Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
7 сентября 2007 (35)
Светлана ЛОЙЧЕНКО.

"Все человечество против наркотиков"

Кажется, ничего страшнее этого нет - услышать, что ваш ребенок - наркоман. Горе какое-то многослойное. Оно ведет к гибели, к тюрьме, в общем, к катастрофе. А все потому, что кто-то вашему ребенку когда-то дал что-то курнуть или нюхнуть. А потом он сам предложил это же кому-то. И "наркотический пожар" в городе разгорается, как и в стране, с большой силой. Правда, в последнее время заметно ужесточились методы борьбы с наркотиками. Кто-то считает, что правильно применять любые меры, чтобы просто спасти будущее страны. Но правозащитники обеспокоены и тем, что, по их мнению, нарушаются права человека, в СИЗО попадают невиновные, ставшие жертвами провокаций со стороны наркоконтроля. Подобные публикации были и в нашей газете.

Сегодня у нас есть возможность поговорить на эту тему с заместителем начальника регионального управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области, полковником Сергеем Юрковским.

Мы сделали ошибку, выслав из города цыган

- Сергей Михайлович! Сейчас как бы вы оценили ситуацию с распространением наркотиков в нашей области и городе?

- Наша область находится на последнем месте по зарегистрированным лицам, потребляющим наркотики, среди регионов Северо-Запада.

- Может быть, они просто не выявлены?

- Да, конечно, очень много не выявленных и незарегистрированных. В области не хватает оборудования и препаратов, которые могли бы определять, в наркотическом ли опьянении находится человек? Сейчас закупается много новых препаратов и оборудования. Конечно, это поможет картину сделать более объективной. Но к тому же у нас преобладает сельское население, которое употребляет- алкоголь. Впрочем, это относится и к городскому.

- Есть мнение, что лучше употреблять легкие наркотики, чем алкоголь. Как вы к этому относитесь?

- Я думаю, что это недостатки нашей воспитательной и профилактической работы. Значит, мы изначально соглашаемся, что это неизбежно. А молодежи ведь присущ процесс познания. Ведь смотрите, что с пивом произошло. Мы легализовали пиво, пошла водка.

- Происходит так еще и потому, что многие молодые не видят будущего, не могут устроиться на работу, боятся армии...

- А посмотрите, что делается во многих торговых сетях города. Там минимизируют заработную плату, условия труда не позволяют учиться,- даже заочно. А владельцам идет бешеная прибыль, которую потом вкладывают в политику, другие вида бизнеса, в строительство...

- ...где тоже на работу берут молодых людей с улицы без оформления и платят по минимуму или вообще не платят...

- Вот эти молодые люди и видят, как их сверстник поехал в Питер, привез наркотики, потом живет полгода спокойно, а они работают, и заработать не могут. Иные тоже выбирают этот способ. А потом, к сожалению, идут в тюрьму.

- И получается - дошел человек до совершеннолетия - государ-ство о нем вдруг вспомнило - в армию пора. Наркосистема тоже ищет рекрутов, а на них же потом охотится вся репрессивная система...

- Знаете, когда я вижу бомжа, особенно молодого, у меня возникает одна мысль - ведь в первый класс он пришел как все - нарядный и с большим желанием учиться. А классу к восьмому идет расслоение, которое все углубляется, углубляется...

- И бомжами часто ведь становятся не самые глупые или ленивые, просто у человека были свои особенности, которые никто никогда не учитывает.

- Уверен - государство и их должно возвращать к жизни. Оно ведь несет ответственность за своих граждан. И цыган тоже мы не должны были выгонять из города...

- Вы упредили мой вопрос. Хотела спросить и о вашем отношении к их выселению из Архангельска, и о том, на самом ли деле они были источником распространения наркотиков?

-Да, определенная угроза, конечно, была. Да она и есть. В начале этого года, например, мы задержали цыганского барона, который из Вологодской области вез 800 грамм героина. И все же я до сих пор считаю, что мы сделали ошибку, выселив из Архангельска цыган. Я предлагал мэру Донскому попытаться их воспитывать. Можно ведь было спросить их барона: "Фулупий! Сколько надо вашим мужчинам времени, чтобы устроиться на работу?" Через это время придти и спросить, где они сейчас, чем занимаются? В свою очередь я пригласил этого же Фулупия, попросил списки всех, кто живет в их поселке, и объяснил, что будет, если их заметят в торговле наркотиками. И он хорошо все понял. Мы добивались, чтобы их дети пошли в школу, я не раз обращался по этому поводу в департамент образования мэрии. Потом я выходил на уполномоченного по правам человека Надежду Ахраменко и говорил - мы же сами создаем условия для того, чтобы их подростки торговали наркотиками. Если они не будут учиться, пойдут по этой дороге. И только стала эта ситуация раскручиваться, как мэр принял решение их выселить. И вот город дал им три миллиона, они поехали в другое место, а там уже потребуют пять. И будут ездить по кругу. И мы сами подталкиваем их к кочевому образу жизни, где и неустроенность, и наркотики.

- А лица других национальностей не досаждают?

- Если же говорить об этнической преступности, то в последнее время нам доставляют много хлопот лица одной из некоренных национальностей, достаточно многочисленной на территории области. Но из этого не следует, что выходцы из другой теперь уже страны должны стать у нас изгоями.

в Японии амфетаминами стимулировали солдат

- По вашим наблюдениям, кто более подвержен наркотическому влиянию?

- Сбытом занимаются в основном безработные. Есть проблема "золотой" молодежи, когда от ребенка откупались дорогими подарками, и он не получал внимания и любви. К сожалению, наркоманы есть во всех наших учебных заведениях, в том числе и высших. И, знаете, в девяностые годы была некая романтизация наркомании. Вспомните фильмы "Бригада", "Бумер". Появились песни, в которых явный галлюциногенный бред. Был на Украине, слышал, что там продаются диски: "Для -торчков". Или, например: "Молодежь, дискотека, наркотики". Там подобраны специальные фильмы.

- Это наказуемо?

- Есть административная статья за пропаганду наркотиков. Но в судах дела идут тяжело...

- А какие фильмы можно отнести к таковым?

- В прошлом году мы сняли с продажи фильм "В отрыв". Но у нас есть одноименная дискотека, наверное, название взяли оттуда. Фильм о том, как молодые люди готовятся к дискотеке и запасаются наркотиками...

- Как вы относитесь к легализации легких наркотиков?

- Я категорически против! История развития стран, где довольно свободно ходили наркотики, показала, что ничего хорошего из этого не получилось. И в Юго-Восточной Азии - родине наркотиков растительного происхождения - сейчас законы гораздо жестче, чем наши. Мы не готовы даже к дискуссии об этом! Все человечество против наркотиков. Смотрите, амфетамин был изобретен в Японии как психотропное средство для стимуляции психической деятельности солдат японской армии. Но какое жесткое законодательство в Японии по отношению к наркотикам! И амфетамины куда перекочевали? В западную Европу. Сейчас завоевывают рынок на территории в России. И вообще, говорить о легализации наркотиков противоестественно.

- В связи с чем в Архангельске ужесточилась борьба с наркоманией?

- Она усилилась по всей стране.

- Но вот мы писали про то, когда молодым ребятам дают большие сроки - по десять лет! Кому от этого будет хорошо, когда он выйдет деформированным человеком?

- Он может выйти через пять лет. Может быть амнистия. Но обычно такие сроки даются, когда у человека уже было несколько судимостей. По статистике из 102 приговоров, вынесенных в этом году, только 60 с реальными сроками. Все же государство дает человеку шанс....

Методы Глеба Жеглова - это высокое оперативное искусство

- А как вы относитесь к выражению известного киногероя Глеба Жеглова, что наказания без преступления не бывает? И к тому, что он, человек нравственный, использовал, в общем, сомнительные методы в добывании информации? Например, Кирпичу подбросил кошелек.

- Это же было высокое искусство оперативного работника! Если бы дело было доведено до уголовщины, то - да, это была бы провокация. Но этого же не произошло. Все было красиво сделано. В общем, банальное получение информации. Этого часто не понимает пресса. Также пишут, что пособники друг друга сдают. А это называется деятельное раскаяние. Если задержанный покажет, у кого он взял наркотики, степень вины снижается.

- Но ведь правозащитники довели дела по нарушению прав человека в деле с наркотиками до Европейского суда?

- Да, рассматривались три таких дела. В одном случае - провокация, в другом - посредничество, в третьем - покушение на сбыт. Есть ведь много юридических и правовых тонкостей. Их тоже определил Европейский суд. И не надо забывать, что наркотики запрещены в свободном обороте, и существует по этому поводу две международные конвенции. В нашей стране также установлена административная ответственность за потребление наркотиков, что ранее, в эпоху становления России как самостоятельного государства, под влиянием зарубежной идеологии было отменено.

"Иди, дитя, вот тебе баночка!"

- Кстати, есть ли методы, которые помогли бы определить родителям - не потребляет ли их ребенок наркотики?

- В аптеках продаются тест - полоски, которые позволяют определить, что принимало ваше чадо. Если есть какие-то подозрения, можно сказать: "Иди сюда, дитя, вот тебе баночка!" Это так называемый тест на откровенность между ребенком и родителем.

- Но дитя может и послать. Да и страшно узнать правду. Что делать с ней? Поэтому многие предпочитают ее не знать... А сколько хороших, славных детей пошли вечерком на дискотеку, курнули там что-то и подсели...

- Вот вопрос к исполнительной власти. Нельзя наше государство превращать в репрессивное. Мы об этом постоянно говорим. Мы открыты перед обществом и готовы вести диалог, и хотим быть услышанными... Хотя именно мы подвергаемся самой жесткой критике на данном этапе.

- А вы сообщаете на место работы или учебы задержанных о том, чем они занимаются?

- Вот такой случай. Мы предупредили руководителя транспортного предприятия, что водитель, который у них работает, употребляет наркотики. Он никак не среагировал. И уволил его лишь тогда, когда мы сообщили об этом в департаменты транспорта мэрии и администрации области. Также сообщаем в вузы, когда возникает проблема со студентами. Сейчас есть такое соглашение между нашим ведомством, министерством внутренних дел и министерством образования.

- Еще есть сюжет - подбросить наркотики...

- Такого не может быть. И потом, ведь сейчас столько разных тестов по их употреблению. В мочу же их мы не подбросим.

- Говорят, что многие политики поднялись на наркотических деньгах. У нас такие есть?

- Нет. У нас поднимались на водке, некачественном спирте, денатурате.

Добираемся до всех!

- Вас упрекают в том, что вы ловите самых беззащитных. А ведь, говорят, преступления по вашей части совершаются и правоохранительными органами, и другими структурами, до которых вы не добираетесь?

- Добираемся. Просто об это нет информации. Но поверьте, есть аресты лиц в самых разных ведомствах, причастных к незаконному обороту наркотиков.

- А в вашем? Ведь соблазн большой...

- Среди наших сотрудников предателей интересов дела не выявлено. И мало кто знает, какая у них нагрузка! Они заканчивают работу в четыре-пять утра, а в десять уже на работе. Поэтому случаются проблемы в семье. Работа сложная, а еще психологическое давление. Ведь часто ловим бандитов, притом ночью.

- Скажите, пожалуйста, а вам самому не приходилось пользоваться оперативным искусством в стиле Глеба Жеглова?

- Могу вспомнить такой случай. В прошлом году в сентябре прихожу в восемь утра на работу. Меня уже ждет женщина, агрессивно настроена. Замечу, что она занимает видное место в нашем обществе. И говорит мне, что наши сотрудники избили ее сына и забрали машину. Смотрю сводку. Оказывается, что наши оперативники вели машину, с которой происходила торговля наркотиками. Там находилось два молодых человека. Поскольку они были в неадекватном состоянии, к задержанию их решили привлечь сотрудников дорожно-постовой службы. Наркотиков у них не нашли. Но решили повезти на освидетельствование по поводу наркотического опьянения. В это время сын этой посетительницы убежал. А у второго установили степень наркотического опьянения.

Пошли смотреть машину. Только открыли, знаете, что она первым делом делает? В кармане лежит пачка папирос, она ее достает и начинает рвать. Откуда она знает, что они там? А папиросы - признак наркомана, они туда вместо табака набивают марихуану. Говорит, что мы подбросили. Дальше я ей говорю: "Давайте разберемся с вашим сыном и с тем, избили ли мы его. Приходите в 11 часов, но по дороге заведите сына в наркодиспансер, чтобы удостовериться в каком он состоянии. Вы ведь тоже в этом заинтересованы" В 11 часов она звонит и говорит, что сына от нас спрятала. И просит отдать машину. Я сказал, что отдадим хозяину.

С машиной вот что оказалось. За рулем сидел ее сын, хотя у него нет прав. Машина принадлежит наркоману, который выписал этой маме генеральную доверенность. И машина находится в розыске за то, что за три дня до этого разбила новую "Вольво". Эта посетительница бросает мне доверенность и говорит: "Я вам дарю эту машину!"

Назавтра я ей позвонил и сказал, чтобы она пришла и забрала машину. Мы все оформили, как надо. Машину передали. А за углом ее ждали сотрудники ГИДД. Ну, вот такая история в духе Кирпича из упомянутого вами фильма.

- На мой взгляд, с вашей стороны все в норме и морали, и закона.

- К тому же она оформляла документы и хотела, чтобы сын купил машину у наркомана, которая в свою очередь была куплена за наркотические деньги.

- Она и сейчас занимает ту же значительную должность?

-Да, конечно.

- Вы сказали, что обычно ваши клиенты - это молодые люди до тридцати лет. Они что, потом одумываются?

- Нет. Просто они до этого возраста не доживают - умирают от передозировки - в России в этом году умерло по этой причине 70 тысяч человек. Но это только официальные данные. Также умирают от болезней, погибают, садятся в тюрьму, деградируют, становятся теми же бомжами. На их смену приходят молодые...

- Как вы считаете - мы вот эту страшную беду сможем когда-нибудь победить?

-Только репрессивными методами здесь ситуацию не изменить. И власть, и вся общественность должна встать под знамена борьбы с наркоманией. Тогда победа будет за нами!

Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО.

О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:

Сергей Юрковский закончил Киевское Суворовское училище, потом Харьковское танковое училище, служил во внутренних войсках с 1985 по 1987 год, затем перешел в комитет госбезопасности, закончил высшие курсы контрразведки, работал в комитете до 2000 года. Потом - работа в налоговой полиции. Заочно закончил юридический факультет Ленинградского университета. С 2003 года работает в Управлении Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя