|
Северный комсомолец
30 января 2009 (3)
Лидия МЕЛЬНИЦКАЯ
Наш "дядя Сережа"
3 февраля 2009 года исполняется 100 лет народному артисту ссср Cергею Николаевичу Плотникову
Свет далёких звёзд...Ему, этому чистому, незамутнённому свету, с годами всё
труднее пробиваться к поколению, ослеплённому вспышками непрерывного
шоу-звездопада. Боюсь, что мало кто из нынешней архангельской молодежи может
сказать, чем Сергей Николаевич Плотников, артист и человек, был известен и
знаменит не только в нашем городе, но и далеко за его пределами...
В марте 1961 года впервые в Архангельске проходил Всесоюзный кинофестиваль "Наш
современник на экране". Три дня подряд наш, тогда ещё неизбалованный таким
вниманием город жил в радостном возбуждении. Премьерные показы пяти новых
фильмов, только что завершённых, ещё не запущенных в массовый прокат... Интересные
встречи с их создателями, - режиссёрами, сценаристами, операторами, актёрами, -
и уже известными, и много обещавшими. А какие имена! - Эльдар Рязанов, Илья
Нусинов и Семён Лунгин (отец будущего режиссёра Семёна Лунгина, который
поставил, в том числе и знаменитый "Остров"), Валентин Зубков, Леонид Быков...
Среди всего этого созвездия ближе всего к сердцам архангельских кинозрителей
были выступления участников фильма "Прощайте, голуби" - ведь там мастером
"Киевгаза" Максимом Петровичем был наш Сергей Николаевич Плотников. Самый
известный в Архангельске театральный актёр радушным хозяином принимал дорогих
гостей - замечательную Валентину Петровну Телегину, свою партнёршу по фильму, и
режиссёра Якова Александровича Сегеля, поставившего "Прощайте, голуби" по
собственному сценарию.
Запомнилось, как он бережно подсаживал в горкомовскую "легковушку" Валентину
Петровну Телегину в длинной, тогда считавшейся дорогой шубе из коричневого
мутона. Господи, неужели это она сыграла хитрую, жадную деревенскую склочницу в
картине "Дело было в Пенькове"?! Довольно строгая и немногословная на публике,
она была очень внимательна, заботлива и сердечна к друзьям и коллегам. Слышала
это от режиссёра А.Я. Сегеля; именно он дал ей возможность наконец-то раскрыть
свой талант в двух больших ролях - Матери в фильме "Дом, в котором я живу" и
Марии Ефимовны в "Прощайте, голуби".
С замечательным человеком Яковом Сегелем я познакомилась весной 1958 года в
Калининграде, где он снимал свой "Первый день мира". Может, кому-то об этом
фильме напомнит песня "Берёзы, берёзы, родные берёзы не спят..."
А может, кто-то, так же, как я в детстве, был влюблен в кудрявого черноглазого
мальчика, отважного Роберта Гранта из старого фильма "Дети капитана Гранта"? -
его сыграл юный Яша Сегель. Такую вот компанию принимал на фестивале наш "дядя
Серёжа" Плотников.
Именно благодаря кинорежиссёру Якову Сегелю, который, по сути, открыл
театрального актёра Сергея Плотникова для кино, - у меня лично завязались
дружеские отношения с Сергеем Николаевичем. До того кинофестиваля в Архангельске
я, конечно, как и все в нашем городе, хорошо знала его по ролям в театре, много
раз видела его на сцене Архангельского драматического...И вдруг у человека, как
второе дыхание открылось - так естественно, психологически точно показал он, как
обычного, не отягощённого моральными принципами работягу преображает любовь...
Творческая биография Плотникова сложилась так, что в кино он не успел сыграть
молодые роли. Зато каким неиссякаемым жизнелюбием, энергией, свежими юношескими
чувствами он потом наделял лучших своих экранных героев, - независимо от их
возраста. В картине Я. Сегеля "Прощайте, голуби" Плотников с глубоким душевным
пониманием рассказал нам о пожилом мастере "Киевгаза" (сегодня, после известного
газового конфликта это звучит как-то особенно забавно) Максиме Петровиче, о его
поздней любви, бесхитростном счастье.
До этого была первая небольшая роль в картине "Михайло Ломоносов" (1955 год),
после чего ещё сыграл старого рабочегометростроевца "дядю Серёжу" в фильме
"Добровольцы" режиссёра Юрия Егорова.
Кстати, именно в роли "дяди Серёжи" и запомнился Сегелю неизвестный
провинциальный актёр Плотников. А тут вдобавок Юрий Егоров посоветовал
коллеге-режиссёру попробовать его на роль Максима Петровича - после чего наш
архангельский "дядя Серёжа" стал очень востребован. До 30 киноработ, очень
разных по характеру, - но планку не снижал нигде. Был убедителен, каждый раз
находил новые краски и для полярного лётчика-асса в картине "При исполнении
служебных обязанностей", и для богатого купца-самодура из телефильма "Три года"
по одноимённой чеховской повести, и для старого помора из "России молодой", - да
долго можно перечислять...
У нас о Сергее Николаевиче Плотникове писали много, - но, в основном, как об
актёре театральном. Мне же кажется, что именно кино позволило Сергею Николаевичу
полнее раскрыть свои творческие возможности Даже в ролях "второго плана". Не
забуду его театрального пиротехника из фильма Сергея Соловьёва "Наследница по
прямой". Он дал нам почувствовать то, что роднит этого старого чудака-пенсионера
с совсем юной героиней фильма Женей - воинственную непримиримость к душевной
пустоте и фальши, к предательству в дружбе.
Играя человека театра, причём старой закалки, ему, по сути, ничего и не надо
было играть - совершенно просто и естественно он сумел передать трепетное
отношение к иллюзии, веру в то, что желаемое, то во что веришь, - может стать
реальным. Трогательный и немножко сентиментальный кадр - герой Сергея
Николаевича с тачкой, гружённой взрывчаткой, идёт вдоль моря своей неповторимой
плотниковской походкой вперевалочку - бороду развевает морской ветер, глаза
истово верующего в чудо человека блестят интересом к жизни...Он идёт взрывать,
идёт готовить представление. К сожалению, мало, кто так использовал крупный
актёрский дар Плотникова, как Соловьёв.
Помню, как в ноябре 82го, сразу после выхода на экран "Наследницы по прямой"
этот умный, оригинальный и сложный фильм обсуждали на заседании студенческого
дискуссионного клуба "Ракурс", который действовал при кинотеатре "Русь". Фильм
представлял собравшимся Сергей Николаевич Плотников; он горячо, увлечённо
рассказывал о съёмках и о работе режиссёра Сергей Соловьёва, конечно. При этом
заметил с гордостью: "Он ведь наш земляк, родом из Соломбалы!"
Да, известный, талантливый режиссёр Сергей Соловьёв, хоть и родился в Кеми, но
родовые корни его, действительно соломбальские (он, кстати, по материнской линии
приходится родственником журналистке "Северного комсомольца" Вере Румянцевой).
Но вот какая штука - сам-то Сергей Николаевич не из Архангельска родом, а с
Поволжья. Приехал в наш город после окончания Саратовской студии ТРАМа (театра
рабочей молодёжи) в 1929 году - и так сроднился с Архангельском за долгие годы
работы сначала в ТЮЗе, потом в Архангельском драматическом театре, что уже давно
чувствовал себя настоящим помором.
Но своих детей Сергей Николаевич старался уберечь от сцены, был доволен, что сын
Николай выбрал медицину, стал хорошим врачом-фтизиатром. Вообще семья народного
артиста СССР Плотникова отличалась непритязательностью, простотой и
порядочностью. Сам Сергей Николаевич был далёк от нравов актёрской богемы,
придерживался строгих моральных устоев. Да, выпить мог, - но лица не терял. Он
был сильным, добрым, отзывчивым человеком старого закала, - и хорошо бы мы
почаще вспоминали нашего "дядю Серёжу"...
Лидия МЕЛЬНИЦКАЯ
| |