Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
30 января 2009 (3)
Лидия МЕЛЬНИЦКАЯ

Наш "дядя Сережа"

3 февраля 2009 года исполняется 100 лет народному артисту ссср Cергею Николаевичу Плотникову

Свет далёких звёзд...Ему, этому чистому, незамутнённому свету, с годами всё труднее пробиваться к поколению, ослеплённому вспышками непрерывного шоу-звездопада. Боюсь, что мало кто из нынешней архангельской молодежи может сказать, чем Сергей Николаевич Плотников, артист и человек, был известен и знаменит не только в нашем городе, но и далеко за его пределами...

В марте 1961 года впервые в Архангельске проходил Всесоюзный кинофестиваль "Наш современник на экране". Три дня подряд наш, тогда ещё неизбалованный таким вниманием город жил в радостном возбуждении. Премьерные показы пяти новых фильмов, только что завершённых, ещё не запущенных в массовый прокат... Интересные встречи с их создателями, - режиссёрами, сценаристами, операторами, актёрами, - и уже известными, и много обещавшими. А какие имена! - Эльдар Рязанов, Илья Нусинов и Семён Лунгин (отец будущего режиссёра Семёна Лунгина, который поставил, в том числе и знаменитый "Остров"), Валентин Зубков, Леонид Быков...

Среди всего этого созвездия ближе всего к сердцам архангельских кинозрителей были выступления участников фильма "Прощайте, голуби" - ведь там мастером "Киевгаза" Максимом Петровичем был наш Сергей Николаевич Плотников. Самый известный в Архангельске театральный актёр радушным хозяином принимал дорогих гостей - замечательную Валентину Петровну Телегину, свою партнёршу по фильму, и режиссёра Якова Александровича Сегеля, поставившего "Прощайте, голуби" по собственному сценарию.

Запомнилось, как он бережно подсаживал в горкомовскую "легковушку" Валентину Петровну Телегину в длинной, тогда считавшейся дорогой шубе из коричневого мутона. Господи, неужели это она сыграла хитрую, жадную деревенскую склочницу в картине "Дело было в Пенькове"?! Довольно строгая и немногословная на публике, она была очень внимательна, заботлива и сердечна к друзьям и коллегам. Слышала это от режиссёра А.Я. Сегеля; именно он дал ей возможность наконец-то раскрыть свой талант в двух больших ролях - Матери в фильме "Дом, в котором я живу" и Марии Ефимовны в "Прощайте, голуби".

С замечательным человеком Яковом Сегелем я познакомилась весной 1958 года в Калининграде, где он снимал свой "Первый день мира". Может, кому-то об этом фильме напомнит песня "Берёзы, берёзы, родные берёзы не спят..."

А может, кто-то, так же, как я в детстве, был влюблен в кудрявого черноглазого мальчика, отважного Роберта Гранта из старого фильма "Дети капитана Гранта"? - его сыграл юный Яша Сегель. Такую вот компанию принимал на фестивале наш "дядя Серёжа" Плотников.

Именно благодаря кинорежиссёру Якову Сегелю, который, по сути, открыл театрального актёра Сергея Плотникова для кино, - у меня лично завязались дружеские отношения с Сергеем Николаевичем. До того кинофестиваля в Архангельске я, конечно, как и все в нашем городе, хорошо знала его по ролям в театре, много раз видела его на сцене Архангельского драматического...И вдруг у человека, как второе дыхание открылось - так естественно, психологически точно показал он, как обычного, не отягощённого моральными принципами работягу преображает любовь...

Творческая биография Плотникова сложилась так, что в кино он не успел сыграть молодые роли. Зато каким неиссякаемым жизнелюбием, энергией, свежими юношескими чувствами он потом наделял лучших своих экранных героев, - независимо от их возраста. В картине Я. Сегеля "Прощайте, голуби" Плотников с глубоким душевным пониманием рассказал нам о пожилом мастере "Киевгаза" (сегодня, после известного газового конфликта это звучит как-то особенно забавно) Максиме Петровиче, о его поздней любви, бесхитростном счастье.

До этого была первая небольшая роль в картине "Михайло Ломоносов" (1955 год), после чего ещё сыграл старого рабочегометростроевца "дядю Серёжу" в фильме "Добровольцы" режиссёра Юрия Егорова.

Кстати, именно в роли "дяди Серёжи" и запомнился Сегелю неизвестный провинциальный актёр Плотников. А тут вдобавок Юрий Егоров посоветовал коллеге-режиссёру попробовать его на роль Максима Петровича - после чего наш архангельский "дядя Серёжа" стал очень востребован. До 30 киноработ, очень разных по характеру, - но планку не снижал нигде. Был убедителен, каждый раз находил новые краски и для полярного лётчика-асса в картине "При исполнении служебных обязанностей", и для богатого купца-самодура из телефильма "Три года" по одноимённой чеховской повести, и для старого помора из "России молодой", - да долго можно перечислять...

У нас о Сергее Николаевиче Плотникове писали много, - но, в основном, как об актёре театральном. Мне же кажется, что именно кино позволило Сергею Николаевичу полнее раскрыть свои творческие возможности Даже в ролях "второго плана". Не забуду его театрального пиротехника из фильма Сергея Соловьёва "Наследница по прямой". Он дал нам почувствовать то, что роднит этого старого чудака-пенсионера с совсем юной героиней фильма Женей - воинственную непримиримость к душевной пустоте и фальши, к предательству в дружбе.

Играя человека театра, причём старой закалки, ему, по сути, ничего и не надо было играть - совершенно просто и естественно он сумел передать трепетное отношение к иллюзии, веру в то, что желаемое, то во что веришь, - может стать реальным. Трогательный и немножко сентиментальный кадр - герой Сергея Николаевича с тачкой, гружённой взрывчаткой, идёт вдоль моря своей неповторимой плотниковской походкой вперевалочку - бороду развевает морской ветер, глаза истово верующего в чудо человека блестят интересом к жизни...Он идёт взрывать, идёт готовить представление. К сожалению, мало, кто так использовал крупный актёрский дар Плотникова, как Соловьёв.

Помню, как в ноябре 82го, сразу после выхода на экран "Наследницы по прямой" этот умный, оригинальный и сложный фильм обсуждали на заседании студенческого дискуссионного клуба "Ракурс", который действовал при кинотеатре "Русь". Фильм представлял собравшимся Сергей Николаевич Плотников; он горячо, увлечённо рассказывал о съёмках и о работе режиссёра Сергей Соловьёва, конечно. При этом заметил с гордостью: "Он ведь наш земляк, родом из Соломбалы!"

Да, известный, талантливый режиссёр Сергей Соловьёв, хоть и родился в Кеми, но родовые корни его, действительно соломбальские (он, кстати, по материнской линии приходится родственником журналистке "Северного комсомольца" Вере Румянцевой).

Но вот какая штука - сам-то Сергей Николаевич не из Архангельска родом, а с Поволжья. Приехал в наш город после окончания Саратовской студии ТРАМа (театра рабочей молодёжи) в 1929 году - и так сроднился с Архангельском за долгие годы работы сначала в ТЮЗе, потом в Архангельском драматическом театре, что уже давно чувствовал себя настоящим помором.

Но своих детей Сергей Николаевич старался уберечь от сцены, был доволен, что сын Николай выбрал медицину, стал хорошим врачом-фтизиатром. Вообще семья народного артиста СССР Плотникова отличалась непритязательностью, простотой и порядочностью. Сам Сергей Николаевич был далёк от нравов актёрской богемы, придерживался строгих моральных устоев. Да, выпить мог, - но лица не терял. Он был сильным, добрым, отзывчивым человеком старого закала, - и хорошо бы мы почаще вспоминали нашего "дядю Серёжу"...

Лидия МЕЛЬНИЦКАЯ



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя