Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
23 января 2009 (2)
Светлана ГАВРИЛОВА

Паровозы еще подымят...

Паровозами на политическом жаргоне называют лидеров предвыборных партийных списков. Эта технология, уже традиционная, как елка на Новый год. Главная интрига всех выборов в федеральную и региональные думы - кто войдет в первую "тройку" предвыборного списка, кто за счет своих сил и ресурсов потащит весь партийный состав, при том что сами паровозы потом, как правило, "на дальней станции сойдут"...

В прошлом номере мы рассказывали уже о кандидатах в областное Собрание депутатов, среди которых есть губернатор, сенаторы, депутаты Госдумы... 99,9 процента - вытащив на своем авторитете партию, они сами от депутатского мандата откажутся. В этом есть сильная эмоция - безоглядная ответственность за тех, кто за тобой, - и есть неизбежное лукавство... Неправдушность, как говорила моя бабушка.

С руководителем Поморского центра публичной политики Вадимом Трескиным мы и пытались разобраться - куда в конечном итоге паровозы вывезут...

-Вадим Геннадьевич, а сколько лет паровозному движению в России?

-Экспериментирование {"тройками" началось где-то {середины девяностых, когда выяснилось, что политические идеи, которые партии предлагают, - они выше понимания избирателя. Это привело к тому, что все партии стали вождистскими. Несколько циклов выборов показали: вожди, лидеры - это наиболее понятная для избирателя символика. Пример: название партии "Яблоко" возникло от первых букв фамилий лидеров - Явлин-ский, Болдырев, Лукин. Если в других странах у партий есть символ, который представляет идею, - слон, осел, какой-то фрукт, дерево, - то у нас изначально партию представляют люди, а уж потом символ рождается из букв и созвучий в их фамилиях.

-Вы не отслеживали, как изменялась эффективность этого механизма от выборов к выборам?

-Когда его начали применять в 90-х, он был эффективен и стабильно добавлял партии 10-15 процентов. Сейчас он стал некоей обязательной конструкцией и проценты дает мизерные.

-А на доверие людей к выборам он как влияет?

-Смотрите: если система действует такое продолжительное время - значит, в эту игру готовы играть и те, кто обманывает, и те, кто обманывается. Избирателю-то что делать - ему отдавать голос всё равно за кого-то надо. Но разбираться в партийных программах... Да ну их... И партии предлагают подсказку, которая помогает сформировать правильную модель голосования, - персоналии. Нормальных мужиков и женщин, в которых разобраться гораздо проще. И гораздо проще найти по себе бывальщину или небывальщину.

-То есть избирателю-то сказки хочется?

-Да, да. Выборы - это в какой-то степени сказки, миф.

-И надо суметь рассказать нужную сказку? Вот лидер каждой из наших "троек" о чем рассказывает?

-Во-первых, смотрите: люди в "тройках" представлены как носители не идеи, а, скорее, силы. Это былинные богатыри. Собственно, игра в "тройки" - это схватка богатырей. Если так разложить, можно и в самом деле о каждой из партий свою былину рассказать.

-Давайте попробуем...

-В "Единой России": Михальчук представляет административную власть, силу и активность по контрасту {предыдущим губернатором-созерцателем. Он - око государево.

-А то, что он назначенный, - для него хорошо или плохо?

-Пока хорошо. Но сейчас маятник может раскачиваться от плюса к минусу в зависимости от того, какие новости приходят из федерального центра. Еще полгода назад было больше хороших новостей. В декабре - уже половина на половину. А в феврале, прогнозируют эксперты, соотношение станет совсем неприятным...

-Номер второй в списке Николай Калистратов - что символизирует?

-Калистратов - мощь северодвинских заводов оборонки... А вот для третьего номера, Виталия Фортыгина, придумать определение сложнее... Это такое хитроватое северное начало, сказочный Иванушка, который всё понимает и может оказаться умнее других. И еще он - свой, он наиболее человечный и понятный.

А вот коммунисты четко подошли к формированию "тройки" {точки зрения географии. Там есть северный кандидат из Северодвинска, есть архангельский и котласский.

Что у "Справедливой России": справедливость больше не мужское, а женское занятие, и там первым номером идет "богатырисса" Елена Вторыгина, типаж теплый, близкий, уравновешенный, готовый к компромиссам. Василий Баданин - тип руководителя, который всё разъяснит и всё организует, а предпринимательница Ольга Епифанова - self-made woman, женщина, которая "сама себя сделала", что в нынешних условиях опять же очень символично: когда наступал кризис, мужчины обычно впадали в обморочное состояние, а "запрягали" женщины.

Кстати, наши-то паровозы еще не совсем настоящие. Настоящие паровозы ездят, например, в Нарьян-Маре, где списки возглавляют Зюганов, Жириновский и так далее. Таким образом, там и гудок будет громче, и товары, которые они привезут, поинтереснее...

-А что тогда {ЛДПР, у них же нет общеобластной первой "тройки"?

-Это говорит о том, что сама по себе ЛДПР стоит несколько особняком. Она разговаривает {избирателями не языком былин, а путем прагматичного, иногда циничного персонального общения. В этом смысле ЛДПР всегда была партией одного человека. И сделать Жиринов-ского трехглавым?.. Получится Змей-Горыныч, который будет всех либо пугать, либо смешить.

-Вот сказки у нас получаются все русские... Значит ли это, что паровозы - чисто наше явление и за рубежом такого нет?

-Я сейчас читаю книжку о латиноамериканском политическом опыте, который нам очень близок. Так вот: у латиноамериканцев нет традиции использовать кандидатуры из исполнительной власти, которые заведомо не собираются избираться в национальные и региональные парламенты. Этой противоречит самой идее разделения власти. Если говорить о европейских странах, то им присущи все-таки "двойки": лидер и его заместитель. Ситуация, когда о лидере списка заранее известно, что он откажется от мандата, - это именно наше выхолащивание самой идеи партийной системы. Собственно, это не партийная система, а что-то другое... Лет через 10-15 политологи найдут этому название.

-И все-таки: паровоз идет на станцию, на которую ему не надо. Какой в этом смысл?

-(Задумывается.) Когда губернаторы, люди, олицетворяющие государство на местах, рассаживаются по паровозам, {которых всё равно потом соскочат, они тем самым говорят: нас на самом деле не семьдесят восемь, мы - один. И вы оказываете доверие одному.

Но, кстати, если говорить о паровозах, которые действуют сейчас, по весне, то этот механизм начинает давать сбой. Первого марта в девяти регионах будут проходить выборы в областные законодательные органы, и только в четырех из них главы регионов возглавляют списки. Президент Татарстана- Минтимер Шаймиев никогда, например, не баловался подобными вещами.

-Шаймиев - старый воин, мудрый воин...

-Он сознает, что в этом, во-первых, есть доля лукавства. Во-вторых, не хочет растрачивать на других свою личную энергию. Потому что это так или иначе скажется впоследствии- на его карьере. И он всегда ставит первым в списке кого-нибудь из своих чиновников, который и символизирует клан Шаймиева. А в тех четырех регионах, о которых мы говорили, работают губернаторы-первогодки...

-Вы сказали, что этой весной паровозный механизм даст сбой. Почему?

-Я не утверждаю, но есть такое ощущение. Когда все участники игры видят, для чего она сделана, смысл теряется. Если все знают ответ на загадку, зачем ее загадывать?

Отработанные технологии становятся препятствием для движения партийных составов. С паровозом по-хорошему не разогнаться. И потом, что представляет собой эта модель? Красивый фактурный паровоз и безликие вагончики. А когда смотришь на современный скоростной локомотив, уже и не понимаешь, что у него вагоны, а что - голова состава. В Лондоне есть, например, поезда вообще без машинистов...

-У нас будут такие поезда, где главный - все-таки состав?

-Безусловно, это же общемировое течение. Думаю, до нас оно дойдет лет через десять. А пока паровозы еще подымят.

Беседовала Светлана ГАВРИЛОВА



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя