Северный комсомолец
18 января 2008 (2)
Андрей МУРАШОВ
Молочная кухня
В ближайшее время нас может ждать очередной виток цен на молочную продукцию
местного производства. Причина проста. По нашим данным, сельхозпроизводители
обратились к переработчикам с предложением - повысить закупочные цены на сырье.
Естественно, что в итоге это спровоцирует рост розничных цен. Но не будем
торопиться с обвинениями в адрес аграриев. Ситуация не так проста, как кажется
на первый взгляд.
Обеспечить своих граждан возможностью приобретать качественные и доступные по
цене "местные" продукты, при этом не ограничивать искусственно развитие как
сельхозпроизводителей, так и переработчиков - именно в этом сам смысл бюджетного
дотирования агропромышленного комплекса, не важно, какой страны. Таким путем
идут практически все промышленно развитые страны.
РАЗБИВАЯ ЦЕПЬ
Как показывает практика, особенно события осени, в нашем регионе механизм
дотирования никак на рост цен на продукты не влияет. Складывается ощущение, что
процессы протекают параллельно и абсолютно не связаны друг с другом, либо власть
не может или не хочет увязать их.
Напомним, что резкий рост цен на продовольствие начался осенью. Официальных
объяснений причин подорожания было высказано немало. Не место и не время в них
углубляться. Но вот заглянуть в события, предшествующие этим событиям, стоит.
Еще в августе 2007 года директор департамента АПК Валентин Гинтов настоятельно
рекомендовал переработчикам поднять закупочные цены на молоко. Цель, как
водится, благая - помочь производителям. Вот только забота выходит несколько
однобокая: за счет каких средств переработчики смогут это сделать, Гинтов не
объясняет. Но, учитывая огромный опыт работы Валентина Викторовича, вряд ли он
не понимает, к каким последствиям может привести реализация его идеи.
Справедливо ли оплачивать вполне законную заботу о местных товаропроизводителях
за счет переработчиков и, в конечном итоге, из кошельков потребителей? На наш
взгляд, такой подход - путь тупиковый, так как ведет к элементарному снижению
конкурентоспособности местной продукции на рынке.
Другой вопрос, что внимание областного департамента агропрома к производителям и
некое игнорирование проблем сектора переработки - тенденция давняя, явное
свидетельство отсутствия стратегического мышления как основного фактора при
принятии управленческих решений. Ведь производители и переработчики в агропроме
- звенья одной цепи, на которой и держится продовольственная безопасность
региона. Стоит ли рассказывать, что будет, если эти звенья разбить?
ИЗОБИЛИЕ В ЦИФРАХ
Достаточно беглого взгляда на многочисленные программные выступления и
торжественные отчеты Валентина Викторовича, чтобы понять - развитие производства
для его департамента является приоритетным. Производство мяса и удои, количество
яиц и вес выращенной картошки - это святое, этими цифрами Гинтов оперирует
охотно, с откровенным удовольствием. Именно к этому сектору и приковано внимание
департамента АПК.
Правда, даже если поверить в наметившийся на селе рост, возникает вполне
закономерный вопрос: как этот продукт "донести" до конечного потребителя,
рядового жителя области? Подобный вопрос возник еще года два назад, когда
Валентин Викторович в "апельсиновом зале" обладминистрации делился с
журналистами своими амбициозными планами - тогда начиналась подготовка
масштабной программы развития АПК региона, которая в конечном итоге "потянула"
на 24 миллиарда рублей. А внимание программы сосредоточено именно на развитии
сельхозтоваропроизводителей.
СТРАТЕГИЯ ДОТИРОВАНИЯ
- Я принципиально считаю, что государственный служащий должен быть заинтересован
в развитии переработки в регионе, - говорит гендиректор ОАО "Молоко" Владимир
Петров. - Даже с точки зрения налогов в переработке возникает наибольшая
добавленная стоимость. Однако есть целый набор фактов, которые свидетельствуют
об обратном - об ангажированности региональных чиновников. Называя вещи своими
именами, скажу, что нашему предприятию просто мешают нормально работать,
нормально платить налоги, расплачиваться с поставщиками, практически вынуждая
повышать отпускные цены на продукцию...
Чем вызвана столь жесткая реакция руководителя крупнейшего и старейшего в
регионе предприятия-переработчика? Попробуем разобраться.
Еще не так давно дотации облбюджета производителям молока состояли из двух
частей: собственно за производство, примерно полтора рубля за литр, и 50-70
копеек на литр в качестве компенсации транспортных расходов. Логика в таком
разделении была проста: основная масса продукции производится в южных районах
области, а перерабатывающие предприятия расположены на севере. Чтобы
стимулировать производителей на преодоление этих семи сотен километров, и была
введена "транспортная дотация".
Однако в 2005 году дотацию "переформатировали" - теперь она равна просто двум
рублям за килограмм, без всяких упоминаний о транспортной составляющей.
Фактически- же исчез стимул, который побуждал аграриев, скажем, Устьянского или
Вельского районов, сдавать сырье в Архангельск. Зачем? Вологда ближе.
Мина замедленного действия сработала этой осенью. Дефицит сырья в Европе вынудил
переработчиков федерального масштаба искать поставщиков в регионах. По подсчетам
того же Петрова, практически всю осень из области вывозилось 600-800 тонн
молока-сырья ежемесячно. При этом, как ни странно, департамент АПК ситуацию не
отследил. "Дотирование производителей из облбюджета продолжалось. На деле
получается, что чиновники не выполнили свою контролирующую функцию, - ведь по
закону они не должны были выплачивать дотации на вывоз молока-сырья из области.
Однако эти выплаты при попустительстве аграрных чиновников производились", -
отмечает Владимир Сергеевич. По факту за счет наших налогов оплачивалось
благополучие московских и питерских переработчиков.
Результатом стало снижение поставок сырья местным переработчикам. Дефицит сырья
привел к росту закупочных цен. Местные переработчики были вынуждены на это
пойти. Но конкурировать с монстрами федерального масштаба они не в силах. Итогом
стало вынужденное повышение отпускных цен на свою продукцию и снижение
рентабельности. Так, на Архангельском молкомбинате она упала в три раза по
сравнению с началом года!
Естественно, что рост цен на молоко - товар социально важный - вызвал негативную
реакцию у рядовых жителей области. Более того, косвенно это был и удар по имиджу
губернатора. В области хорошо помнят, какой пост занимал Николай Киселев,
прежде, чем возглавить регион.
- Конечно, проблема стоит весьма остро, - говорит депутат областного Собрания
Тамара Миронова. - Возможно, дело в том, что уже после повышения дотации начался
рост цен на горюче-смазочные материалы. И эти два рубля были просто съедены
инфляцией. В итоге производители еле-еле сводят концы с концами. Считаю, что к
вопросу дотаций мы еще вернемся. Возможно, что у бюджета появятся дополнительные
доходы. Думаю, в этом случае вопрос поддержки местных
сельхозтоваропроизводителей будет приоритетным, иначе люди нас просто не поймут.
И не только сельчане, но и горожане, которые вынуждены приобретать постоянно
дорожающие продукты.
ВЗГЛЯД ВПЕРЕД
Итак, что мы имеем? Подстегнутые ростом собственных доходов и предложениями
федеральных сетей, производители требуют и дальнейшего повышения закупочных цен.
Однако региональные переработчики не могут повышать их до бесконечности, если
хотят удержаться на тонкой грани между рентабельностью и конкурентоспособностью.
Конечно, самый простой выход - закупить где-нибудь за кордоном сухое молоко,
разбавить его водой и пустить в продажу получившуюся белую жидкость по низкой
цене под названием "напиток молочный". Вот только Владимир Петров такой подход
категорически отвергает: снижение качества, как он отмечает, приведет к
проигрышу в конкурентной борьбе. "Сейчас же люди знают, что под нашим брендом
они гарантированно получают свежую и качественную продукцию. И снижать эту
планку мы не намерены", - говорит он.
Впрочем, на наш журналистский взгляд, выходом из ситуации могло бы стать
изменение стратегии дотирования. Может быть, имеет смысл подумать о дотировании
именно переработчиков, чтобы позволить им, сохранив собственную рентабельность,
повысить закупочные цены на сырье.
- Это приемлемая схема, - говорит председатель Приморского районного Собрания
Михаил Очкусь, сам в недавнем прошлом руководитель аграрного предприятия. - Ведь
если переработчики будут все свои расходы вкладывать в себестоимость, то
розничная цена в конечном итоге окажется просто неподъемной для покупателей. О
какой здоровой нации в таком случае вести речь? Государственное регулирование
необходимо - оставлять все на откуп рынку было бы стратегически неправильно. Я
вам напомню, что в советские времена закупочная цена на молоко составляла 40
копеек, а розничная - 28. Разницу заводам компенсировало государство. И цена эта
годами не менялась!
Правда, у Владимира Петрова эта идея большого энтузиазма не вызывает: "Это
интересно, но я все же скажу "нет". Прежде всего, потому, что я патриот области
и думаю, что если на региональный бюджет еще и такую нагрузку возложить, то он
просто рухнет!"
Сам Петров уверен, что необходимо увеличить эффективность и прозрачность
использования уже выделенных средств. Кстати говоря, немалых - в этом году
департамент АПК получил 900 миллионов рублей, почти в два раза больше, чем в
прошлом. Вот только со степенью рациональности траты этих средств постоянно
возникают вопросы.
Возможно, что наше предложение покажется наивным. Но в любом случае необходимо
искать решение проблемы, а не загонять ее вглубь, не закрывать на нее глаза.
Можно сколь угодно долго и красиво жонглировать цифрами, но рост цен "камланием"
не остановить.
Очевидно, пришло время всем заинтересованным сторонам отбросить ненужные амбиции
и сесть за стол переговоров. Чтобы найти стратегическое решение вопроса.
Андрей МУРАШОВ
|