Пресса Архангельской области
 


Северный комсомолец
10 октября 2008 (40)
Светлана ГАРИЛОВА

Сеня Малина носит бороду из волос белорусского буйвола

У единственного гримера областного драматического театра Тамары Захаровой редкая специализация - постижер. А это значит, и руки редкие: она же парики, и усы, и бороды, и даже ресницы для спектаклей руками делает. Гример-постижер вообще профессия консервативная - всё по старинке, даже кудри актерам Тамара Сергеевна завивает щипцами, которые греет на плитке.

Мы встретились с ней накануне открытия театрального сезона. Большой светлый гримерный цех Тамары Сергеевны сейчас занимают рабочие, и мы говорили в крошечной комнатке, в которой после ремонта оборудуют гримерку для двух-трех человек. Один стул, раковина, коробки с париками, бородами, косами, и строительная пыль повсюду как напоминание. Даже о тонкостях ремесла здесь невозможно говорить так, чтоб не вспомнить о ремонте...

ИЗ ЗАЛА В ФИЛАРМОНИИ ВИДНО, ЧТО ЛЫСИНА - НЕНАСТОЯЩАЯ

Если мастер будет заниматься только париками, то на один будет уходить две- три недели. Но Тамара Захарова, как я уже сказала, гример в театре единственный. И парик она делает около месяца.

Вот показывает на пальцах: сначала - трес. Захватив прядку из пятнадцати- двадцати волос, мастер пропускает ее между тремя натянутыми нитями и затягивает узелок. На плетение одного сантиметра треса расходуется примерно десять прядей. Трес пришивают на основу - натянутую на болванку ткань. На театральный парик - пореже, но, бывает, что парик заказывает человек, перенесший химиотерапию. Для такого парика трес делают потоньше, и нужно его метров десять, а не шесть, как на театральный. Вот ведь, через руки постижера и горе проходит, не только праздник...

Шьют парики из натуральных и искусственных волос, а еще - из буйволиных. Буйвол - жесткий, кудрявый, бывает черный, белый и серый, его перед использованием стирают с шампунем и, если нужно, красят обычной краской для волос. Буйвола сейчас очень мало, а раньше его присылали из Белоруссии. Натуральных волос тоже немного: женщины, говорит Тамара Сергеевна, носят короткие стрижки, а если уж косу отрастят, то страшно берегут, не купишь. А искусственный волос недолговечен, быстро скатывается - натуральный и буйволиный же держатся долго, только секутся немного. Вот на стойке рыжий парик и борода актера, который играет Сеню Малину на Маргаритинской ярмарке. Они тоже из волос буйвола.

Чтобы причесывать и завивать парик, мастер использует болванку из мягкого дерева, липы например. Мягкое нужно затем, чтобы прибить парик гвоздиками, а то съезжает. И болванка у нее от гвоздиков вся пористая, как губка... Я спросила Тамару Сергеевну - вот она всё про прически и завивки, а рассказала бы, как мастерит лысины, проплешины.

- Этого мы сейчас не делаем, - улыбается. - Когда играли на "родной сцене", да, делали. А в филармонии актеры находятся близко к зрителю, и там видно, что лысина - искусственная...

УСЫ ШЕСТЬ ЧАСОВ ВАРЯТ В СОЛЯНОМ РАСТВОРЕ

У специалистов есть понятие - портретный грим. Это значит, что актера гримируют под реального человека, а для постижера это значит еще и то, что парик должен быть такого же размера, что и голова у прототипа, и волосы на нем расти - точно так же. Эти парики у нас не делают, это работа постижеров Мосфильма, Ленфильма и так далее. Но они у нас есть. Тамара Сергеевна показывает парик Ленина. Это жесткая неопрятная лысина. Жесткость нужна на тот случай, если размер головы у актера меньше размера парика. Тогда гример подкладывает для объема вату. Парик и усы Сталина хранятся у Тамары Сергеевны дома...

Усы и бороды - о-о-о, совершенно отдельный разговор! Это поэма. Для усов волосы сначала тресуются, как и для парика. Потом эти волосы шесть часов варят в крепком растворе соли. Если их не варить, они очень быстро потеряют форму. И от стирки - тоже потеряют, поэтому их и не стирают, а очищают от клея ацетоном или авиационным бензином. Потом завивают щипцами и смазывают репейным маслом, чтобы блестели. Приклеивают усы актеру специальным клеем на спирту. И отклеиваются они не только в комедиях: усатый актер очень рискует, когда на сцене приходится есть... А бороду шьют на специальной болванке. На болванку натягивают специальную театральную хлопчатобумажную сетку, прикрепляют ее гвоздиками и тонким крючком вшивают волос. Сделали петельку, продели волосок, подзатянули. Особое чудо чудное - накладные ресницы ручной работы. На болванку-палочку натягивается нитка, на нее крючком навязываются волосы, потом это все промазывается клеем.

- Глаза ведь "сажаете", - говорю.

- Не без того, - снова улыбается Тамара Сергеевна. - Раньше без очков работала, сейчас, чувствую, нужны.

У СТАРИННЫХ ЩИПЦОВ ДЛЯ ЗАВИВКИ РУЧКИ НЕ НАГРЕВАЮТСЯ

Приходим с Тамарой Сергеевной к выводу, что гример - профессия консервативная.

- Да, в основном работаем по старинке. Я даже щипцы для завивки использую старинные, которые мне достались по наследству от предыдущего гримера. Разогреваю их на плитке. Не только у нас, во многих театрах пользуются такими щипцами. Старинное все - очень удобное. Даже плойка все равно так не завивает, как щипцы.

Она открывает тяжелую коробку, которая глухо бряцает. Там как в чемодане слесаря... Щипцы, чтобы делать на волосах волну, щипцы для бороды, тоненькие щипцы для усов. Ручки у этих щипцов вообще не нагреваются, а если и нагреются, то быстро остывают. Опытный гример определяет, готов ли инструмент, поднося к щеке. А чтобы остудить, щипцы крутят в воздухе, держа за одну ножку.

Какие-то новшества есть в гриме. Например, появился аквагрим. Его наносят на смоченное водой лицо, он хорошо засыхает и смывается тоже водой. Но в нашем драмтеатре гримом пользуются, в основном когда представляют сказки. А для классики и современных постановок актрисы пользуются обычной декоративной косметикой. Причем это не такой уж яркий макияж - "виновата" опять же близкая, в буквальном смысле, к зрителю сцена. Делать сложный, возрастной грим, когда актера старят, она не позволяет.

Я попросила сотворить что-нибудь такое со мной. Тамара Сергеевна покачала головой: сейчас грим под рукой только старый, с ним ничего не получится. А вообще, гримеру запрещено работать с человеком с улицы - бывает же, приходят, просят изменить внешность, чтоб знакомых, например, разыграть. Раньше мастера даже давали подписку, что работать с посторонними не будут...

"Я КАПРИЗНЫХ АКТЕРОВ НЕ ВСТРЕЧАЛА"

Самый неоднозначный вопрос - как рождается образ. Вроде бы все просто: работают вместе гример, художник, актер. Художник дает гримеру эскизы, тот по ним что-то творит. А как оно происходит в подробностях? А тут уже кухня, тайна, штука неуловимая и для повествования затруднительная. Бывает, что гример не видит актера в этом образе - спорит. Бывает, что актер себе что-то другое представляет - спорит. Режиссер же видит грим и костюм в конечном варианте. Остается всего ничего до премьеры.

есть антракт. Например, в "Белугине" Чуркину специально сделали первый акт покороче, потому что он в антракте завивается.

Спрашиваю, что лежит в гримерке во время спектакля.

- Грим, вазелин, пудра, лак для усов, бигуди, расчески, фены...

- А обстановка какая? Нервничают актеры?

Смеется:

- У меня не нервничают!

Гример - еще и психолог. Гример и костюмер - они же к актеру ближе всех...

- Успокоить, поддержать нужно, где-то промолчать, - Тамара Сергеевна задумывается. - Хотя я за все время своей работы капризных актеров не встречала.

Время работы - это двадцать шесть лет, 31 декабря двадцать семь будет. Училась Тамара Захарова на обычного парикмахера. Было шесть или восемь ученических групп, а в театр пригласили ее. Пришла 31 декабря, так и осталась.



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя