Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
5 декабря 2008 (48)
Светлана ЛОЙЧЕНКО

"Не установленных следствием лиц" можно отыскать в Интернете...

Конечно, следствие - дело сложное. И, если оно могло лишь установить, что Владимир Гудовичев проводил незаконные сделки и деньги передавал "неустановленным лицам", значит, поверим, что не было у него возможностей их установить. В ответе, полученном нами из ФСБ, всё же говорится, что лица установленные, но они что-то вроде личных друзей Гудовичева. Тоже не спорим. Не исключено, что к таковым относился бывший губернатор Николай Киселев.

Разумеется, у нас возможности совсем скромные. Но есть вопросы, на которые хотелось бы получить ответ. А при желании можно найти и источники. Это, например, доступный всем Интернет. Письма Владимира Гудвичева, которые пришли в адрес редакции из СИЗО. А почему это не источник? Разве Гудовичев поражен в правах? Всё же у нас пока нет статьи "Без права переписки".

И еще есть требования статьи 19 Конституции о равенстве всех перед законом и судом...

ПОЧЕМУ ОБЛАСТЬ НЕ ОТСТАИВАЛА СВОЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНТЕРЕС?

Это первый и самый важный вопрос.

Напомним, истцами выступили Юрий Шевелев и Юрий Заерко. Владимиру Гудовичеву было предъявлено обвинение в нанесении ущерба Севергазу в период за 2002-2004 годы. Тогда учредителями предприятия и соответственно собственниками являлись следующие: 50 процентов акций принадлежало АКБ "Промышленно-торговый банк", 5 процентов принадлежало ЗАО "Инвестгаз" и 45 процентов администрации Архангельской области.

Значит, ущерб причинен трем юридическим лицам с учетом их доли в уставном капитале на тот момент. Ущерб области получается порядка 37 миллионов рублей. Это 45 процентов от 83 миллионов. И очень странно, что в суде не было представителя комитета по управлению государственным имуществом администрации области.

А Заерко и Шевелев представляли только пять процентов тогдашних владельцев Севергаза. Но только их интерес защищал суд. И 83 миллиона будут выплачены уже нынешним владельцам Севергаза. А область, которая на момент совершения преступлений имела почти половину акций, не получит ничего... Ее интерес вообще не учитывался.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Может быть, что-то станет яснее, если заглянем в историю. Она поучительна еще и потому, что снова стали звучать слова "взаимозачет", "бартер",

А это оказывается такой Клондайк! И для предприимчивого человека кризис - простор для бурной деятельности.

Предприимчивых в стране много. В результате "зачетной" экономики государство лишилось 36 миллиардов рублей... почему в конце 90-х в ряде областей и состоялись проверки, организованные Генпрокуратурой.

Юрий Викторович Заерко в тот период входил в состав следственно-оперативной группы Генеральной прокуратуры РФ, работой которой руководил старший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры, старший советник юстиции Сергей Гребенщиков.

ЧЕМ ЗАНИМАЛАСЬ ЭТА ГРУППА?

Началось всё с того, что в отношении заместителя министра финансов РФ Петрова было возбуждено уголовное дело. Его задержали сотрудники департамента экономической контрразведки ФСБ России по подозрению в получении взятки в один миллион долларов. След-ственно-оперативная группа проверяла законность и обоснованность проведения денежных зачетов и расчетов в особом порядке.

Среди получателей средств федерального бюджета проходили администрации Ростовской, Тульской, Калининградской, Камчатской, Архангельской областей.

Архангельскую область закрепляют за следователем Юрием Заерко...

Область в тот период принимала участие в федеральных зачетах на суммы: 31 миллион, 46 миллионов, 78 миллионов, 100 миллионов, 122 миллиона и 145 миллионов рублей.

Вот что, к примеру, показала проверка федерального зачета на сумму 145,8 миллиона рублей (25 миллионов долларов США).

Федеральный зачет с участием администрации Архангельской области как получателя средств федерального бюджета и ОАО "Славнефть - Мегионнефтегаз" проводился при отсутствии фактической кредиторской задолженности администрации области перед предприятием-недоимщиком, а также договорных отношений или взаимных долговых обязательств между ними.

Позже во взаимоотношения между участниками зачета незаконно и вопреки условиям проведения расчетов был введен оператор - ЗАО "Интероушен Петролеум Холдинг", который после образовавшейся при проведении федерального зачета задолженности в качестве гарантии исполнения зачета и поставки мазута передает администрации области 6 векселей ЗАО "Рустехмонтаж" на сумму 145, 8 миллиона рублей.

А меж тем проверкой, проведенной по заданию Генпрокуратуры РФ в Государственной налоговой инспекции 20 города Москвы, установлено, что ЗАО "Рустехмонтаж" предоставил единственный баланс по состоянию на 1 апреля 1997 года, заявив об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, и, естественно, никаких векселей выпустить не мог.

Представьте - вам дают беспроцентный кредит почти на два года в 25 миллионов долларов, а вы взамен - фантики фирмы "Рога и копыта". Возможна ли такая схема в правовом государстве? При том что за свои услуги фирма-оператор по условиям соглашения должна получить еще и свой бонус - более 10 миллионов рублей!

Одновременно предприятие-недоимщик ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" след-ственно-оперативной группе предоставило акт сверки, по которому предназначавшийся для Архангельской области мазут и направленный на погашение образовавшейся перед областью задолженности по указанию ЗАО "Интероушен Петролеум Холдинг" отправлен на станции Мозырь (Белоруссия) и Одесса (Украина) для последующего направления за границу.

Можно только предположить, какая "моржа" была получена в результате такой операции. Это было в зиму 1997-1998 годов, когда бочки с мазутом, прибывавшие на Архангельскую ТЭЦ, считали как буханки хлеба в осажденном Ленинграде, а температура в жилых помещениях снизилась до 8-10 градусов.

Тогда одним из самых крупных поставщиков мазута для Новодвинской ТЭЦ было уже упомянутое ЗАО "Интероушен Петролеум Холдинг".

И вот тогда происходит еще важное знакомство - члена следственно-оперативной группы Юрия Заерко с финансовым гением группы компаний "Архбум" - Юрием Шевелевым.

СЛЕДОВАТЕЛЬ ГЕНПРОКУРА-ТУРЫ СТАЛ ЮРИСТОМ СКРОМНОЙ КОМПАНИИ

В ходе проверки членами следственно-оперативной группы устанавливается, что Севергаз также принимал участие в федеральных зачетах с предприятием-недоимщиком - "Мострансгаз" РАО Газпром - на сумму 46 миллионов 800 тысяч рублей. След-ственно-оперативной группой было установлено, что проведенный зачет прошел с дисконтом более 50 процентов, которые ушли в пользу фирм-однодневок. Были и другие интересные, как обозначил сам Владимир Гудовичев, "не совсем обычные финансовые маневры". Были и миллионные задолженности перед бюджетом области.

И какое же решение принимает в данной ситуации член следственно-оперативной группы Юрий Заерко? Он, житель Москвы, резко меняет свою престижную работу следователя Генпрокуратуры на работу юриста в компании, которая влачит в 2001 году жалкое существование.

Говорят, что в это время Юрий Заерко приобретает пакет акций в Каменской бумажно-картонной фабрике (это Тверская область), которыми якобы раньше владел Владимир Гудовичев.

В Интернете мы нашли в составе совета директоров Юрия Владимировича Заерко, который родился в 1966 году, образование высшее юридическое. Место работы - адвокатская Палата города Москвы. Должность - адвокат. Помечено, что акциями не владеет. Но, возможно, Владимир Викторович Гудовичев нам потом разъяснит эту ситуацию...

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

А потом появился человек из органов. Да из такой структуры, которую назвать боязно. Будем называть его, от греха подальше, "человеком в погонах". Хотя о нем не раз упоминалось в прессе, его имя можно найти в том же Интернете, например, в заявлении предпринимателя Олега Галактионова в Генеральную прокуратуру.

В 2005 году Юрий Шевелев становится заместителем губернатора Николая Киселева. Кажется, он, отвечающий за областные финансы, должен бы инициировать проверку предприятия, где почти 45 процентов уставного капитала принадлежит области. Но этого не происходит.

Но эта мысль приходит в голову другому заму Киселева. И к нему сразу являются два человека. Один представился сотрудником спецслужб, а другой юристом. И доходчиво объяснили, почему тему Севергаза лучше не трогать.

В этом же году в аэропорту Архангельска задерживается с крупной суммой - 300 тысяч долларов - человек, представившийся работником Севергаза по правовым вопросам. Кому он их вез, остается пока загадкой.

В декабре 2006 года этот же юрист и человек в погонах беседуют с руководителем генерального подрядчика Севергаза - ОАО "Щекингазстрой" - Сагитовым, после чего он взял в качестве оплаты за выполненные работы вексель фирмы "Пересвет", которая прекратила свое существование, на сумму 18 миллионов рублей. Если бы следствие поговорило с этим человеком, наверное, узнало бы много интересного.

В декабре 2006 года Севергаз берет кредит в ВТБ-24 на сумму 120 миллионов рублей под гарантию областного бюджета. По странному стечению обстоятельств в этом же банке и в это же время оформляется сделка по приобретению картонной фабрики "Коммунар".

В Интернете нетрудно найти сведения, что покупателем 83 процентов акций ОАО "БФ "Коммунар" в 2006 году стала компания ООО "ХимТехноСервис-Талойл" (Новодвинск, Архангельская область). А среди членов директоров значится Татьяна Шевелева - заместитель директора по экономике и финансам ООО "ХимТехноСервис-Талойл". Кстати, среди членов совета директоров мы нашли и Игоря Дикунца, первого заместителя генерального директора ОАО "БФ "Коммунар". Это бывший начальник топливного отдела Архбума...

В одном из интервью он заявил, что в модернизацию фабрики будет вложено 8 миллионов долларов. По нашим сведениям, за такую сумму она была и куплена.

ВСЁ ЗА ОДИН ДЕНЬ!

И вот под конец 2006 года, когда становится окончательно ясно, что Газпром выкупит долю области в строящемся газопроводе, юрист Заерко начинает движения по приобретению контроля над предприятием, о чем в своих письмах пишет Гудовичев.

Но здесь может как раз и помешать сам Гудовичев. Ведь он набирал коллектив, у него большие связи в Москве. Если его задержат, выгодно всем, а человеку в погонах, отвечавшему за борьбу с коррупцией, еще и награда будет. Стояла еще одна цель - запугать вконец уже и так запуганного после "видео" предыдущего губернатора.

11 мая 2007 года действующий на тот период генеральный директор Севергаза жительница Москвы Королева обращается в Архангельске в спецслужбу, где служит тот самый человек в погонах, для возбуждения уголовного дела в отношении Гудовичева. И ее бы интересно было послушать в суде!

В этот же день Королева выводится из состава членов директоров, и контроль над предприятием полностью переходит к Заерко. Ей же 11 мая за исходящим С/779 дается ответ как генеральному директору ОАО "Севергаз", что ее заявление от 11 мая в отношении бывшего генерального директора ОАО "Севергаз" передано в следственное отделение. Всё за один день! Гудовичева арестовали в Москве и переправили в Архангельск.

В Уголовно-процессуальном кодексе России есть статья 152. Она дает исчерпывающие ответы о месте проведения предварительного следствия. Статья объемная, цитировать не будем. Но исходя из нее однозначно получается, что следствие должно было проходить в Москве. И не иначе.

Требования статьи были нарушены. Стоит ли удивляться, что за срок, превышающий больше года, органы предварительного следствия так и не установили весь механизм присвоения денежных средств. Да и как можно было установить, если фирмы-однодневки зарегистрированы в Москве, банки, где открыты счета этих фирм и самого Севергаза, находятся в Москве, офис Севергаза откуда осуществлялись платежи расположен по адресу: Москва, ЦАО, улица Петровка, дом 30/7; да и сам Гудовичев проживал в городе Москве.

КОЗЛОВ, ФРЕНКЕЛЬ, ГРЕБЕНЩИКОВ, ЗАЕРКО

В материалах уголовного дела упоминается много фирм-однодневок, это - ООО "Реал Инвест ХХ век", ООО "Финтек", ООО "Брасман", ООО "Научно-производственное объединение "КВТ-Строй", ООО "М-Гранд". Примечательно, что они получили деньги от Севергаза на свои расчетные счета, открытые в ОАО "ВИП-Банк".

"ВИП-Банк" сейчас на слуху, так как руководил им Алексей Френкель, привлеченный недавно к уголовной ответственности за участие в организации убийства зам-центробанка Андрея Козлова. А защиту Френкеля в суде ведет бывший старший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры РФ Сергей Гребенщиков, тот самый, который возглавлял ту самую группу, которая расследовала "зачетные" дела. Он же друг Юрия Заерко.

Так кто же проводил эти схемы через банк? И, если он был "отмывочным", правоохранительным органам не трудно было бы установить людей, причастных к деятельности этих фирм, если бы следствие, разумеется, велось в Москве, как того требует закон.

ГУДОВИЧЕВ УШЕЛ, А СХЕМЫ ОСТАЛИСЬ...

Главный бухгалтер предприятия Маковенко ведь тоже должна была видеть, что творится с процессом получения кредитов и то, как они направлялись на счета фирм-однодневок. Ее тоже было бы интересно послушать в суде...

О том, что на предприятии творился бардак в бухгалтерском учете не только в рассматриваемый уголовным делом период, говорится в акте налоговой инспекции, проводившей проверку в Севергазе за 2004-2007 годы.

Оказалось, что там применяются точно такие схемы, как применялись и в период, который рассматривался в уголовном деле! Уже после того, как Гудовичев ушел из Севергаза. Это те предприятия-однодневки, о которых налоговой инспекции рассказала и выдала имеющиеся печати в мае 2008 года Марина Дуванова, офис-менеджер ОАО "Севергаз". И была за это избита прямо в представительстве юристом.

Налоговой инспекцией как раз проверялся период, когда у руководства предприятия находилась Королева. Какую она преследовала цель, когда писала заявление о "шалостях" с ценными бумагами в 2002-2004 годах, если дальше схема действий была такая же?

И не предприятия ли, подконтрольные жене Заерко, в это время становятся обладателем торгового центра в поселке Перхушково Московской области стоимостью 21 миллион рублей, а также загородного дома и квартиры в Москве?

В акте налоговой инспекции говорится, что документы, предоставленные ОАО "Севергаз" (договоры поставки) от поставщиков (фирм-однодневок), оформлены с нарушением требований статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", содержат недостоверные требования и не подтверждают реальность совершенных хозяйственных операций. А кто в Севергазе осуществлял правовое обеспечение деятельности предприятия? Разве не юрист Заерко?

И ЕЩЕ НЕМНОГО ОБ "НЕОПОЗНАННЫХ" ЛИЦАХ...

Но почему неопознанных? На протяжении 2002-2004 годов Гудовичев брал кредиты в АКБ "Промышленно-торговый банк", в котором был открыт расчетный счет предприятия и который являлся учредителем ОАО "Севергаз". Каждый раз после открытия кредитной линии денежные средства в большинстве случаев поступали на счета фирм-однодневок, счета которых были открыты в этом же банке. Например, 11 марта 2002 года с расчетного счета Севергаза, открытого в АКБ "Промышленно-торговый банк", были перечислены 12 миллионов 200 тысяч рублей на расчетный счет фирмы-однодневки ООО "Комтех-Реал", открытый в этом же банке. 31 декабря 2003 года с расчетного счета фирмы-однодневки ООО "Стэп-проджект", открытого в том же банке, где Севергазом постоянно брались кредиты, поступают денежные сред-ства в размере 10 миллионов 215 тысяч рублей на счет Севергаза. И так далее...

Следствие и суд могли бы задать вопросы начальнику кредитного отдела АКБ "Промышленно-торговый банк". В частности, как осуществлялся контроль за целевым использованием полученных в банке кредитов, на каком основании увеличивалась кредитная линия для предприятия, если это, конечно, не соучастие в присвоении денежных средств. Всё это можно было сделать расследуя дело в Москве.

А граждане Максумов, Соболев и Алтухов не работники ли Промышленно-торгового банка? Не являются ли его руководителями и не им ли приобретались земельные участки в деревнях Лапино и Синьково Московской области? Ведь только на одного из них, господина Соболева, в деревне Лапино приобретено 11 земельных участков!

А господин Купленской приобрел пять участков земли в деревне Борзые Истринского района Московской области, где были построены коттеджи.

В обвинительном заключении сказано, что 28 июля 2006 года Гудовичев организует перечисление денежных средств со счета ООО "Премьер" на счет Севергаза - 3 миллиона 116 тысяч рублей. Но в это время он уже был заместителем губернатора! И отношений к Севергазу иметь по закону не мог. Значит, здесь уже какая-то другая статья!

Возбуждение этого дела и его расследование напоминает ситуацию конца 90-х, когда началось рейдерское движение по поглощению предприятий. Лишь после того, как несколько судей были привлечены к уголовной ответ-ственности за коррупционные проявления, данный процесс прекратился...

Но вроде бы сейчас другие времена...

Подготовила Светлана ЛОЙЧЕНКО



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя