|
Северный комсомолец
10 октября 2008 (40)
Светлана ГАРИЛОВА
Сеня Малина носит бороду из волос белорусского буйвола
У единственного гримера областного драматического театра Тамары Захаровой
редкая специализация - постижер. А это значит, и руки редкие: она же парики,
и усы, и бороды, и даже ресницы для спектаклей руками делает. Гример-постижер
вообще профессия консервативная - всё по старинке, даже кудри актерам Тамара
Сергеевна завивает щипцами, которые греет на плитке.
Мы встретились с ней накануне открытия театрального сезона. Большой светлый
гримерный цех Тамары Сергеевны сейчас занимают рабочие, и мы говорили в
крошечной комнатке, в которой после ремонта оборудуют гримерку для двух-трех
человек. Один стул, раковина, коробки с париками, бородами, косами, и
строительная пыль повсюду как напоминание. Даже о тонкостях ремесла здесь
невозможно говорить так, чтоб не вспомнить о ремонте...
ИЗ ЗАЛА В ФИЛАРМОНИИ ВИДНО, ЧТО ЛЫСИНА - НЕНАСТОЯЩАЯ
Если мастер будет заниматься только париками, то на один будет уходить две-
три недели. Но Тамара Захарова, как я уже сказала, гример в театре
единственный. И парик она делает около месяца.
Вот показывает на пальцах: сначала - трес. Захватив прядку из пятнадцати-
двадцати волос, мастер пропускает ее между тремя натянутыми нитями и
затягивает узелок. На плетение одного сантиметра треса расходуется примерно
десять прядей. Трес пришивают на основу - натянутую на болванку ткань. На
театральный парик - пореже, но, бывает, что парик заказывает человек,
перенесший химиотерапию. Для такого парика трес делают потоньше, и нужно его
метров десять, а не шесть, как на театральный. Вот ведь, через руки постижера
и горе проходит, не только праздник...
Шьют парики из натуральных и искусственных волос, а еще - из буйволиных.
Буйвол - жесткий, кудрявый, бывает черный, белый и серый, его перед
использованием стирают с шампунем и, если нужно, красят обычной краской для
волос. Буйвола сейчас очень мало, а раньше его присылали из Белоруссии.
Натуральных волос тоже немного: женщины, говорит Тамара Сергеевна, носят
короткие стрижки, а если уж косу отрастят, то страшно берегут, не купишь. А
искусственный волос недолговечен, быстро скатывается - натуральный и
буйволиный же держатся долго, только секутся немного. Вот на стойке рыжий
парик и борода актера, который играет Сеню Малину на Маргаритинской ярмарке.
Они тоже из волос буйвола.
Чтобы причесывать и завивать парик, мастер использует болванку из мягкого
дерева, липы например. Мягкое нужно затем, чтобы прибить парик гвоздиками, а
то съезжает. И болванка у нее от гвоздиков вся пористая, как губка... Я
спросила Тамару Сергеевну - вот она всё про прически и завивки, а рассказала
бы, как мастерит лысины, проплешины.
- Этого мы сейчас не делаем, - улыбается. - Когда играли на "родной сцене",
да, делали. А в филармонии актеры находятся близко к зрителю, и там видно,
что лысина - искусственная...
УСЫ ШЕСТЬ ЧАСОВ ВАРЯТ В СОЛЯНОМ РАСТВОРЕ
У специалистов есть понятие - портретный грим. Это значит, что актера
гримируют под реального человека, а для постижера это значит еще и то, что
парик должен быть такого же размера, что и голова у прототипа, и волосы на
нем расти - точно так же. Эти парики у нас не делают, это работа постижеров
Мосфильма, Ленфильма и так далее. Но они у нас есть. Тамара Сергеевна
показывает парик Ленина. Это жесткая неопрятная лысина. Жесткость нужна на
тот случай, если размер головы у актера меньше размера парика. Тогда гример
подкладывает для объема вату. Парик и усы Сталина хранятся у Тамары Сергеевны
дома...
Усы и бороды - о-о-о, совершенно отдельный разговор! Это поэма. Для усов
волосы сначала тресуются, как и для парика. Потом эти волосы шесть часов
варят в крепком растворе соли. Если их не варить, они очень быстро потеряют
форму. И от стирки - тоже потеряют, поэтому их и не стирают, а очищают от
клея ацетоном или авиационным бензином. Потом завивают щипцами и смазывают
репейным маслом, чтобы блестели. Приклеивают усы актеру специальным клеем на
спирту. И отклеиваются они не только в комедиях: усатый актер очень рискует,
когда на сцене приходится есть... А бороду шьют на специальной болванке. На
болванку натягивают специальную театральную хлопчатобумажную сетку,
прикрепляют ее гвоздиками и тонким крючком вшивают волос. Сделали петельку,
продели волосок, подзатянули. Особое чудо чудное - накладные ресницы ручной
работы. На болванку-палочку натягивается нитка, на нее крючком навязываются
волосы, потом это все промазывается клеем.
- Глаза ведь "сажаете", - говорю.
- Не без того, - снова улыбается Тамара Сергеевна. - Раньше без очков
работала, сейчас, чувствую, нужны.
У СТАРИННЫХ ЩИПЦОВ ДЛЯ ЗАВИВКИ РУЧКИ НЕ НАГРЕВАЮТСЯ
Приходим с Тамарой Сергеевной к выводу, что гример - профессия
консервативная.
- Да, в основном работаем по старинке. Я даже щипцы для завивки использую
старинные, которые мне достались по наследству от предыдущего гримера.
Разогреваю их на плитке. Не только у нас, во многих театрах пользуются такими
щипцами. Старинное все - очень удобное. Даже плойка все равно так не
завивает, как щипцы.
Она открывает тяжелую коробку, которая глухо бряцает. Там как в чемодане
слесаря... Щипцы, чтобы делать на волосах волну, щипцы для бороды, тоненькие
щипцы для усов. Ручки у этих щипцов вообще не нагреваются, а если и
нагреются, то быстро остывают. Опытный гример определяет, готов ли
инструмент, поднося к щеке. А чтобы остудить, щипцы крутят в воздухе, держа
за одну ножку.
Какие-то новшества есть в гриме. Например, появился аквагрим. Его наносят на
смоченное водой лицо, он хорошо засыхает и смывается тоже водой. Но в нашем
драмтеатре гримом пользуются, в основном когда представляют сказки. А для
классики и современных постановок актрисы пользуются обычной декоративной
косметикой. Причем это не такой уж яркий макияж - "виновата" опять же
близкая, в буквальном смысле, к зрителю сцена. Делать сложный, возрастной
грим, когда актера старят, она не позволяет.
Я попросила сотворить что-нибудь такое со мной. Тамара Сергеевна покачала
головой: сейчас грим под рукой только старый, с ним ничего не получится. А
вообще, гримеру запрещено работать с человеком с улицы - бывает же, приходят,
просят изменить внешность, чтоб знакомых, например, разыграть. Раньше мастера
даже давали подписку, что работать с посторонними не будут...
"Я КАПРИЗНЫХ АКТЕРОВ НЕ ВСТРЕЧАЛА"
Самый неоднозначный вопрос - как рождается образ. Вроде бы все просто:
работают вместе гример, художник, актер. Художник дает гримеру эскизы, тот по
ним что-то творит. А как оно происходит в подробностях? А тут уже кухня,
тайна, штука неуловимая и для повествования затруднительная. Бывает, что
гример не видит актера в этом образе - спорит. Бывает, что актер себе что-то
другое представляет - спорит. Режиссер же видит грим и костюм в конечном
варианте. Остается всего ничего до премьеры.
есть антракт. Например, в "Белугине" Чуркину специально сделали первый акт
покороче, потому что он в антракте завивается.
Спрашиваю, что лежит в гримерке во время спектакля.
- Грим, вазелин, пудра, лак для усов, бигуди, расчески, фены...
- А обстановка какая? Нервничают актеры?
Смеется:
- У меня не нервничают!
Гример - еще и психолог. Гример и костюмер - они же к актеру ближе всех...
- Успокоить, поддержать нужно, где-то промолчать, - Тамара Сергеевна
задумывается. - Хотя я за все время своей работы капризных актеров не
встречала.
Время работы - это двадцать шесть лет, 31 декабря двадцать семь будет.
Училась Тамара Захарова на обычного парикмахера. Было шесть или восемь
ученических групп, а в театр пригласили ее. Пришла 31 декабря, так и
осталась.
| |