Северный комсомолец
21 ноября 2008 (46)
Марья ЛОГИНОВА
От четвергового смеха к воскресному сюрреализму
Это было не обычное кино. Во-первых, потому что немое, во-вторых, потому что
названное кинокритиками шедевральным. А еще потому что один человек посмел взять
на себя функцию посредника между замыслом режиссера и нами, зрителями. 13, 15 и
16 ноября композитор и музыкант Арсений Трофим представил архангелогородцам свой
проект "Современный тапёрский кинозал".
Три дня были абсолютно разными. В четверг в здании молодежного театра зрители
увидели комедию "Малыш", ставшую первым и лучшим полнометражным фильмом Чарли
Чаплина - режиссера. Многие считают, что именно "комедийный день" и стал лучшим
из трех гастрольных.
В субботу Арсений (кстати, сейчас он учится в Санкт-Петербурге на звукорежиссера
художественного кино) в рамках киноклуба "Синематика" в музее Степана Писахова
представил, пожалуй, самый известный немецкий фильм периода немого кино -
футуристический "Метрополис" Фрица Ланга. Он признан ЮНЕСКО достоянием
человечества и заложил основу множеству направлений современного кинематографа.
Чувства после просмотра - радость оттого, что наконец-то посмотрела этот
легендарный фильм, и благодарность тому, кто его привез.
Ну а в воскресенье зрители вглядывались в разворачивающийся на экране
сюрреализм. Знаменитая 17-минутная сюрреалистическая кинофантазия Луиса Буньюэля
и Сальвадора Дали под названием "Андалузский пес" заставила зрителей ахать от
кадров о смеси эротического влечения с разложением и смертью.
14-минутный "Антракт" Рене Клера, где сюжет и вовсе отсутствует, воспринимался
чужим сном с необъяснимыми ассоциациями. А короткометражки Ханса Рихтера,
создателя абстрактного кино, заставили зрителей искать смысл в кинокомпозициях,
состоящих из меняющихся линий и геометрических фигур. Такого сюрреализма
(разворачивавшегося, кстати, в стенах арктического музея имени Борисова) не
выдержал даже кинопроектор, который перегрелся и попросил пятиминутный отдых.
Арсений не просто показал нам хорошие фильмы - он стал посредником, озвучив
немое кино своей музыкой. Импрессионизм, экспрессионизм, минимализм, авангард,
киномузыка, интеллектуальная электронная музыка, академическая музыка - далеко
не все разбираются в этих направлениях, но все чувствуют те эмоции, что хочет
передать музыкант.
- Мы делаем киноконцерты, проводим параллели между веками. Мы показываем всеми
признанные шедевры немого кино, которые никогда не постареют, - рассказывает
Арсений. - Проект пошел не от кино, а от углубления в создание образов и
разговоров на языке музыки. Я пытаюсь всё более углубляться в изучение
музыкального языка, и немое кино - поле для экспериментов.
Всё внимание - на киноэкран, и лишь изредка взгляд падает на музыканта-тапёра,
незаметного сидящего в полумраке сбоку. И становится видно (или слышно?), как
фильм наполняется смыслом в реальном времени.
- Когда создавалось немое кино, не была развита академическая музыка, не хватало
экспрессионизма, авангарда - всё это только зарождалось. А электронной музыки
вообще не было! Сейчас мы понимаем, что музыке в то время не хватало красок,
хотя люди еще и не знали об этом. И когда мы по-новому осмысляем кино, оно
становится новым для многих.
Начав свои гастроли в Архангельске с четвергового смеха, Арсений закончил
воскресным сюрреализмом. Впрочем, это еще не конец - в феврале он пообещал
вернуться и порадовать любителей кино очередными киношедеврами в собственной
интерпретации.
Марья ЛОГИНОВА
|