Пресса Архангельской области
 



Северный комсомолец
27 марта 2009 (11)
Леонид ЧЕБАНЮК

"Крепостная" актриса

Сегодня - Международный день театра. И сегодня самое то - написать о лучшем в нашем театре. Только, ради Бога, пусть никто не обижается. Автор этого материала всего лишь человек. И не претендует на "окончательное решение".

Актрисе Архангельского театра кукол Светлане Михайловой (заслуженной артистке России, лауреату премии "Золотая Маска") было 16, когда она пришла в кукольный театр, тогда ещё не архангельский. 16, когда она стала Актрисой. 16, когда я имел честь впервые приложиться к её руке и влюбиться... Ей 16 всегда, потому что она очень и очень красива...Французы говорят: шарм. Это не перевести. Это когда прекрасна... Во всём.

Мне досадно, что она актриса театра кукол. Только театра кукол. Поэтому "Ленинградская сказка", "Чайка" - любимые спектакли. Там Светлана видна сама по себе. С лицом, руками, грацией - то хищной, то беззащитной, то влюблённой Кошки.

Мне всегда хочется "улучшить" прямую речь в интервью, привнести своё видение, расшифровать, отредактировать... Стиль и интонации Светланы Михайловой настолько естественны, что "переписывать" их - всё равно что подсыпать в родник хлорку.

"ПРОБИТЬСЯ В КРАНОВЩИЦЫ"

- Да я, честно говоря, и сама не видела, чтобы стремились стать именно артистами кукольного театра, а не просто артистами. В "кукольный" человека обычно выносит сама жизнь. Ну у меня с детства, наверное. Потому что кукольный кружок, потому что тайна, сказка, чёрное, кулисы...

Иногда я задумываюсь, почему я стала актрисой. А потом становится лень задумываться... Ну чего я задумалась-то к 50 годам?.. Ну шло и шло. И несло к этому. Вот и стало.

Была у меня мечта в детстве. Единственная. Я очень хотела стать это... которая на кране-то. Крановщицей! Я и сейчас иду иногда, голову вверх задеру... Не то что завидую. Нравится это мне. Причем я высоты боюсь...

Я в детстве занималась балетом, плаванием. Но в силу травм всяких отпало всё это... А тут Горьковское училище, театральное. Оказывается этому учат... Была молодая, тупенькая ещё. Вот и стала поступать в театральное училище. Но провалилась.

И я решила пробиваться в крановщицы. Причем это было трудно. Народу там было на этих крановщиков! Меня через знакомых туда пристраивали. И уже у меня документы там, а мне папа утром говорит: "Света, я по радио слышал, что набирают в театр кукол помощников..."

Это не то что кран - плохо, а театр - хорошо. Он просто предлагал мне выбрать разные жизни. Или разные пути в этой жизни. А я испугалась дико. И папа со мной пошёл в театр. Если бы не он, я бы и не узнала, и не пошла. От страха.

Пришли. Нас там аж 300 человек отсматривали в Мурманском театре кукол. И взяли меня... И мальчика одного. Он так и проработал там. В прошлом году умер - Царствие Небесное ему.

Мурманский театр считался "звёздным". Все актёры с высшим образованием - ЛГИТМиК окончили. Режиссёр передовой, залы полные... А я-то этого ничего не понимала ещё. Отработала год. И мне одна актриса сказала: тебе надо поступать в Ленинград. У тебя способности.

А у меня действительно были способности. У меня была феноменальная память. Я запоминала с первого раза любой текст. Вот если я смотрела сцену из зала один раз, то могла повторить всё сразу же. Только мне нужно было на сцену выйти, чтобы не зеркально повторять движения. И поэтому у меня было аж 19 вводов. В 16 лет! Ну кто заболел, у кого-то чего-то... И ставили на роль, потому что знали, что хотя бы текст правильно скажет. И с куклой навыки работы были - всё-таки кукольный кружок в детстве. И ставили.

Даже интриги какие-то были. Кричали мне вслед: "Премьерша!" Да... Интриги! А я ещё этого ничего не понимала. Я даже не знала, кто такая "Премьерша". Я думала, меня поздравляют. Господи... Такая глупая. Вообще, "зелёная".

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Папа у меня был капитан, сначала торгового, потом рыболовецкого флота. Четыре месяца он в море. Три месяца на берегу сплошного праздника. Он играл на всём. Всё, что звенело, на этом он умел играть. Хорошо играть.

А ещё у него были золотые руки. Он умел отремонтировать всё. И была дома потрясающая примета - перед приходом отца в доме что-то ломалось. Допустим, объявляют, что его судно придёт в порт 15-го. А 14-го ничего не сломалось, ничего не отвалилось. Мы уже знали: не придёт! Сегодня не сломалось, завтра, послезавтра... Наконец, отваливается ручка у двери. Тут же домой возвращается папа.

В гостях у нас постоянно бывали старпомы, капитаны... Всё его сокурсники. И странно - все они начали вымирать постепенно. Мы сначала ничего не понимали. И только потом, когда появилась информация, ЧТО именно могли перевозить на судах торгового флота (суда Мурманского пароходства перевозили в том числе и ядерные отходы. - Прим. автора), я думаю, что знаю, почему так рано ушёл папа. Он никогда не жаловался на здоровье. А тут четыре месяца, и уже метастазы, меланома, крайняя степень. У меня был огромный отец, физически очень хорошо развит - и бокс, и самбо. А тут я приезжаю с первого курса, а на кровати лежат только два глаза. Это страшная штука. Маме всё это досталось. Она мне и не писала про это.

"Не наша" одежда в Мурманске - это даже в советское время было нормально. Другое дело - "всякие" журналы. Это сейчас они спокойно продаются, а тогда за это с работы выгоняли и даже сажали. Папа привёз такие журналы. Слышу, мама кричит: "Ой, опять привёз "порнушку"!"

Отец зовёт меня, показывает журналы и говорит:

- Света, если в школе тебе будут показывать вот такое, то это называется эротика. А вот это (и достаёт другой журнал и показывает) - порнография! Это нельзя смотреть! (и рвёт его). Но говорить, что у тебя есть эротика или ты видела порнографию, - никому не надо.

"ПОЖЕВАЛ САМ, ДАЙ ПОЖЕВАТЬ ТОВАРИЩУ"

Я долгое время вообще не понимала, как город может находиться в плоскости, на равнине. Мне нужно, чтобы забираться, чтобы с чего-то спускаться. Мне нужно перемещение в пространстве.

Поскольку Мурманск - портовый город и там венерические болезни были рядовым явлением, то такая дикая чистота. Везде! Ну просто хоть языком лизни. По детским садам, по школам постоянно ходили проверяющие с белоснежным платочком и протирали пол. И когда я в Питер приехала учиться, то мне казалось, что грязно, ну просто везде. Старинно, красиво, изысканно, но всё залапано!

А ещё, когда я поступила в ЛГИТМиК, то я была самая младшая на курсе. А по-женски я ощущала себя самой старшей. Ну или знающей, наверное. Потому что уж чего только в Мурманске не насмотрелась, не наслушалась... Тогда уже существовали все эти бордели, притоны. И все знали нужные номера телефонов, знали, где чего можно достать. Наркотиков не было. А всё остальное - в избытке.

Когда мы приехали на гастроли в Норвегию в первый раз, мне было так странно всеобщее удивление. Ой, сопки, коттеджи, занавесочки! Да всё также, как в Мурманске. Почти. А норвежцы, шведы, финны... Ну приедут они в Мурманск, напьются и валяются под кустом. Мне папа говорил: "Если увидишь пьяного мужика, который валяется под кустом, - это финн! Русский всегда доползёт". И ведь правда.

И не было у нас такого, как у всех советских детей: "Дяденька, дай жвачку!". Потому что отцы всё привозили и мы сами могли - пожевал сам, дай пожевать товарищу.

"Я ВСЯ В РОЗАХ

И ЕМ ВИНОГРАД"

Папин отец, мой дед, был наркомом (министром) Узбекистана. Когда мне исполнился год, меня увезли в Ташкент к дедушке с бабушкой, и я там прожила пять лет. А увезли потому, что первое время мои родители жили в Мурманске в бараке. Там волосы к подушке примерзали. А в Ташкенте я спала в гамаке и лопала виноград не вставая. Дед разводил розы и виноград "Дамские пальчики". Вот такое у меня детство было - я вся в розах, ем виноград.

Мой прадед по материнской линии был колдун. Это те, которые на Урале жили. Бабушка была шептунья, а он считался колдуном. Когда надо было спасать лошадей от эпидемии, звали его. Его и боялись, и дом стороной обходили, и много про него всяких сказаний ходило. Придумывали, конечно, половину. Умирал он в 99 лет, очень мучительно. Три дня он умирал, и три дня он кричал: "Прокляну, если Свету не привезёте!" Я была в Мурманске. (Колдуны, по некоторым поверьям, перед смертью обязательно должны передать свой дар потомкам.) Но бабушка запретила меня привозить.

А потом как-то она увидела, что я могу снимать головную боль. Я просто видела, что у человека болит голова, и знала, что руками могу это убрать. А она запретила мне вмешиваться в эту сферу. Сказала: "У тебя защиты нет! А без защиты ты всё будешь принимать на себя".

"РАЗВЕ МОЖНО ЗА ДОМ ВЫХОДИТЬ ЗАМУЖ?"

Все мальчики у меня в Мурманске были высокие, кудрявые... Скандинавского такого типа. А когда мы с Димой приехали знакомить его с моей мамой, вышли из самолёта, подошли... И я смотрю, у мамы слеза катится. Я говорю: "Мама! Спокойно, это твой зять". Это сейчас для неё нет лучше зятя и любимее человека...

Он-то этого не помнит ничего, а я...

Бежит мимо нас, - которые поступают, мальчик. Такой худенький, в "битловочке", чуб на фиолетовых глазах блондинистый... А я стою, как мне потом сказали, "ни кожи, ни рожи, ещё и в артистки приняли". А я просто с волосами экспериментировала и приехала поступать практически лысая. В ситцевом платье и в кедах. И ненакрашенная, поскольку три дня на вокзале ночевала. И вот такой меня Дима увидел. А у него глаза горят... Чего я в Мурманске видела?! У них чего горит? Куда горят. У них в другую сторону глаза горят. А тут я этюд показываю с куклами, а у него глаза горят творчески. И вот тут у меня чего-то ёкнуло. И я говорю: "Похоже, этот мальчик будет моим мужем". И все так заржали...

Я понимаю, что я бы долго могла выбирать. Если бы Лохов, со свойственной ему... Он может долго думать, отступать, как тигр, а потом как броситься. Он узнал, что у меня есть молодой человек, с которым я долго дружу, который меня хорошо знает, его родители меня знают, дом купили на станции Мга, мы уже ездили его смотреть, мы уже заявление подали... Я уже сказала Лохову, что я, наверное, замуж пойду...

А он не понял. Я говорю: "Дом купили! Неудобно отказываться..." Лохов реагирует: "Разве можно за дом выходить замуж?" Подумал... Залез по водосточной трубе на третий этаж (их в общежитие не пускали)... А он - лёгкий. Видимо, поэтому водосточная труба не оторвалась. Бросил мне в открытое окно букет сирени, сказал: "Выходи за меня замуж", - и дррррррррр. Вниз.

Я никогда ничего не боялась, пока у нас не родился сын. Максим... Мне странно, что в нашей семье мог вырасти такой "продвинутый" мальчик. Когда он ехал поступать, я сказала себе: "Не поступит, и ладно". А он не только окончил, стал актёром, но и научился проводить какие-то тендеры... я в этом ничего не понимаю. А когда он мне начинает объяснять, то мне сразу становится кисло. Когда мне говорят, что у тебя сын такой умный, он такие бумаги составляет, я восхищаюсь: "Вы их ещё и прочитали!" Я не могу.

ПО ПОВОДУ "КРЕПОСТНОЙ" АКТРИСЫ

Есть у меня возможность порыпаться. Но как-то эти возможности ни к чему хорошему не приводят. Мне ничего по большому счёту не интересно, кроме нашей семьи и нашего театра. Вот я сейчас хожу в барокамеру. Лежу час и думаю: вот человек постепенно по жизни переходит в какое-то новое качество. Раньше я всегда, чего хотела, того и добивалась. Вплоть до переезда в новую квартиру. Вот не нравилось мне жить в Привокзальном районе, и так получилось, что мы стали жить на Набережной. Вот не несли меня ноги в старую. И мы переехали. Хотя тут... Самое стойкое, что здесь было, - это тараканы. Как их ни морили, они просто переходили всем табором из одной квартиры в другую. Это было видно. Со всем барахлом кочевали по подъезду... Ну ладно. Это всё к тому, что раньше хотелось перемен, нового, разговоров... И получалось именно так, как я хочу. А сейчас?.. Я пытаюсь понять, чего я хочу. Я актриса, наверное, одного театра. Точно - одного режиссёра. Да... в этом смысле "крепостная". Но, когда я пойму, чего именно мне сейчас хочется, стану другой. Хоть и останусь, наверное, "крепостной" актрисой.

Записал Леонид ЧЕБАНЮК



Северный комсомолец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя