|
Северный комсомолец
12 декабря 2008 (49)
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.
Архангельские художники возрождают вологодские деревни
На III съезде Ассоциации "Совет муниципальных образований области" губернатор
Архангельской области Илья Михальчук совершенно справедливо заявил, что управленцы
должны ходить по земле, а не сидеть в кабинетах, и что хороших специалистов надо
искать настойчивее. И его пожелания уже даже выполняются... Правда, в соседней
области. Об этом выставка рассказывает, что в музее ИЗО в среду открылась.
"Гончарный круг" называется.
ЗДЕСЬ ВЛАСТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННЕЕ И ПОМОГАТЬ РВЕТСЯ
На Вологодской земле, в восьми километрах от Ферапонтова монастыря, в 90-е годы
прошлого столетия художники облюбовали умирающие деревеньки. И всё вокруг начало
оживать. Художники настоящими мастерами-прикладниками оказались. К ним потянулись
местные на мастер-классы. Освоили дело в меру своих способностей, и закипела
работа. А мастера те оказались гончарами.
И теперь вся ферапонтовская округа крутит гончарный круг, создавая такие чудеса,
что предки позавидовали бы. Такая красота, что туристы и любители керамики рвутся
в эту глушь по полному бездорожью. И не только для того, чтобы купить. Чтобы
приобщиться к тайне создания, на процесс посмотреть. Так и заработок у людей
появился, и слава хорошая у деревень.
А власти вологодские никогда никакого намека на развитие области и дохода
дополнительного в бюджет не упускали. Увидев чудо самовозрождения, помогать
решили, понимая и держа в уме туристическое и сувенирное направления, развитие
народных промыслов. Ведь из малого большое-то складывается. А потому скоро во все
эти самостийные народные центры дороги отсыплют. Чтобы легче туристам добираться
было. И землю художникам дадут.
Получается правильный и крепкий турпродукт. Монастыри знаменитейшие:
Ферапонтовский с Кирилло-Белозерским плюс гончарные поселения. Вот вам и фактор
развития малых территорий. А еще художники музей под открытым небом решили там
открыть. Причем наши художники, чета Григорьевых. И концепцию развития этих
территорий Алексей Григорьев написал. Почему не у нас и не нам? На этот вопрос
Алексей отвечает поначалу уклончиво... Мол, ездим туда давно... живем. Но потом, видя
недоумение, высказывается резче. Власть там, говорит, заинтересованнее, помогать
рвется, инициативу одобряет. И тут же взахлеб рассказывает, что, покопавшись в
истории, нашел там старинный волок, на месте которого потом возникло некое
гидротехническое сооружение, тоже старинное. В тех местах, оказалось, гармони
делали целыми деревнями. И ссылали сюда государи в давние времена жен бывших
сподвижников, ставших неугодными.
В голове возникает мысль, что у нас-то ведь тоже, если копнуть, у каждого
заброшенного дома можно такую историю откопать. Но Алексею об этом говорить уже
бесполезно. Он нашел те места и ту власть, которая повернулась к нему лицом, а не
отмахнулась, как от мухи назойливой. Там ему и творить. А нам у себя со своей
властью строить. И хотелось бы, чтобы лучше, чем у соседей.
Ничего не сказала про выставку. Но это ведь видеть надо. Керамика хороша. И такая
разная. От милых фигурок животных и птиц до художественных ваз, кувшинов,
художественных изразцов.
Во всем вкус и мера, дизайн и классика. Вместе с профессиональными художниками
выставляются их ученики. Один из дальнобойщиков переквалифицировался, другой из
офицеров спецназа. Многое раскупили еще до открытия выставки, как только в зал
привезли, и у мастеров, и у подмастерьев.
Всего девять художников показывают свои работы. Четверо из них наши. Григорьевы
выступили с графикой. Сергей Шеметов с берестяными чудесами. Алексей Огородник с
уникальным плетением из корня сосны. Таких мастеров по России мало сыщется.
Алексей в школе Бурчевского преподает. И с Бурчевским у вологодских художников уже
договоренность есть, будут там лагерь для наших юных мастеров устраивать.
Есть над чем нам задуматься. Специалисты утверждают, что искусство на
вологодчине повыродилось. А у нас никуда не ушло. Живет в народе. Оно, конечно,
способно многих подпитать. Но как бы всё не вывезли. Вот Путину не понравилась
резиденция Деда Мороза в Устюге, вернее, ее оформление. Скривился, говорят. И то
верно - кич. Вот наши бы сделали в лучшем виде. И власти вологодские всё это
понимают. Потому что ситуацию во вверенном себе пространстве изучают, анализируют
и пути ищут. Вот и на выставку своих и наших художников приехали. Интересно, наши
чиновники в Вологду на открытие выставки пяти косторезов отправились бы?
| |