Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
21 ноября 2008 (46)
Марья ЛОГИНОВА

Внешность модельная, здоровье как у космонавтов!

Многие к предполагаемому полету готовятся заранее, переживают и волнуются. А потом в салоне самолета видят симпатичных девушек, для которых это просто работа. Вот так летать каждый день. Видят их спокойными и улыбчивыми. Кстати, это успокаивает и расслабляет. И кажется, что работа эта совершенно не опасная, а легкая и приятная... Видимо, в этом и есть высший профессионализм - так себя вести и ощущать в небе.

А стать стюардессой может далеко не каждая девушка. И выдержать те физические и психологические нагрузки, которые требует профессия.

Несмотря на это сотни девушек и молодых людей грезят небом и мечтают стать бортпроводниками. Об особенностях этой необычной профессии рассказывает Наталья Сафонова, начальник службы бортпроводников ЗАО "Аэрофлот-Норд".

В МОДЕ СТРОЙНОСТЬ

Об очередном наборе бортпроводников можно узнать из объявлений. Задача комиссии на собеседовании - оценить внешний вид, физические данные и знание английского языка.

В моде стройность. Женщина должна быть ростом 165-180 сантиметров и весом 50-65 килограммов. Мужчина соответственно - 170-190 сантиметров и 70-80 килограммов. А вот красота - уже второй аспект. Главное всё же, чтобы бортпроводник мог четко выполнять свои обязанности и обеспечивать безопасность пассажиров.

Если человек успешно прошел собеседование, ему дают направление на ВЛЭК. Требования по здоровью серьезные - половина медкомиссию не проходят. Особое внимание уделяется зрению, сердечно-сосудистой и нервной системам. В норме должен быть и вестибулярный аппарат. Некоторых отсеивают по психологическому тесту.

- В общем, по внешности отбор - как в модели, по здоровью - как в космонавты, - улыбается Наталья Ивановна. - Из 800 человек, пришедших на собеседование, учатся лишь 240.

На тренажерах - полная имитация аварийных ситуаций.

Будущие бортпроводники изучают руководящие документы, правила перевозки багажа, почты, правила доставки и организации питания на борту, правила обслуживания пассажиров. Преподается медицина, человеческий фактор, бортовые аварийно-спасательные процедуры, предотвращение авиапроисшествий и многое другое.

После почти трех месяцев теории - десятидневная практика на тренажерах. Тренажер - это часть самолета, фюзеляж. Создается полная имитация полета и аварийных ситуаций: появляется дым, тряска-болтанка (тренажер стоит на шарнирах), имитация разгерметизации. Подготовку на тренажерах по российской авиатехнике проходят в Москве, а по боингам в Германии.

- Но конец учебы еще ни о чем не говорит. Часто у начинающих работников появляется дополнительное голово-кружение, идет осложнение на уши или на ноги, появляются проблемы, - уточняет Наталья Ивановна. - Буквально на прошлой неделе у нас уволились несколько девочек - не могут летать. На боингах нагрузка на организм сильнее, чем на "тушках".

Кстати, в ближайшее время "Аэрофлот-Норд" планирует приобрести девять боингов, четыре из них - уже до Нового года. Так что сейчас в авиакомпании перспективная нехватка бортпроводников. Если на Ту-154 в бригаде их трое, то на боинге - четверо.

ЕСЛИ КОЛЬЦО, ТО ОБРУЧАЛЬНОЕ

Бортпроводник считается лицом компании, поэтому за внешним видом приходится следить очень тщательно.

Женщинам выдаются голубые блузки, сине-оранжевые шарфики и платочки, юбки, пиджаки, брюки, фартуки, непромокаемые плащи, пальто, зимние шарфы и даже шапки-боярки. Мужчинам - брюки, пиджаки, сорочки, галстуки, фуражки, зимние шапки из натуральной овчины, шарфы, утепленные куртки "Аляска". Нельзя сочетать форменную и по-вседневную одежду и носить форму в нерабочее время.

Женщины должны быть с чистыми убранными волосами, без бантов и блестящих украшений. Можно носить часы, браслет, два кольца и цепочку. Никаких ярко-красных помад и длинных ногтей.

Мужчины должны бриться перед работой, лак, даже бесцветный, строго запрещен. Кольцо - только обручальное, часы - классические.

Пирсинг и татуировки запрещены как мужчинам, так и женщинам, солнечные очки - только вне самолета.

НОС ХОЛОДНЫЙ, РУКИ ЛЕДЯНЫЕ

Предполетная подготовка начинается минимум за час до полета.

- Приходится порой долго простоять на улице, разбираться с багажом. Приходишь в самолет - нос холодный, руки ледяные, а уже пора встречать пассажиров и улыбаться. До этого нужно всё проверить - пожарное, кислородное оборудование, сигнализацию, не сломаны ли спинки кресел, все ли привязные ремни на месте, в каждом ли кармашке лежит инструкция по безопасности...

У каждого из бригады - свои обязанности. Старший бортпроводник, например, встречает пассажиров, проводит предполетный и послеполетный брифинг, объясняет особенности маршрута, говорит, есть ли на борту вип-персоны. Обязанностей выше крыши, но и оклад выше.

О том, чтобы поспать, и речи нет. Лишь иногда, во время долгих полетов, когда пассажиров меньше, чем пассажирских кресел, выдается минут 10-15, чтобы одному из бригады вздремнуть. Кресла самих бортпроводников - специальные, убирающиеся.

Иногда неделями приходится работать в командировках. В Москве, в аэропорту Шереметьево, откуда выполняется большая часть полетов "Аэрофлот-Норда", есть специальный центр, где можно отдохнуть между рейсами. Там, где таких центров нет, приходится жить в гостиницах.

- Есть у нас люди, работают по двадцать лет и не собираются никуда уходить. Например, мама - бортпроводница, и дочка пошла по ее стопам. Или чета Петровых - бортинженер Ту-134 и бортпроводница. Правда, у их дочки на жизнь несколько другие планы - говорит, в авиацию не пойдет, - улыбается Наталья Ивановна.

"ТРИ БОГАТЫРЯ НАС СЕГОДНЯ ОБСЛУЖИВАЛИ!"

- Еще с советских времен сложился стереотип, что бортпроводник - женская профессия, - считает Руслан Ярмоша, заместитель начальника службы бортпроводников.

Сейчас в штате "Аэрофлот-Норда" 294 бортпроводника, из них около сорока - юноши. Тем, кто отлынивает от армии, стать бортпроводником вряд ли удастся. Данные о поступивших на учебу сразу же подаются в военкомат. А тот, кто не служил по медицинским показаниям, вряд ли пройдет и ВЛЭК.

- В Европе принято, чтобы в бригаде обязательно был мужчина, - продолжает Руслан. - Мужская сила требуется на борту постоянно. У нас же зачастую всё приходится делать женщинам.

Кстати, редко, но бывают ситуации, когда в бригаде одни мужчины. Наталья Ивановна и Руслан Анатольевич вспоминают недавний случай, когда в бригаде оказались трое мужчин (все как на подбор крупные красавцы) и одна девушка. Девушка работала на кухне, и пассажиры ее не видели. "Надо же, какие три богатыря нас сегодня обслуживали!" - удивлялись и радовались пассажиры, выходя из самолета.

А ЗАРПЛАТА - СОВСЕМ НЕ ЗАОБЛАЧНАЯ!

Рабочее время бортпроводников - 12 часов в сутки (до 80 часов в месяц). Если рейс ночной, то после него должно предоставляться не менее 24 часов отдыха. Рабочая неделя - 6 дней, после чего дается два дня выходных. Отпуск - 56 дней в году.

Зарплата отнюдь не заоблачная. Начинающий работник может рассчитывать примерно на 10 тысяч рублей в месяц, более опытные получают около 15 тысяч. На пенсию мужчины выходят в 50 лет, женщины - в 45 лет (на Севере - в 45 и 40 лет).

Бортпроводники "Аэрофлот-Норда" летают в Москву, Новосибирск, Екатеринбург, Пермь, Самару, Челябинск, Анапу, Сочи, Калининград, Симферополь, Тромсё... Есть и чартерные направления - Египет, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Канарские острова, Испания...

За время работы Наталья Сафонова и Руслан Ярмоша не побывали, пожалуй, только в Америке да Австралии. И посмотреть мир, как уверяют они, им удалось не только из иллюминатора самолета.

Марья ЛОГИНОВА



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя