание поставить что-нибудь на архангельской сцене?

- Желание реализовать кое-какие идеи есть. Наверное, это можно будет увидеть, когда откроют театр. Там будет малая сцена, как раз предназначенная для таких экспериментов.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя